Цель: Сформировать у учащихся представление о том, что Коми-Пермяцкий округ – часть страны.
Задачи:
- Формировать коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве на основе использования различных источников.
- Формировать компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
- Воспитывать чувство ответственности, толерантности, патриотизма.
Тип урока: Урок-проект.
Цель проекта: Создать проект об истории политических репрессий в Коми-Пермяцком округе.
Задачи проекта:
- Самостоятельно найти информацию;
- Оформить мини-проекты в виде докладов;
- Разработать электронные презентации;
- Провести презентацию проекта.
Методы исследования: диалог, интервью, анализ, обобщение.
Практическая значимость: Создание докладов, которые можно использовать на уроках литературы, краеведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, а тему урока вы напишете в конце урока самостоятельно.
II. Основная часть
Эпиграф к нашему уроку я выбрала высказывание Дж. Байрона «Лучший пророк для будущего – прошлое». Вдумайтесь в эти слова и попробуйте понять почему они выбраны для сегодняшнего урока.
Незаконно обвиненные
Поневоле осужденные
Испытали на себе агрессию
Жертвы политических репрессий.
Но людская память помнит
Ту ужасную черную тень
И теперь появилась дата –
Этот скорбный трагический день.
– 30 октября – День Памяти жертв политических репрессий (на отдельном столике стоит стакан с водой, кусок хлеба и свеча. Зажигаю свечу.)
– Давайте попробуем найти ассоциации слову репрессия. (зло, беззаконие, жестокость, враги народа, расстрелы)
– А сейчас каждый самостоятельно попробуйте составить определение слову репрессия.
– Пожалуйста, что получилось? (ответы детей)
Репрессии- наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.
Согласно закону России № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г., признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни и свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным или религиозным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. (закон оформлен на плакате, на доске)
– Репрессии одна из трагических страниц истории нашей Родины – любви к ней и гражданском подвиге одних, мужестве , бесстрашии и трудолюбии других, о подлости, трусости и жажде власти третьих.
– Имели ли место репрессии в Коми округе, или эта страшная трагедия обошла нас стороной. (На доске вопрос «Репрессии в Коми округе? или!
Над решением этого вопроса работали вы, поделившись на группы. Если вы нашли доказательства, то они должны прозвучать на занятии, а подтверждающие факты отражены на плакате, он пока пуст (На доске плакат по середине которого написано 30 Октября День Памяти жертв политических репрессий)
– Алгоритм выступления группы следующий:
- Направление работы
- Доказательства, источники
- Результат
Регламент выступления группы 7-10 минут.
Выступление 1 группы. Направление «История коми-пермяков, жертв политических репрессий, которых уже нет в живых.
Источники :Статьи из газет лицейской библиотеки и окружной библиотеки: («Ракурс» информационно-аналитическая газета Коми-Пермяцкого округа от 27 октября 2011 года №43 статья «День Памяти жертв политических репрессий»; «Парма» от 30 октября 2007 года № 255 статья «А раны не заживают»; «Парма» от 30 октября 2002 года № 239 статья «Пусть будут прокляты палачи»)
Результат: Статьи из газет – это реальные истории пострадавших коми-пермяков, это явное доказательство репрессий в нашем округе. (3 статьи приклеиваются на плакат)
Поломанные судьбы
Разбитые надежды
Невинные по сути
Ушедшие навечно.
Вы нестерпимой болью
В сердцах людских живете
И памятью – любовью
Земную скорбь несете.
2 группа. Направление «Свидетели этих событий и семьи пострадавшие от репрессий»
Источники: Видеоролик интервью с Верой Брониславовной Шарыбкиной, которая в 3-х летнем возрасте была репрессирована из Белоруссии в Коми округ в спецпоселок Монастырь Гайнского района Коми округа вместе с родственниками (15 человек). Выступление Борисовой Н.Ф. и Беляевой Г.Г.(преподаватели лицея) семьи которых также пострадали от репрессий.
Результат: Истории заранее прослушаны членами рабочей группы , напечатаны в ходе рассказов помещаются на плакат. Интервью остается в фонд кабинета.
Они мирно жили и честно трудились
Но в одночасье все изменилось.
Сломлены судьбы, надломлены души,
Стенанья родных. Как можно их слушать?
Сегодня, в День Памяти этих несчастных
Мы вспомним, как все это было ужасно.
Стыдливо потупив глаза от родных
Мы тихо попросим: «Простите за них».
3 группа. Направление: «Общественная организация «Мемориал»
Источники: Книга «Наш край». Кудымкар. 2002 г. статья «Мемориал начал свою работу», интернет, видеоинтервью встречи с председателем общества «Мемориал» в Коми Округе Артуром Михайловичем Кривощековым
Результат: На плакат приклеивается карта спецпоселений в нашем округе, собственноручно нарисованная А.М. Кривощековым. Интервью остается в фонд кабинета.
Такое страшное было время
Врагом народа был сам народ
Любое слово, любая тема…
И по этапу страна… вперед!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем
На все запреты, на всех печать…
Народ толпой по этапу гнали
Чтоб было легче им управлять.
4 группа. Направление «Места расстрелов»
Одиноко крест стоит в Логу,
Опустили низко ветви ели.
Нынче здесь лесная тишина,
А когда-то выстрелы гремели.
Выстрелы в упор, в затылок.
Обливаясь кровью падали тела.
Черная жестокая эпоха
Палачей кровавых родила.
Содрогалась в ужасе планета.
Принимая в лоно невиновных
Убивали «классовых врагов»
Оставляли только «чистокровных».
Сколько их невинно убиенных
Стынет там за смертною чертой.
Вспомним их сегодня поименно
Христианской панихиды в час святой.
А. Седой
Доказательства: Презентация поездки к мемориалу «Сухой Лог», статья из газеты «Звезда» от 31 июля 1992 года «Тайна Сухого Лога», статья из газеты «Иньвенский край» от 25 октября 2007 года «Вишня керос».
Результат: Статьи из газет на стенд, презентация в фонд кабинета.
– Какие выводы можно сделать из получившегося оформленного плаката.
(Коми Округ был втянут в машину репрессий, как и вся страна) Вопросительный знак убираю, оставляю только восклицательный.
Многие из нас считают, что мы живем далеко, не в центре и не важно где что происходит. Запомните наш округ –это частичка большого организма, большой страны и всего мира. Любое событие касается и нас с вами.
В годы произвола и беззакония любой человек, вне зависимости от национальности, принадлежности к социальной группе и положению в обществе, вопреки действующей конституции мог быть просто арестован и брошен в застенки, подвергнут чудовищным пыткам, выдержать которые мог не каждый.
– Давайте зажгем свечи и почтим память о тысячах невинных жертвах минутой молчания. Пусть огонь от наших свечей согреет их души и осветит их сердца.
– Впервые День Памяти жертв политических репрессий был отмечен 30 октября 1974 года по инициативе диссидента Кронида Любарского. Как вы думаете зачем решили установить эту дату?
(Чтоб не оправдывать сталинские репрессии, это национальная трагедия. Цена человеческой жизни превыше всего. Это день познания нашей истории. Это урок памяти из которого необходимо сделать выводы.)
– Какие выводы? (Историю надо знать, чтобы она не повторилась. Надо иметь свою твердую гражданскую позицию, чтоб не допустить повторения этих страшных страниц.)
– Как бы вы назвали урок. (ответы детей)Я назвала «Без вины виноватые» Как вы думаете почему?
III. Домашнее задание
– Мы живем с вами время, когда можем читать любые книги, смотреть любые фильмы, ездить в любое государство мира, критиковать если нам не нравиться, учиться за границей и т.д. Попробуйте написать письмо в прошлое, тем кто невинно пострадал в эту эпоху.
IV. Подведение итогов
Давайте подведем итог нашей работы. У каждого есть свой дневник, который заполните самостоятельно. (Разъясняю пункты)
(заполнение дневников)
И последнее вопросы каждой команде:
– Что больше запомнилось работая над проектом?
– Какие были трудности?
– Что бы сделали по-другому?
– Кому скажем отдельное спасибо?
(Дневники собираю. На следующем уроке выставляю оценки после обработки дневников)