Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством К.И.Чуковского; повторить литературную терминологию (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, читать по ролям, объяснять лексическое значение слов, пользуясь словарем учебника.
Оборудование: выставка книг К.И.Чуковского; ПК; медиапроектор; аудиозапись стихотворения «Путаница»; карточки с текстом для речевой разминки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Речевая разминка (работа в парах).
– Прочитайте загадку на ваших карточках.
Чудесный дом.
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
– Отгадали? (Цыпленок)
– А теперь прочитайте медленно жужжащим способом, затем с вопросительной интонацией, с удивлением, с сожалением, скороговоркой.
3. Постановка целей урока
– Прочитайте только русские буквы и вы узнаете автора этой загадки:
WSKLOPVIHLSEЙW SLЧУLVIKOLSBVCKИLSЙS (Корней Чуковский)
– Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его творчестве.
4. Проверка домашнего задания
– Давайте посмотрим нашу выставку. Расскажите о книгах, которые вы принесли сегодня на урок.
5. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке вы узнаете много интересного из жизни К.И.Чуковского.
(Рассказ сопровождается показом презентации. Приложение 1)
К.И.Чуковский родился в 1882 году в Петербурге. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. В своей жизни он перепробовал много профессий. Работал в газете «Одесские новости». Эта газета направила его для работы в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря этому мы можем прочитать «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключение Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где познакомился и подружился со многими известными людьми. У Корнея Ивановича было четверо детей и общение с ними было для него лучшим отдыхом. А вот сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Однажды заболел его сынишка, и, чтобы как-то развлечь малыша, Корней Иванович стал рассказывать сказку
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, крокодил, крокодилович...
Так родились первые строки его сказки
«Крокодил». А наутро его сын, проснувшись,
попросил снова рассказать ему вчерашнюю сказку.
Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в
слово.
А однажды, работая в своем кабинете, К.И.Чуковский
услышал, как рыдает его маленькая дочка, не желая
мыться. Тогда он вышел, взял ее на руки и
неожиданно для самого себя произнес:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам!
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр». У К.И.Чуковского много загадок. Со многими из них мы уже познакомились во время речевых разминок.
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока
1) Актуализация знаний
– Помните строчку «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Как называют этот жанр русского народного творчества? (Небылица). А сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.
2) Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Путаница»
– Почему вы улыбались при чтении? Что показалось вам смешным?
3) Словарная работа.
Значение выделенных слов и выражений дети находят в словарике учебника.
4) Работа по содержанию стихотворения.
– Назовите всех персонажей сказки.
– Кто из них самый серьезный? Как его называет
автор?
– Чем это стихотворение похоже на небылицу?
– Рассмотрите иллюстрации. Подберите текст из
стихотворения к каждой из них.
– Какое настроение создает автор этим
стихотворением?
5) Работа над чтением стихотворения. Чтение стихотворения по цепочке, по ролям
6) Работа в группах
– А сейчас попробуем тоже стать поэтами. Каждой группе дано слово. Ваша задача подобрать к своему слову как можно больше рифм. (Слова: пирожок, котенок, глаза, золотой).
8. Рефлексия
– Что сегодня на уроке вам особенно
понравилось?
– Что у вас особенно хорошо получилось?
9. Подведение итогов урока
– Над стихотворением какого поэта мы сегодня
работали?
– Какие еще произведения К.И.Чуковского вы
знаете?
10. Домашнее задание
– Дома выучите, пожалуйста, наизусть любой отрывок из стихотворения «Путаница» и нарисуйте к нему рисунок.