Цель урока: Познакомить детей с новым видом наложения заплаты.
Задачи:
- Обобщить знания детей о видах ремонта одежды.
- Познакомить с правилами наложения заплаты в виде аппликации. Учить пользоваться инструкционной картой.
- Корригировать и развивать навыки наложения заплаты.
- Воспитывать самостоятельность в принятии решения при выборе ткани и отделки изделия, аккуратность при выполнении работы.
- Способствовать обогащению словарного запаса.
Материалы, инструменты и оборудование:
Образцы одежды с различными видами ремонта, технологические карты, одежда для ремонта, шаблоны аппликаций, материал для аппликаций, игла, ножницы, булавки, швейная машина, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация и систематизация знаний.
- Объяснение новой темы.
- Практическая работа.
- Итоги урока.
Ход урока
1. Организационный.
Учитель: Все вы знаете стихотворение К.И. Чуковского “Федорино горе”, давайте вспомним его. (Ответы детей)
Так вот на нашем уроке беда у Федоры приключилась не с посудой, а с одеждой.
Учитель:
Мне Федора надоела, в разгильдяйстве нет предела
Низ у юбки оторвался и оторванным остался
Ей не хочется зашить, взять её и починить.
Посмотрите вы на блузку, ведь она не стала узкой
Боковой шов разорвался, так дырою и остался.
У неё здесь был карман. Это вовсе не обман
Некому карман пришить. На машине настрочить.
В брюках дырки появились вовремя не застрочились
Дырки будут здесь сверкать, бомжу нищему подстать.
Пуговиц через одну. Край булавкою застегнут.
Вот хозяюшка у нас разлентяйка высший класс.
Надо новую искать, чтоб не стала обижать
Убежим все от неё, найдём новое жильё.
Не стремилась нас чинить – не хотим тебе служить.
Лучше в поле, пропадём,а к Федоре не пойдем.
Федора: Не смогу я щи сварить, если фартук не носить
И без блузки замерзаю, без одежды погибаю...(плачет)
Возвращайтесь все домой, простирну я вас водой,
Дырки все позашиваю, буду доброй, обещаю.
Учитель:
Девочки, прошу я вас, дайте ей урок сейчас
Научите её шить, чтоб с одеждою дружить
Ну что, девочки, поможем Федориному горю?
2. Актуализация прежних знаний:
Учитель Как хорошо, что ты к нам пришла, Федора. На наших уроках мы занимаемся ремонтом одежды, чем сможем тем и поможем тебе, Федора (дети садятся на свои рабочие места).
– Давайте расскажем Федоре, с какими видами мелкого ремонта мы уже познакомились. (Ответы детей)
Повторение правил охраны труда:
– при работе с иглой,
– при работе на швейной машине,
– при работе с электроутюгом. (Ответы детей)
Выполнение практической работы по ремонту одежды
– пришивание пуговиц;
– наложение заплаты;
– прострачивание распоровшихся швов;
– пришивание вешалки;
Вопросы к классу:
– Какие швы используются при прострачивание распоровшихся швов?
– Какими должны быть нитки при ремонте одежды? (Нитки в цвет ткани или чуть темнее)
– Какие способы наложения заплаты существуют?
Учитель во время работы осуществляет контроль соблюдения правил безопасной работы, оказывает необходимую помощь.
Проверка выполненной работы.
3. Объяснение нового материала
Учитель:
На машине шить умеете, и заплатку притачать,
Вот и пуговицы тоже научились пришивать,
Хорошо б ещё одежду при ремонте научиться украшать.
Вот этому сегодня мы и будем учиться на уроке.
Мы продолжаем с вами знакомиться с видами ремонта одежды и тема нашего урока:
“Наложение заплаты в виде аппликации”
Учитель: Скажите, какие слова из темы нашего урока вам знакомы?
– наложение заплаты.
– аппликация.
Давайте поговорим с вами об аппликации. Что вы о ней знаете?
(Ответы детей – аппликация бывает из бумаги, из ткани, с её помощью создают какие-то узоры, потом их приклеивают на бумагу или пришивают на ткань).
Звучат более подробные сообщения детей
1-й ученик: Слово аппликация означает – прикладывание. Это способ нашивания или наклеивания на ткань или на бумагу разноцветных, кусочков ткани, бумаги, соломки, меха для создания различных изображений, орнаментов
2-й ученик: Аппликация как вид рукоделия возникла очень давно, и сначала не имела особенного отношения к одежде. Различными составными рисунками из нитей и ткани, бересты и лозы, меха и соломки украшали жилище, предметы утвари и мебель. Когда очередь дошла до одежды и обуви, аппликация из лоскутов ткани уже была развита достаточно широко.
3-й ученик: Аппликацию можно приклеить специальным клеем для ткани, пришить вручную или пристрочить на швейной машине. При ручной обшивке используют несколько видов стежков, гладьевой валик, стебельчатый, петельный, тамбурный которые могут стать дополнительным украшением вашей работы. На машинке настрачивают частым зигзагом. С изнанки подкладываем бумагу для получения ллотных швов.
4-й ученик: Аппликация из ткани на одежду – вполне доступный способ украсить одежду, так как лоскутки, пожалуй, найдутся в любом доме. Интересные аппликации помогут не только украсить детские вещи, но и спрятать пятна, которые часто появляются на детских вещах.
5-й ученик: Аппликация используется для создания декоративных панно, картин, открыток, рамок, чтобы внести индивидуальность в интерьер своего дома. Сумки, подушки, пледы, прихватки украшаются всё той же аппликацией и довольно успешно.
6-й ученик: Аппликация – это тоже рукоделие и к тому же совершенно нескучное занятие. Современная аппликация допускает использование подручных средств: пуговиц, молний, других декоративных деталей: всё это делается для усиления эффекта.
Учитель:
– Как вы думаете, какой формы может быть заплата – аппликация? (Ответы детей – геометрическая фигура, цветок, игрушка).
– Кто знает, как можно прикрепить заплату – аппликацию? (Ответы детей – машинной строчкой, зигзагообразной строчкой, ручными стежками)
– Где нужно прокладывать машинные и ручные строчки? (Ответы детей – по краю или по контуру)
Вот перед вами лежат изделия, на которых нужно выполнить ремонт – то есть наложить заплату – аппликацию, которая бы закрывала дырку и в то же время была бы украшением. А как это сделать узнаем, прочитав “инструкционную карту”.
Инструкционная карта “Наложение заплаты в виде аппликации”
- Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с помощью косых стежков, если это возможно.
- Выбрать рисунок для аппликации, изготовить шаблон заплаты.
- Наложить шаблон на изнаночную сторону материала для заплаты, обвести по контуру, раскроить деталь аппликации.
- Укрепить деталь аппликации с изнаночной стороны флизелином (клеевая ткань).
- Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на
лицевую сторону изделия на место ремонта,
наметать, прикрепить:
– накладным швом;
– зигзагообразной строчкой;
– ручными петельными стежками. - Удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить изделие с изнаночной стороны через влажный проутюжильник.
4. Выполнение практической работы.
Учитель во время работы осуществляет контроль соблюдения правил безопасной работы, оказывает необходимую помощь.
Проверка выполненной работы.
С помощью аппликации, вы знаете!
5. Итог урока
.Мы рассмотрели один из способов ремонта одежды – аппликацию. При помощи аппликации можно реабилитировать взрослую и детскую одежду, которая на первый взгляд, кажется испорченной.
Наверняка, у вас найдется подходящий лоскуток ткани, рисунок можно выбрать любой, как отремонтировать одежду.
Самоанализ выполненной работы. План анализа:
- какую работу выполняла?
- какие швы применяла?
- допустила ли ошибки при выполнении работы?
- если да, то как их исправила?
- довольна ли своей работой?
- можно ли сделать лучше?
- какую бы оценку ты себе поставила?
Оценки.