Ход праздника
Звучит песня “Москва-златоглавая”. На экране слайды современной Москвы.
Ученик.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Ученик.
Москва – древний город. В этом году в нашей стране будет отмечаться её …-летие. Впервые Москва упоминается в летописи в первой половине 12 века в 1147 году. (Слайд).
Звучит песня “Моя Москва”.
Ученик.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной. (Звучит рожок)
Ученик.
Только предки наших предков
Появились тут весной.
То ль в ладьях они приплыли,
То ль верхами, то ль пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотре6ли всё кругом.
И решили: “Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!”
Помолились люди Богу,
Стали строиться да жить.
Ученик.
Суздальский князь Юрий Долгорукий (слайд) летом 1147 года объезжал свои владения. Подъезжая к Москве – реке он увидел холм. Въехал на него. Его глазам открылась необычайная красота. И сказал тогда князь: “Други! На сём месте будет Москов – град!”.
Ученик.
Древняя Москва была обнесена деревянными стенами и представляла собой крепость. Город строился и расширялся постепенно (слайд).
Ученик.
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов
Да десятка два домов.
Игра на ложках.
Ученик.
Тихо и незаметно простояла Москва больше ста лет. Пока не пришла с востока на Русь страшная беда: ордынский хан Батый с несметным войском напал на русские княжества, сжигая и опустошая всё на своём пути (слайд). Не устояла и Москва. На целых триста лет воцарилось на Руси монголо-татарское иго.
Звучит тревожная музыка.
Ученик.
К берегам Москвы – реки
Хан Батый привёл полки.
И татарин хитрый, смелый,
До зубов вооружён.
Мечет огненные стрелы,
Лезет в Кремль со всех сторон.
Ученик.
Он в ворота бьёт тараном,
Он у стен костры кладёт.
Нету сил бороться с ханом.
Пропадает наш народ.
Занялись у стен пожары,
Загорелся Кремль свечой.
Всё дотла сожгли татары
И умчались саранчой.
Ученик.
Постепенно стала Москва возрозждаться. А особенно окрепла, когда на московский престол вступил князь Иван Данилович Калита (слайд). Был он хитрым и ловким. Понимал, что Русь ещё слаба и не может одолеть врага. Стал тогда Калита ездить в Золотую Орду к ханам с дорогими подарками. А за это не нападали татары на Москву целых 40 лет. За эти годы разрослась, разбогатела Москва.
Ученик.
Сорок лет земель московских
Не топтал татарский конь,
Но у старых стен кремлёвских
Был опасный враг-огонь.
Раз в засушливое лето
Загорелось что-то где-то,
И пополз огонь бедой
В слободу за слободой.
Велика Москва была –
Да сгорела вся дотла!
Ученик.
Вот прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый,
Не дубовый, не сосновый;
Дмитрий – князь, Ивана внук,
Переделал всё вокруг. (Слайды)
Ученик.
На дороге близ Коломны
День-деньской народ снуёт:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.
Ученик.
Белый камень испытывали на прочность водой, огнём и молотком. На два-три дня камни погружали в воду. Кремль стал ещё краше, а Москва расширила свои границы.
Ученик.
Век прошёл. Сто лет прошло,
Время горе унесло.
За дремучими лесами,
За зелёными холмами
Крепнет, ширится Москва,
И растёт о ней молва.
Звучит спокойная лиричная музыка.
Ученик.
Правнук Дмитрия Донского
Древний Кремль отстроил снова.
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильич Третий
Русским людям услужил –
Перестроил стены эти,
Рвом глубоким окружил. (Слайд )
Ученик.
Для постройки стен кирпичных,
Башен, храмов и дворов
Князь Иван позвал отличных
Русских зодчих-мастеров.
Ученик.
Девятнадцать грозных башен
Простояли пять веков,
Никакой им враг не страшен,
Сколько б не было врагов.
Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны
Как и пять веков назад!
Ученик.
Многое в старину в Кремле было по-другому. Здесь кроме царской семьи жили глава русской церкви – патриарх, многочисленные царские слуги, князья, бояре и именитые купцы. Стояли монастыри, церкви, приказы, ведавшие разными делами государства. С раннего утра до позднего вечера в Кремле шумел народ, гудели колокола, кричали дьяки у приказов.
Ученик.
В Теремном дворце жили царь и царица со своими детьми. Царский дворец раньше находился в другом окружении. Рядом с ними стояли Сытый, Хлебный и Кормовой дворы. (Слайд)
Дети танцуют и поют русскую народную песню “Во поле берёзка стояла”.
Ученик.
Царь-пушка была самым крупным орудием в древности. Отлита она славным мастером пушечного двора Андреем Чоховым и весит 40 тонн. (Слайд )
Пушка эта не сразу попала в Кремль, а стояла раньше на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки декоративные. Их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое.
Ученик.
А вот Царь-колокол сразу стали отливать в Кремле. История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская империатрица Анна Иоанновна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного в мире. (Слайд)
Ученик.
И тогда вызвались отлить колокол два русских мастера отец и сын Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке и работали с ними сто помощников. Наконец, колокол был отлит и лежал в литейной яме.
Ученик.
И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг. Вот огонь подобрался к деревянным постройкам, окружавшим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стали заливать его холодной водой.
Ученик.
И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся “кусочек” весом 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол на земле пока его с помощью специальных подъёмных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте.
Ученик.
Раньше колокольня Ивана Великого была в городе самым высоким зданием. Она использовалась как сторожевая башня, потому что с её вершины на многие вёрсты обозревалось пространство, и можно было издалека заметить приближающихся врагов.
Завидев врага, стражники ударяли в колокол, и народ собирался на защиту Москвы. (Cлайд)
Ученик.
Расширяется столица,
И растёт за домом дом.
Каждый хочет поселиться,
Хоть и тесно, под Кремлём.
Но приходит час войны:
Чем дома защищены?
Вот тогда-то на реке,
От Кремля невдалеке,
Новый город основался,
Китай-городом назвался. (Cлайд)
Ученик.
В Китай-городе было две сотни дворов. Вокруг всё было обнесено крутой стеной. Од стеной был глубокий ров. Наверху стены располагалась боевая площадка, а её толщина была почти равна высоте, чтобы неприятельские пушки не могли её пробить.
Ученик.
Рядом со зданием Исторического музея стоит Казанский собор. Этот собор построен на средства князя Дмитрия Пожарского как храм – памятник в честь освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Здесь хранилась считавшаяся чудотворной икона Казанской Божьей Матери. Эта икона сопровождала русские войска в походах и помогала им в битвах с врагами. За свою историю Казанский собор несколько раз перестраивался, а в 1936 году был полностью разобран. Сейчас собор вновь восставлен на древнем фундаменте. (Cлайд)
Ученик.
О строителях собора Василия Блаженного существует легенда. Рассказывают, что когда собор был уже построен, призвал будто бы царь Иван Грозный его создателей и спросил, могут ли они, построить ещё такой же? “Можем”, – ответили зодчие. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы нигде и никогда не появлялся собор прекраснее, чем этот. (Cлайд)
Ученик.
В Москве более четыреста улиц и переулков. Многие названия хранят память об истории, природе, событиях, проходивших, здесь, или людях, здесь живших.
Звучит песня “Московские окна”.
Ученик.
Ордынка – на этой улице селились послы Золотой Орды, а поблизости, в районе Большого и Малого Толмачёвских переулков, жили толмачи-переводчики с татарского языка. (Cлайд)
Ученик.
О врагах, угрожавших Москве, напоминает название ещё одной улицы – Сретенки. В конце XIV века дошло до Москвы страшное известие: идёт на Русь с несметным войском непобедимый хан Тамерлан. (Слайд)
Стали москвичи готовится к войне, стали думать, как защитить свой родной город.
Ученик.
И решили они привезти из города Владимира чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Считалось, что эта икона защищает русские земли о врагов. И вот её привезли в Москву. Торжественно под звон колоколов встретили икону тысячи москвичей и с почётом отнесли в Успенский собор. (Колокольный звон, слайды)
Ученик.
Встреча или Сретение, как тогда говорили, произошла на улице, по которой проходила дорога на Владимир. С тех пор улица эта называется Сретенской.
Усердно днём и ночью молились москвичи перед этой иконой. Неожиданно Тамерлан повернул назад и ушёл в восточные степи.
Ученик.
Когда-то речек в Москве было множество, около 150-ти: Синичка, Золотой Рожок, Сивка, Черторый, Капля, Неглинка, Яуза и другие. Многих речек этих давно уже нет или они текут в подземных трубах, а память о них осталась в названиях улиц и переулков.
Звучит песня “Подмосковные вечера”.
Ученик.
А слышали ли вы когда-нибудь название “Сокольники”? В этом месте устраивали соколиную царскую охоту. С соколами охотились на лебедей, журавлей, гусей, а также на зайцев. Соколы ценились на Руси очень дорого.
Ученик.
Спит Москва, Руси столица.
Сон спокойный людям снится.
Караулы там и тут
В колотушки глухо бьют.
Тёмны улицы кривые,
Лают псы сторожевые.
Торопясь, домой идёт
Запоздалый пешеход.
Ученик.
И под звёздным небосводом
Кремль, построенный народом,
Словно сторож над страной,
Он стоит в тиши ночной.
Все ворота на засовах,
И стрельцы из войск царёвых
Караулят пять ворот
Днём и ночью, круглый год. (Слайд)
Ученик.
Вот они – страны охрана,
Дети Грозного Ивана,
Наши русские стрельцы,
Удалые молодцы.
И у всех пяти ворот
Перекличка в свой черёд.
Ученик.
У Фроловских начинают:
“Славен град Москва!” – кричат.
Ученик.
У Никольских отвечают:
“Славен Киев!” – говорят.
Ученик.
И у Троицких не спят:
“Славен Новгород!” – кричат.
Ученик.
“Славен Псков!” – у Боровицких.
Ученик.
“Славен Суздаль!” – у Тайницких.
Ученик.
И гремят в ночи слова:
Хором:
“Славен! Славен град Москва!”
Звучит гимн Москвы.
Ученик.
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Много войн и много бед,
Много радостных побед.
Ученик.
И над всеми временами
Древний кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот!
Ученик.
Ну-ка снимем шапки, братцы,
И поклонимся Кремлю:
Это он помог собраться
Городам в одну семью,
Это он нам всем на славу
Создал русскую державу,
И стоит она века,
Нерушима и крепка.
Ученик.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была. (Слайд)
Ученик.
Умный сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Хором.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Дети танцуют русский народный танец “Барыня”.
Список литературы:
- Н.Кончаловская “Наша древняя столица”.