Цели:
- Используя интегральный подход при организации образовательного процесса развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие детей, формировать представления о различных частях тела человека (образовательная область “Познание”).
- Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно-прикладного искусства. Привлечь внимание к эстетической стороне при создании красивой композиции в технике бумажной пластики из мятых комочков (образовательная область “Художественное творчество”).
- Развивать артистические способности через выполнение музыкально-ритмических движений (образовательная область “Музыка”).
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формировать гендерную принадлежность (образовательная область “Социализация”).
Оборудование, материалы:
Силуэты букетов (формы зеленого цвета) и вазы разной формы из фактурной бумаги (на выбор детям), силуэты цветов (по 5–7 для каждого ребенка), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Варианты композиций для показа детям. Пластмассовые яйца с находящимися в них вкладышами, имитирующими яйцо. Деревянные ложки. Сундучок с одеждой для бабушки, разноцветные прищепки, бумажные формы, сковорода. Аудиокассеты, полумаски-лошадки.
Словарная работа: подарок, букет, части тела, заботится, человек.
Ход занятия
1. – Сегодня к нам в группу пришло письмо, а кто его прислал, сейчас узнаем.
Достает из конверта портрет бабушки. (Приложение 1)
– Как вы думаете, кто прислал письмо?
Бабушка.
– Как же вы догадались?
У нее морщинки на лице, одета в длинную юбку, на голове платок.
– Правильно, письмо прислала бабушка, послушайте, что она написала.
Читает текст.
“Дорогие ребятки, я живу в деревне. Приглашаю вас в гости. Приезжайте ко мне. Я вас буду ждать. До свидания. Бабушка”.
– Куда приглашает нас бабушка? (В гости.)
2. – Когда собираются в гости готовят подарки. Давайте все вместе приготовим бабушке подарок, сделаем ей красивый букет из бумажных салфеток.
Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой “Букет”:
Подарю я бабушке сказочный букет.
Простоит он в вазочке много-много лет.
Из бумаги вырежу желтую мимозу
И скручу из ленты шелковую розу.
Вот бутон тюльпана – лепесток блестящий
И листок зеленый – будто настоящий.
Этот яркий, праздничный, радостный букет
Не завянет в вазочке много-много лет!
Воспитатель показывает детям варианты композиций “Красивый букет” на разных формах и предлагает составить чудесные букеты. Обращает внимание на приготовленные материалы: разные формы букетов (“шапочки” и “веточки”), силуэты ваз из фактурной бумаги и красивые яркие цветы. Предлагает выбрать по своему желанию и составить букеты – приклеить на листы бумаги голубого или белого цвета.
Дети выбирают материалы, сначала приклеивают силуэты ваз (внизу листа), сверху формы букетов (ставят букет в вазу), затем раскладывают на букетах бумажные цветы.
(Дети сминают салфетки в маленькие комочки, создавая из них бутоны цветов любуются и приклеивают.)
– Молодцы, ребятки. Красивый букет получился, бабушка будет рада подарку. Отправляемся к бабушке в деревню. На чем поедем? (На лошадке.)
3. Музыкально-ритмическая композиция “Едем к бабушке в деревню” (Учебно-методическое пособие по методике А. И. Бурениной “Ритмическая мозаика”.)
(Приложение 3)
Стоя, руки согнуты в локтях, на уровне плеч.
1-я часть: дети “едут на лошадке” и идут стайкой за “кучером”, “цокают” языком.
2-я часть: садятся на колени и на пятки – “усаживаются” в телегу.
3-я часть: пружинят на коленях, руки согнуты в локтях, “цокают” языком.
4-я часть: “смотрят” – где бабушкин дом? – встают на коленки, правая рука к глазам, затем сесть на пятки, то же левой рукой.
5-я часть: ноги согнуты в колене, руки в упоре, попеременно стучат пятками о пол.
6-я часть: лежа на спине, левая нога согнута в колене, правая сверху левой, раскачивать стопой из стороны в сторону.
7-я часть: встать, поднять руки через стороны вверх, одновременно приподняться на носки. Опустить руки, опустится на пятки, наклон вперед, правая рука вперед “приветствуем бабушку”.
4. – Какой красивый сундучок, давайте откроем и посмотрим, что же там (воспитатель достает платок, фартук). Спрашивает у детей, что это? – Платок, фартук.
Воспитатель:
– Завяжу платок, одену фартук. Стала я похожа на бабушку.
– Давайте поиграем. Я – бабушка.
Бабушка: – Как рада я, что вы приехали. Какой красивый букет вы сделали. Спасибо! А я для вас приготовила разноцветные прищепки, хотите с ними поиграть?
Воспитатель предлагает взять бумажную форму и прикрепить прищепки такого же цвета. Дети создают образы: красное яблоко, синяя туча, зеленый листок, желтое солнышко.
Бабушка дает оценку выполненных работ. Все работы выставляет на мольберт. (Приложение 4)
5. Стук в дверь.
– Кто же к нам стучится в дверь. Это курочка рябая, к нам пришла прямо из сарая. А для вас моя курочка снесла яички. Да не простые. Давайте приготовим яичницу. Возьмите каждый по тарелочке, поставьте на стол.
– Посмотрите, сколько яиц у меня в миске (много). (Приложение 5)
– А вы возьмите по одному. Аккуратно над тарелочкой откройте. Вот какая яичница у каждого (называет имя) получилась. Скорлупки собирайте в миску. А чтобы яичница была готова, на сковородку все положим. Яичница зашипела: ш-ш-ш. Дети произносят звук: ш– ш-ш.
Бабушка: А знаете ли вы ребята, о самом главном чуде на Земле. Самое главное чудо на Земле – это человек. Вы, дорогие ребятки, можете с гордостью сказать : “ Я – ЧЕЛОВЕК”. Каждого из нас, большого или маленького, худого или полненького, высокого или низенького называют людьми. А чем мы похожи ? (У всех людей есть части тела.)
(Части тела.) Давайте поиграем в игру “Дружная семейка”.
У здорового человека, все части тела, наши органы, трудятся дружно и согласованно, помогая друг другу, и как трудно приходится, если работа какого-то из органов нарушена. (В ходе игры воспитатель называет части тела, а дети показывают на себе, названные части тела.)
– Пока готовится обед, поиграем на ложках. Когда обед готовят с хорошим настроением, то еда получается вкусная.
– Как у наших, у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук-тук. Ай-люли
Всем нам нравятся они.
Под русскую народную мелодию дети играют на ложках. Выполняют разнообразные движения. (Приложение 6)
Бабушка: – Спасибо, ребята. Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Я вас всех люблю, растите здоровыми. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может сделать счастливыми своих друзей. Здоровый человек часто улыбается, даря окружающим частичку своей радости.