Цели праздника: вовлечение большого количества учащихся для занятий физической культуры и спорта, организация активного отдыха, повышение общего формирования знаний о культурно-исторических ценностях русского народа.
Задачи:
- Развитие основных физических качеств.
- Укрепление здоровья учащихся.
- Привлечение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий.
Актуальность
Игра – естественный спутник жизни ребёнка великой силой, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Широк спектр их применения, они могут использоваться автономно в урочной работе, на переменах, в группе продлённого дня, а также являютсяинтересным,деятельностным, неотъемлемым компонентом спортивных праздничных внешкольных мероприятий. Одни игры имеют сюжет, роли, правила. Игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, правила и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей; от содержания зависят своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
В подвижных играх происходит возрождение традиций древней культуры всех народов, населяющих Россию. Наши искусство и литература содержат в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; фольклору уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения.
Так возвращаются к жизни замечательные образы многонационального народного творчества.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине.
Неизгладимое впечатление даёт школьникам знакомство с особенностями жизни других народов, населяющих нашу Родину. Дети разных национальностей, посещающие детские сады, школы, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в различные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в танцах и играх.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой степени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может проявить воспитываемые у них качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространств, проявлению чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи (“Один за всех, все за одного”), ответственности, смелости, находчивости.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть этического значения и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
ЛИТЕРАТУРА:
- Волков В.В. “Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня”, Брянск 2001.
- Шурухина В.А. “Час активного отдыха”, Физкультура в школе 1998.
- Фомина А. И. “Физкультурные занятия и спортивные игры в школе”, М. Просвещение 1999.
- Гальцова Е.А. “Спортивный серпантин”, Учитель 2011 г.
- Гуревич И.А. “Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию”, Минск 1994.
- Видякин М.В. “Спортивные праздники и мероприятия в школе”, Волгоград 2011.
- Стёпкина Т.В. “Вместе весело играть”, 2003.
- Кондратьев М.М. “Звонок на урок”, М. Просвещение 2000.
- Гензулаева Л.И. “Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты для проведения на переменах, прогулках во время спортивного часа”, М. Просвещение 1998.
- Фридман М.Г. “Методические принципы подготовки и проведения спортивных мероприятий”, М. Просвещение 1995.
Сценарий “ИГРЫ БОГАТЫРСКИЕ”
ВЕДУЩИЙ:
Как во славном было-то городе Омске
Как у славной княгинюшке Людмилы Филипповны
Жили-были богатыри удалые
Вот собрались они в дружину могучую
Решили во чисто поле выехать, силами помериться
А у богатырей плечи во косу сажень, очи соколиные
И предстоит им силами померяться
Показать свою удаль молодецкую
А решить спор их ратный
Доверили трём богатырям былинным –
Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, да Алёше Поповичу
Под музыку “Молодецкая сила” в зал входят судьи – “Богатыри”, проходят круг почёта и усаживаются за судейский стол.
ВЕДУЩИЙ:
Пусть они справедливо суд вершат.
Вас же, молодцы, призываю я –
Вы старинушкам поклонитеся, назовитеся
Да скажите, чтоб все услышали
На губах у вас, что написано?
Команды представляют герб и название.
СКОМОРОХ № 1
Спортивные ораторы
Родные комментаторы
Привлекают всех вниманье
К интересным состязаньям!
СКОМОРОХ № 2
Начинается игра
Очень рада детвора.
Любит спортом заниматься
И здоровьем наполняться.
СКОМОРОХ № 3
Школьник, спортом занимайся
И здоровым оставайся!
Без болезней будешь жить
Время с пользой проводить!
ВЕДУЩИЙ:
Ой, вы гой еси, добры молодцы
Испытаньице даём вам первое –
Для подсадочки, для разминочки.
1. ЭСТАФЕТА “СОБЕРИ КЕГЛИ”, весёлая музыка.
СКОМОРОХ № 1
Митя шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)
Вы же, честной народ,
Кто пришёл на бой,
Уж не стойте вы
Мёртвою толпою
Не сидите, вы, позакрывней рот,
Громкими голосами начинайте счёт!
ВЕДУЩИЙ:
Люди добрые, судьи строгие!
Представляю вам победителя
Это богатыри лихие …
Объявляется результат первого состязания.
ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)
Ну, честной народ,
Успокоились, успокоились и
Настроились в продолжение состязания.
Судьи объявляют результат.
2. ЭСТАФЕТА “ОЗОРНОЙ МЯЧ”, весёлая музыка.
(Прокатить мяч вокруг кеглей, участвует вся команда).
СКОМОРОХ № 2
Кто такой, кто такой
По дорожке скачет
Это наш озорной непоседа мячик.
Судьи объявляют результат.
3. ЭСТАФЕТА “САМЫЙ СТОЙКИЙ”, весёлая музыка.
(Кто дольше простоит на одной ноге, от команды 1 человек)
СКОМОРОХ № 3
На одной ноге постой-ка
Буд-то ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди
Да смотри не упади.
ВЕДУЩИЙ:
Слава и почёт (Имя победителя)
Вышел он у нас вперёд
Вышел он у нас победителем
Слава ему и родителям!
Судьи объявляют результат.
4. ЭСТАФЕТА “САМЫЙ БЫСТРЫЙ”, весёлая музыка.
(Кто быстрее надует шарик и лопнет его, от команды 1 человек)
СКОМОРОХ № 1
Раз, два, три, четыре, пять
Надоело мне считать
И записывать в тетрадку
Эти цифры по порядку
Лучше бегать, лучше петь
Лучше в дудочку дудеть
Лучше бублики жевать
Надо шарик надувать!
ВЕДУЩИЙ:
Добры молодцы показали нам
Свою силушку богатырскую!
ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)
Остальная рать будет помогать
Смотрим все с умом
Точный счёт ведём!
Судьи объявляют результат.
5. ЭСТАФЕТА “БАБУШКИНЫ ПИРОГИ”;
6. ЭСТАФЕТА “ПЕРЕДАЧА МЯЧА”, весёлая музыка.
(Участвует вся команда)
СКОМОРОХ № 2
Друг, весёлый мячик мой
Всюду, всюду он со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо мячом играть!
Судьи объявляют результат.
7. КОНКУРС “ОТГАДАЙ-КА”, весёлая музыка
(Отгадать за 30 секунд, участвует вся команда)
ВЕДУЩИЙ:
Добры молодцы показали нам
Свою силушку богатырскую
Но пришла пора ум свой показать!
И загадку разгадать!
ВЕДУЩИЙ:
а) У него два колеса
И седло на раме
Две педали есть внизу
Крутят их ногами! (ВЕЛОСИПЕД)
б) Две полоски на снегу, оставляют на бегу
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной! (ЛЫЖИ)в) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (КОНЬКИ)г) Два брата по одной шляпой стоят! (ВОРОТА)
д) Бегу при помощи двух ног
Пока сидит на мне ездок
Мои рога в его руках
Устойчив я лишь на бегу
Стоять секунды не могу! (ВЕЛОСИПЕД)е) Два берёзовых коня
По снегу несут меня
Кони эти рыжи
А зовут из … (ЛЫЖИ)ё) Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня
А водя тверда, словно каменная! (КОНЬКИ)
ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)
Люди добрые
Болельщики славные!
Праздник дальше наш продолжается
Чтобы вы могли силушкой тряхнуть
Вам вопросики предлагаются:
1) Какого роду-племени был Илья Муромец? (КРЕСТЬЯНИН ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ)
2) Около какого города проживал Илья, в каком селе?(ГОРОД МУРОМ, СЕЛО КАРАЧАРОВО)
3) Как называлась речка, на берегу которой стоял дуб, а на нём сидел Соловей-разбойник? (РЕЧКА СМОРОДИНА)
4) В каком городе жил Добрыня Никитич? (РЯЗАНИ)
ВЕДУЩИЙ:
Богатырский бой продолжается
Вот задание объявляется:
8. ЭСТАФЕТА “ВЕСЁЛАЯ ПАЛОЧКА”, музыка
(Участвует вся команда)
СКОМОРОХ № 3
Лёгкая атлетика будто арифметика
Рекорды умножает, тонус повышает
Вот бегун бежит как лань
Стройным и изящным стань!
Ноги быстрые имей
Для здоровья не жалей!
Судьи объявляют результат.
9. КОНКУРС “ХУДОЖНИКОВ”, весёлая музыка
(Участвует вся команда, каждый рисует свой фрагмент)
ВЕДУЩИЙ:
Ну, дружинники вам задание дам
А по сигналам ли, и не знаю сам
Кто быстрее три мяча нарисует
Баскетбольный, футбольный и регби.
СКОМОРОХ № 1
Скок да скок, скок да скок
Покатился колобок
Круглый, да румяный
Прямо на поляну!
Судьи объявляют результат.
10. ЭСТАФЕТА “УМЕЙ-КА”, музыка
(Участвует вся команда)
СКОМОРОХ № 2
Обруч, скакалка, ракетка
Для здоровья – вот таблетка
Принимать, малышь их нужно
Одиночно и всем дружно!
Показательные выступления АКРОБАТИКА (трио), ГИМНАСТИКА (соло).
СКОМОРОХ № 2
СКОМОРОХ № 3
Красивая и смелая
Гимнастика умелая
Ты меня приворожила
В ритме спорта закружила!
Судьи объявляют результат.
11. ЭСТАФЕТА “ДРУЖНАЯ КОМАНДА”, музыка
(Участвует вся команда, капитан должен перевести всю команду на другую сторону)
СКОМОРОХ № 1
Виды спорта все важны
Для здоровья нам нужны!
Выбирайте, чем заняться
В спорте нужно закаляться!
Судьи объявляют результат.
12. ИГРА “САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ”, музыка
(Участвует капитан команды, кто первым возмёт кеглю)
ВЕДУЩИЙ:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово: “Три!”
Приз немедленно бери (ясно всем, по счёту: “Три!”)
Ну, тогда я продолжаю свой рассказ
Мечтает мальчик закалённый стать Олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри, а жди команды: “Раз, Два, Марш!”
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи
А про себя их повтори разок, другой, но лучше – “Пять”
Недавно поезд на вокзале мне “Три!” часа
Пришлось прождать, ну что ж вы приз друзья
Не взяли, когда было возможность взять!
ВЕДУЩИЙ:
Эй собрание!
Эй, частной народ
Вот и кончился богатырский бой!
И пришла пора слово Мудрым дать
Кто здесь с нами был
Честно всех судил!
Судьи объявляют результат. Награждение!
ВЕДУЩИЙ:
Ну, дружинушки
Поздравляем всех!
Показали вы свою силушку
Будет пусть она для добра у вас
А для худа лишь в самый трудный час!
Под музыкальное сопровождение все выходят из зала.