Спортивный праздник "Игры богатырские" для начальной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели праздника: вовлечение большого количества учащихся для занятий физической культуры и спорта, организация активного отдыха, повышение общего формирования знаний о культурно-исторических ценностях русского народа.

Задачи:

  1. Развитие основных физических качеств.
  2. Укрепление здоровья учащихся.
  3. Привлечение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  4. Зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий.

Актуальность

Игра – естественный спутник жизни ребёнка великой силой, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Широк спектр их применения, они могут использоваться автономно в урочной работе, на переменах, в группе продлённого дня, а также являютсяинтересным,деятельностным, неотъемлемым компонентом спортивных праздничных внешкольных мероприятий. Одни игры имеют сюжет, роли, правила. Игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, правила и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей; от содержания зависят своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

В подвижных играх происходит возрождение традиций древней культуры всех народов, населяющих Россию. Наши искусство и литература содержат в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; фольклору уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения.

Так возвращаются к жизни замечательные образы многонационального народного творчества.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине.

Неизгладимое впечатление даёт школьникам знакомство с особенностями жизни других народов, населяющих нашу Родину. Дети разных национальностей, посещающие детские сады, школы, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в различные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в танцах и играх.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой степени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может проявить воспитываемые у них качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространств, проявлению чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи (“Один за всех, все за одного”), ответственности, смелости, находчивости.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть этического значения и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волков В.В. “Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня”, Брянск 2001.
  2. Шурухина В.А. “Час активного отдыха”, Физкультура в школе 1998.
  3. Фомина А. И. “Физкультурные занятия и спортивные игры в школе”, М. Просвещение 1999.
  4. Гальцова Е.А. “Спортивный серпантин”, Учитель 2011 г.
  5. Гуревич И.А. “Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию”, Минск 1994.
  6. Видякин М.В. “Спортивные праздники и мероприятия в школе”, Волгоград 2011.
  7. Стёпкина Т.В. “Вместе весело играть”, 2003.
  8. Кондратьев М.М. “Звонок на урок”, М. Просвещение 2000.
  9. Гензулаева Л.И. “Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты для проведения на переменах, прогулках во время спортивного часа”, М. Просвещение 1998.
  10. Фридман М.Г. “Методические принципы подготовки и проведения спортивных мероприятий”, М. Просвещение 1995.

Сценарий “ИГРЫ БОГАТЫРСКИЕ”

ВЕДУЩИЙ:

Как во славном было-то городе Омске
Как у славной княгинюшке Людмилы Филипповны
Жили-были богатыри удалые
Вот собрались они в дружину могучую
Решили во чисто поле выехать, силами помериться
А у богатырей плечи во косу сажень, очи соколиные
И предстоит им силами померяться
Показать свою удаль молодецкую
А решить спор их ратный
Доверили трём богатырям былинным –
Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, да Алёше Поповичу

Под музыку “Молодецкая сила” в зал входят судьи – “Богатыри”, проходят круг почёта и усаживаются за судейский стол.

ВЕДУЩИЙ:

Пусть они справедливо суд вершат.
Вас же, молодцы, призываю я –
Вы старинушкам поклонитеся, назовитеся
Да скажите, чтоб все услышали
На губах у вас, что написано?
Команды представляют герб и название.

СКОМОРОХ № 1

Спортивные ораторы
Родные комментаторы
Привлекают всех вниманье
К интересным состязаньям!

СКОМОРОХ № 2

Начинается игра
Очень рада детвора.
Любит спортом заниматься
И здоровьем наполняться.

СКОМОРОХ № 3

Школьник, спортом занимайся
И здоровым оставайся!
Без болезней будешь жить
Время с пользой проводить!

ВЕДУЩИЙ:

Ой, вы гой еси, добры молодцы
Испытаньице даём вам первое –
Для подсадочки, для разминочки.

1. ЭСТАФЕТА “СОБЕРИ КЕГЛИ”, весёлая музыка.

СКОМОРОХ № 1

Митя шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.

ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)

Вы же, честной народ,
Кто пришёл на бой,
Уж не стойте вы
Мёртвою толпою
Не сидите, вы, позакрывней рот,
Громкими голосами начинайте счёт!

ВЕДУЩИЙ:

Люди добрые, судьи строгие!
Представляю вам победителя
Это богатыри лихие …
Объявляется результат первого состязания.

ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)

Ну, честной народ,
Успокоились, успокоились и
Настроились в продолжение состязания.

Судьи объявляют результат.

2. ЭСТАФЕТА “ОЗОРНОЙ МЯЧ”, весёлая музыка.

(Прокатить мяч вокруг кеглей, участвует вся команда).

СКОМОРОХ № 2

Кто такой, кто такой
По дорожке скачет
Это наш озорной непоседа мячик.

Судьи объявляют результат.

3. ЭСТАФЕТА “САМЫЙ СТОЙКИЙ”, весёлая музыка.

(Кто дольше простоит на одной ноге, от команды 1 человек)

СКОМОРОХ № 3

На одной ноге постой-ка
Буд-то ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди
Да смотри не упади.

ВЕДУЩИЙ:

Слава и почёт (Имя победителя)
Вышел он у нас вперёд
Вышел он у нас победителем
Слава ему и родителям!

Судьи объявляют результат.

4. ЭСТАФЕТА “САМЫЙ БЫСТРЫЙ”, весёлая музыка.

(Кто быстрее надует шарик и лопнет его, от команды 1 человек)

СКОМОРОХ № 1

Раз, два, три, четыре, пять
Надоело мне считать
И записывать в тетрадку
Эти цифры по порядку
Лучше бегать, лучше петь
Лучше в дудочку дудеть
Лучше бублики жевать
Надо шарик надувать!

ВЕДУЩИЙ:

Добры молодцы показали нам
Свою силушку богатырскую!

ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)

Остальная рать будет помогать
Смотрим все с умом
Точный счёт ведём!

Судьи объявляют результат.

5. ЭСТАФЕТА “БАБУШКИНЫ ПИРОГИ”;

6. ЭСТАФЕТА “ПЕРЕДАЧА МЯЧА”, весёлая музыка.

(Участвует вся команда)

СКОМОРОХ № 2

Друг, весёлый мячик мой
Всюду, всюду он со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо мячом играть!

Судьи объявляют результат.

7. КОНКУРС “ОТГАДАЙ-КА”, весёлая музыка

(Отгадать за 30 секунд, участвует вся команда)

ВЕДУЩИЙ:

Добры молодцы показали нам
Свою силушку богатырскую
Но пришла пора ум свой показать!
И загадку разгадать!

ВЕДУЩИЙ:

а) У него два колеса
И седло на раме
Две педали есть внизу
Крутят их ногами! (ВЕЛОСИПЕД)

б) Две полоски на снегу, оставляют на бегу
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной! (ЛЫЖИ)

в) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (КОНЬКИ)

г) Два брата по одной шляпой стоят! (ВОРОТА)

д) Бегу при помощи двух ног
Пока сидит на мне ездок
Мои рога в его руках
Устойчив я лишь на бегу
Стоять секунды не могу! (ВЕЛОСИПЕД)

е) Два берёзовых коня
По снегу несут меня
Кони эти рыжи
А зовут из … (ЛЫЖИ)

ё) Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня
А водя тверда, словно каменная! (КОНЬКИ)

ВЕДУЩИЙ: (болельщикам)

Люди добрые
Болельщики славные!
Праздник дальше наш продолжается
Чтобы вы могли силушкой тряхнуть
Вам вопросики предлагаются:

1) Какого роду-племени был Илья Муромец? (КРЕСТЬЯНИН ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ)
2) Около какого города проживал Илья, в каком селе?(ГОРОД МУРОМ, СЕЛО КАРАЧАРОВО)
3) Как называлась речка, на берегу которой стоял дуб, а на нём сидел Соловей-разбойник? (РЕЧКА СМОРОДИНА)
4) В каком городе жил Добрыня Никитич? (РЯЗАНИ)

ВЕДУЩИЙ:

Богатырский бой продолжается
Вот задание объявляется:

8. ЭСТАФЕТА “ВЕСЁЛАЯ ПАЛОЧКА”, музыка

(Участвует вся команда)

СКОМОРОХ № 3

Лёгкая атлетика будто арифметика
Рекорды умножает, тонус повышает
Вот бегун бежит как лань
Стройным и изящным стань!
Ноги быстрые имей
Для здоровья не жалей!

Судьи объявляют результат.

9. КОНКУРС “ХУДОЖНИКОВ”, весёлая музыка

(Участвует вся команда, каждый рисует свой фрагмент)

ВЕДУЩИЙ:

Ну, дружинники вам задание дам
А по сигналам ли, и не знаю сам
Кто быстрее три мяча нарисует
Баскетбольный, футбольный и регби.

СКОМОРОХ № 1

Скок да скок, скок да скок
Покатился колобок
Круглый, да румяный
Прямо на поляну!

Судьи объявляют результат.

10. ЭСТАФЕТА “УМЕЙ-КА”, музыка

(Участвует вся команда)

СКОМОРОХ № 2

Обруч, скакалка, ракетка
Для здоровья – вот таблетка
Принимать, малышь их нужно
Одиночно и всем дружно!

Показательные выступления АКРОБАТИКА (трио), ГИМНАСТИКА (соло).

СКОМОРОХ № 2

СКОМОРОХ № 3

Красивая и смелая
Гимнастика умелая
Ты меня приворожила
В ритме спорта закружила!

Судьи объявляют результат.

11. ЭСТАФЕТА “ДРУЖНАЯ КОМАНДА”, музыка

(Участвует вся команда, капитан должен перевести всю команду на другую сторону)

СКОМОРОХ № 1

Виды спорта все важны
Для здоровья нам нужны!
Выбирайте, чем заняться
В спорте нужно закаляться!

Судьи объявляют результат.

12. ИГРА “САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ”, музыка

(Участвует капитан команды, кто первым возмёт кеглю)

ВЕДУЩИЙ:

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово: “Три!”
Приз немедленно бери (ясно всем, по счёту: “Три!”)
Ну, тогда я продолжаю свой рассказ
Мечтает мальчик закалённый стать Олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри, а жди команды: “Раз, Два, Марш!”
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи
А про себя их повтори разок, другой, но лучше – “Пять”
Недавно поезд на вокзале мне “Три!” часа
Пришлось прождать, ну что ж вы приз друзья
Не взяли, когда было возможность взять!

ВЕДУЩИЙ:

Эй собрание!
Эй, частной народ
Вот и кончился богатырский бой!
И пришла пора слово Мудрым дать
Кто здесь с нами был
Честно всех судил!

Судьи объявляют результат. Награждение!

ВЕДУЩИЙ:

Ну, дружинушки
Поздравляем всех!
Показали вы свою силушку
Будет пусть она для добра у вас
А для худа лишь в самый трудный час!
Под музыкальное сопровождение все выходят из зала.