Цели.
Коррекционно-образовательные. Учить детей различать звуки по твердости – мягкости. Формировать умение преобразовывать слоги и слова. Формировать умение определять количество слогов в слове используя правило. Закрепить характеристику звуков [в], [вь]. Познакомить с буквой В.
Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического слуха. Развивать слуховое внимание, логического мышления, развитие графических навыков.
Коррекционно-воспитательные. Формировать интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: изображение буква В, письмо, мяч, карточки с заданием, цветы с картинками, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем его? “Де_очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. _аша но_ая бук_а”.
Вы догадались, какую букву похитила злая ведьма? Найдем ее?
II. Основная часть.
Л: Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука [в']). Какого звука не хватает в словах бук_а, но_ая, _аша? (Звука [в]). Сегодня мы отправимся на поиски буквы В, которая обозначает два звука [в], [в'].
Характеристика звуков [в], [в']. Обозначение их цветными символами.
Л: Произнесите звук [в]. Когда вы произносите звук В есть преграда? Какая преграда? Приложите ладошку к шее. Голосок спит или поет? Дайте характеристику звуку В. (Звук [в] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим кружком с колокольчиком). Дайте характеристику звуку [в']. (Звук [в'] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым кружком с колокольчиком).
Л: Чтобы помочь букве В, нам необходимо выполнить задания, которое нам приготовила Ведьма. Первое задание “Скажи наоборот” игра с мячом.
Я буду произносить слог с твердым [в], а вы отвечаете с мягким [в'] и наоборот.
- ВА-ВЯ
- ВЫ-ВИ
- ВО-ВЁ
- ВУ-ВЮ
- ВЭ-ВЕ
- ВЯ-ВА
- ВИ-ВЫ
- ВЁ-ВО
Л: Второе задание. Вам необходимо “Послушать, запомнить и повторить” слова.
Вата – ива – вода – диван
Ваза – квас – буква – халва
Волк – хвост – вагон – Валя
Ведро – венок – Витя – ветер
Соловей – воробей – сова – голова
Халва – слова – тыква – забава.
Л: Третье задание “Найди домик”. Вам необходимо определить количество слогов в словах и поселить слова в домики. В одноэтажном домике живут слова с одним слогом, в двухэтажном домике живут слова с двумя слогами, в трехэтажном домике живут слова стремя слогами. Вспомните правило, как можно определить, сколько слогов в слове.
Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Детям раздаются карточки с заданием.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Четвертое задание.
Л: В саду у буква В росли прекрасные цветы, но Ведьма подула на них и все лепестки с цветов разлетелись. Нам необходимо их собрать. Но цветы не обычные у одного цветка сердцевина зеленая. К нему мы подберем лепестки с картинками со звуком [в']. Другой цветок имеет синею сердцевину, к нему мы подберем слова со звуком [в]. И определим в каждом слове, где же спрятался звук.
Л: Ведьма очень злая и она в словах заменила звуки [в], [в'] на другие звуки. Нам необходимо их исправить. Я буду называть слова, а вы поменяйте первый звук на звук [в], [в'].
полк - …. пить - …
мыть - …. пеликан - …
голос - …. Митя - …
пой - … . Лесть - … .
Л: Последнее задание, в котором нам необходимо выполнить называется “Напиши слоги под диктовку. Я вам прочитаю слоги, а вы их запишите в тетрадь. Межу слогами мы пропускаем клеточку.
БА АТ ОК КИ ИН
Знакомство с буквой в.
Л: Со всеми заданиями Ведьмы мы справились и спасли буква В.
На что похожа буква В?
На букве В
Объеду весь свет,
Ведь буква
В – велосипед.
Нарисуйте букву В в воздухе.
Л: Буква В приготовила нам небольшое задание, чтобы мы ее не забыли и всегда печатали правильно.
Детям раздается карточка с заданием, где им необходимо дописать букву В.
III. Итог занятия, оценивается деятельность детей
Л: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Сейчас проверю, как вы запомнили эти звуки.
Игра “Четвертое лишнее”.
Волк, ворона, воробей, лиса.
Снег, ведро, веник, венок.
Велосипед, вертолет, стол, соловей.
Оценка работы детей.