Урок обучения грамоте "Чтение предложений, текстов с буквами "Г, г""

Разделы: Начальная школа


(Слайд№1)

Цели урока. (Слайд№2)

  1. Формировать навыки правильного сознательного, выразительного, беглого чтения.
  2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
  3. Учить определять тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы.

Оборудование.

  1. Сказочные персонажи: тетушка Сова, гномик Глеб.
  2. Кроссворд.
  3. Сигнальные карточки.
  4. Компьютер: презентация.
  5. Лента букв.
  6. Звуковые схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок.

Начинается урок

Ученик:

Всем, добрый день
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.

– Кто частый гость у нас на уроках чтения? (тетушка Сова) со своими лесными уроками. (Слайд№3)

К тетушке Сове в лесную школу хочет попасть один новый ученик, но она сказала, что возьмет его к себе в школу лишь в том случае, если он выполнит все ее задания, которые она ему приготовила.

– Посмотрите, кто просится на урок к тетушке Сове? (Гномик)

А вы знаете, как его зовут? (Глеб)

– Поможем гномику справиться с заданиями? (Да) (Слайд №4)

II. Актуализация опорных знаний.

– Посмотрите на ленту букв

– На какие 2 группы делятся все звуки и буквы русского алфавита (гласные и согласные)

– Как отличить гласный звук от согласного?

(Когда произносим гласные не встречаем преград на пути , можно петь)

– На какие группы делятся гласные?

(Гласные, обозначающие твердость и мягкость предшествующего звука)

– Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного (а, о, у ,ы, э.)

– Какие гласные буквы отличные от других гласных вы знаете (е, е, ю, я.)

– Чем они отличаются? (могут обозначать 2 звука)

– Когда эти буквы обозначают два звука?

– Всегда ли они обозначают 2 звука? (нет) А когда они означают один звук?

– На какие группы делятся согласные ? (звон, глух., мягк, тверд.)

– Какие звуки среди звонких выделяются (Н),(Л),(Р)-сонорные.

– Чего больше звуков или букв? (Зв. больше т.к. некоторые согласные буквы обозначают 2звука)

III. Закрепление опорных знаний.

1) Какую букву мы изучали на предыдущем уроке? (Г,г) (Слайд№5)

Ученик 1.

Говорю я вам друзья
Без буквы Г никак нельзя.
Гвоздик, Галочка, грибок
Знать буквы надо на зубок

Ученик 2. Буква Г – четвертая буква русского алфавита. Она обозначает согласный звонкий звук: твердый(г), мягкий (г)

Раньше, по старославянски, буква называлась “глаголь”, что переводится на русский язык как “говори на что похожа буква “Г”? (слайд№6)

2. – Вспомните слова, начинающиеся на букву Г: (Слайд№7) голубь, гнездо, груша, гамак, грач, гриб.

– Буква Г: в середине слов: огонь, магазин, шпагат, нога, шагает… (Слайд№8)

– Буква Г в конце слов: стог, шаг, сапог (Слайд №9)

– Несколько букв г в одном слове? гогот, гоготать, гоголь-моголь.

3) Чтение слогов и скороговорки с разной интонацией (слайд№10)

А) ГО    ГА    ГРА     ГРУ    ГРИ

(Радостно, грустно, с удивлением)

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат
Ныне волчата глядят, как волчата
И, как волчата, галчата молчат

Б) Расстановка ударения на разные слова, скороговорки,

Физкультминутка для глаз

В) – Замени в слове гора первую букву. (Слайд№ 11)

Гора – кора-нора-пора
– Замени последнюю букву
Гора-горн-горе-гори

– Кто заметил опасное место в слове гора? Подберите проверочное слово (горы)

– Подберите однокоренные слова к слову гора (гора горный горняк гористый)

– Выделите корень (гор)

4) Разгадайте кроссворд.

Дети получают загадки под номерами. Они их читают, а учитель заполняет кроссворд.

А) Птицы мира, переносят почту (голуби)
Б) Не бьет, не ругает, а все плачут (лук)
В) Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы)
Г) А кто в дупле живет в тепле (белка)
Д) Сама ползет, на себе домик везет (улитка)
Е) Вещунья белобока, а зовут ее (сорока)

г олуби
л ук
о сы
б елка
у литка
с орока

– Поделите слово "глобус" на слоги. Сколько слогов? 2. Один ученик на доске, остальные на местах

Составьте звуковую схему этого слова?

– Что такое глобус? (модель земли)

Покажите гномику Глебу на глобусе где мы живем?

– Как называется наша республика? (Приднестровье)

Ученик

А) Родное Приднестровье
Чудесней края нет
Цвети земля родная
Ты много-много лет
Б) Чтение учащихся текста о Приднестровье

5) Чтение слов на скорость с ускорением.

Слова “Лесенки”

газ гитара
град снегирь
город градус
глобус глухарь
граница глубина

– Найдите односложные слова (газ, град).

Двухсложные (город, глобус, снегирь, глухарь).

Трехсложные (градус, глубина).

Найдите слово со звуком (г) Составьте звуковую схему (Гитара, снегирь).

IV. Физкультминутка (слайд№12).

V. Работа над новым материалом.

Работа с учебником стр 126.

1).Чтение текста “Подарки к празднику” по цепочке.

– Почему некоторые слова в середине предложения написаны с большой буквы?

– О чем текст?

Что приготовили дети в подарок? Перечислите.

– Как вы думаете, обрадуются ли ребята из детского сада подаркам?

2) Инсценировка сказки “Гусенок и щенок”.

– Р– р – р – зарычал щенок, – я тебя укушу!

– Ш– ш-ш –зашипел гусенок, – я тебя ущипну!

– Нельзя так грубо разговаривать, – строго сказала буква Г.

– Она подарила щенку – гав–гав; а гусенку –га–га–га.

– Га–га–га закричал гусенок, – давай играть.

– Гав– гав, – ответил щенок, – побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

– Га–га–га, пойдем ко мне в гости, я угощу тебя горохом.

Гав-гав, – ответил щенок, ты очень гостеприимный.

Тетушка Сова очень вами довольна, она берет гномика Глеба к себе в лесную школу, а вам дарит мультфильм о букве Г.

VI. Итоговая рефлексия.

Учитель.

Окончен урок, и выполнен план
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что гномику вы пригодились.

– Кому на уроке было интересно и все понятно покажите карточку с зеленым цветом.

– Кому было сложно и непонятно с красным.

Презентация