Традиции и обычаи в этическом воспитании детей

Разделы: Внеклассная работа


Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выправить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади).

Цели урока: формировать у воспитанников этическую культуру, то есть образ жизни, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Задачи урока:

  1. Формирование у детей навыков вежливого общения и поведения, как в интернате, так и за его пределами.
  2. Развивать у детей способность чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения.
  3. Воспитывать в детях стремление к тому, чтобы всегда выглядеть опрятно и необходимость соблюдения личной гигиены.
  4. Развивать стремление к тому, чтобы всегда соблюдался порядок в своей группе, в комнате, порядок в личных вещах.
  5. Учить детей правилам поведения за столом, владение столовыми приборами, соблюдение правил культуры еды; всегда благодарить за приём пищи.
  6. Формировать у детей навыки соблюдения основных правил поведения в общественных местах: в школе, в магазине, в больнице, в библиотеке и т.д.

Актуальность темы

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших детях.

Значение наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это народные истоки и поэтому задача педагогов сегодня:

  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков;
  • систематически и направлено приобщать детей к истокам народной культуры.

Этическое воспитание коренных народов осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и этического воспитания проявляется в том, что труженики тундры искусно и тонко украшали орудия труда, одежду, предметы быта. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере жизни и деятельности.

Традиции и обычаи осуществляют в жизни общества важнейшую социальную функцию обеспечения устойчивой связи “прошлое – настоящее – будущее” и сохранения преемственности культуры. Ни одно поколение, осмысливая общественное бытие, не начинает всё сначала. Национальные традиции и обычаи, а именно верность национальному языку как сокровищнице всей истории духовной жизни народа, национальные танцы, музыка, игры, национальные виды спортивных состязаний, празднично-обрядовая культура, традиции в сфере труда, быта, организация досуга и т. д. являются одним из общественных этических признаков, определяющих национальный колорит духовной культуры этноса и этическое лицо народа. В то же время они выступают в качестве действенного средства воспитания подрастающего поколения.

Традиции и обычаи доносят до новых поколений как духовное завещание предков образцы высоких нравственных убеждений и чувств, представление о чести и бесчестии, о справедливости и социальном зле, о долге и достоинстве человека труда, о любви к родной земле. Вокруг этих представлений постепенно объединялись в единую систему средства воспитания, образуя своеобразную программу народной педагогики.

Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определённого типа личности. Особенность их воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким – то одним возрастным периодом жизни человека. Каждый человек, живя в обществе, всё время находится в сфере действия его обычаев и традиций.

Хорошие манеры, соблюдение норм этикета испокон веков ценятся и почитаются в народе, потому что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Джон Локк говорил:

“В дурно воспитанном человеке смелость, принимает вид грубости, учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, доброта – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой”.

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у воспитанников ещё небольшой. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важных задач этического воспитания детей школьного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, в первую очередь, интернат и семья.

Этическое воспитание направлено на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Важно определить последовательность этого развития.

Органическое сочетание эстетического и этического воспитания наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни. По приезду в интернат ребёнок попадает в новый социум, в котором существуют нормы и правила поведения в обществе, где преобладает межкультурное общение. Поэтому важно знакомить детей с общепринятыми правилами поведения в обществе с разной культурой. Знакомить воспитанников с культурой других народов.

Я работаю по теме: “Роль традиций и обычаев в этическом воспитании детей”. Актуальность этой темы я вижу в том, что с раннего возраста необходимо воспитывать в детях нормы гуманного поведения, развивать творческие способности, укреплять в ребёнке лучшие моральные качества, т. к. в младшем возрасте ребёнок стремится подражать положительным героям, чутко различает добро и зло. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы нормальной гуманной жизни, в которой не должно быть места патологии (садизм, цинизм, фетишизм).

В среднем и старшем возрасте воспитанники уже знакомы с правилами этикета и нормами поведения. Подростковый возраст является переломным в жизни ребёнка. Они стараются казаться старше, взрослее. И поэтому их поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам поведения. Я стараюсь корректировать их поведение, опираясь на национальные обычаи и культуру данного этноса.

Проблема

Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности, своего рода второсортности. Предупредить такие проблемы разумнее, нежели устранять их последствия.

Воспитатель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестаёт быть злом, даже если оно временно торжествует. Воспитатель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести. Когда я наблюдаю, примеры детской жестокости, то понимаю, что духовный мир ребёнка нуждается в развитии. Нужны каждодневные и решительные повсеместные действия. Прежде всего – это касается воспитания самых маленьких членов общества. Недаром говорят: Что посеешь, то и пожнёшь”. Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться как твой воспитанник уже взрослый. Какой он? Что делает? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Быстро летит время. Потому – то и медлить нельзя. Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей.

Содержание занятий с детьми посвящено вполне серьёзным проблемам и вопросам культуры внешности, культуры общения, культуры столового этикета, национальных проявлений этикета, истории этикета и др.… Разнообразные формы проведения занятий, интересный материал делают содержание доступным, интересным и привлекательным как для малышей, так и для подростков.

Новизна

  • Определены пути рационального использования национальных и общечеловеческих элементов народной педагогики с учётом их национальных особенностей.
  • Раскрыты разные варианты использования народных традиций и обычаев в системе этического воспитания.

Теоретическая база

Начиная работу по теме “Роль традиций и обычаев в этическом воспитании детей” я сама стала изучать книги по этнопедагогикке. Настольной книгой мне стала книга Нины Николаевны Ядне “Я родом из тундры”.

Нина Николаевна Ядне – человек с неординарным мышлением, активной гражданской позицией, публицист, автор многих очерков и рассказов о своих земляках. Прекрасно зная культуру и самобытность своего народа, она делает все для того, чтобы люди других национальностей узнали легенды, песни, сказания ее древней земли – Ямала.

Из автобиографических историй Нины Ядне я узнала традиции, обычаи, культуру ненецкого народа. Авторнаиболее ярко показывает жизнь,  обычаи и законы коренных жителей тундры, и драматические события ямальской истории ХХ в. 

Книги “Белый ягель”, “Молчащий”, Анимко из рода Ного писательницы Неркаги А.П. пополнили мои знания о традициях и обычаях ненецкого народа.

Авторы изображают природу родного края, традиционный уклад жизни коренного населения как непревзойденные ценности. Произведения обращают воспитанников к национальным истокам и передают стремление согласовывать характер и поступки героев с народной этикой. Каждое произведение содержит национальную лексику, которая выполняет основную эстетическую нагрузку.

Наряду с этим в своей работе с малышами я использовала такие книги как “Школьнику о хороших манерах и этикете”, “Уроки этикета и вежливости” автора Е. Черниковой, а так же книги из цикла “Этика для малышей” авторы О.Н. Пахомова и Т.А. Шорыгина. Так же работе я использовала пособие для детей из цикла Школа развития “Весёлые уроки Кота этикета” включает в себя сведения об этикете и методические рекомендации по воспитанию у детей культуры поведения. Обучение правилам этикета способствует активной социализации воспитанников.

Составляя занятия, беседы, мероприятия со средней и старшей группой ребят я использовала такую литературу как “Уроки знаний классные часы”, “Справочник классного руководителя”, “Культура общения”, “Личностный рост”, “Самовоспитание”.В этих методических пособиях представлены подробные разработки мероприятий по нравственно – этическому воспитанию. Разнообразны и формы проведения – круглый стол, беседы, дискуссии, тесты, игры.

Использование этих методических помогло сделать мою работу более содержательной и интересной.

Основные направления работы

  1. Этикет межличностных отношений.
  2. Культура внешнего вида.
  3. Правила этикета в общественных местах.
  4. Столовый этикет.
  5. Результативность.

1. Этикет межличностных отношений

Современная система требует от нас воспитание в мальчиках – доброту, чуткость, заботливое отношение к близким, умение уступать, а в девочках воспитывать решительность, активность, стойкость, отстаивать свои интересы. Таким образом, воспитывать личность, способную проявить себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться, выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.

Цель:

  • формировать дружеские взаимоотношения детей,
  • развивать творческий коллектив, обучать детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе.

Задачи:

  1. Уметь устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают воспитанникам познавать мир, комфортно себя в нём чувствовать.
  2. Развивать свой ум, способности и душевные качества.
  3. Обучать детей правилам этикета в дружбе и товариществе.
  4. Бережно относиться к детским взаимоотношениям.

Прогнозируемый результат.

  1. Умение поддерживать со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают комфортно чувствовать себя в группе.
  2. Умение уважать друг друга как личность, как представителя своего и другого пола, стараться не ставить человека в неудобное положение, поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
  3. Способность проявлять себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.

2. Культура внешнего вида

Общение между людьми происходит не только посредствам слова, но и через внешний образ человека, который он демонстрирует окружающим и который является важной частью его самого. Наличие у детей культуры внешнего вида начинается уже с младшего возраста, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно – гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в семье. В старшем же возрасте вводится важное этикетное правило:

  • Красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям;
  • От внешнего вида ребёнка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние.

Если ребёнок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют и общаются с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.

Цель: создать единство внешнего облика и внутреннего состояния воспитанника.

Задачи:

  1. Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида.
  2. Дать понять воспитанникам, что внешняя красота должна быть дополнением к богатому внутреннему миру.

Прогнозируемый результат.

  1. Воспитанники должны научиться быть аккуратными и чисто одетыми.
  2. Воспитанники должны обращать внимание на обязательное выполнение гигиенических культур.
  3. У воспитанников должно проявиться желание нравиться окружающим людям.

3. Правила этикета в общественных местах

Школа – интернат является общественным местом, в котором ребёнок получает первые навыки общения с детьми и взрослыми, не ходящими его семейный круг. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтоб не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение. Знакомство с такими правилами происходит буквально с первых шагов, как в семье интерната, так и в школе. От того, как ребёнок усвоил их, зависит, насколько он впоследствии будет уверен в себе, насколько правильны и приятны его манеры, как он умеет общаться с различными людьми в любой ситуации. Постепенно и терпеливо, изо дня в день, воспитатель учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений и практических действий. В процессе этих форм работы у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать, и громко не разговаривать, не грубить, не сорить и не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и т. д. Главное же правило – проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Цель:

  • научить детей правилам поведения в общественных местах, необходимых
  • для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми
  • и не знакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.

Задачи:

  1. Формировать у детей способность познание им реального мира, приобретение бытовых навыков.
  2. Учить познавать мир общения в культурных местах (ДК, библиотеке, музее и т. д.), закреплять навыки красивого и правильного поведения.
  3. Способствовать приобретению детьми уверенности в себе, освоение навыков доброжелательного общения в общественных местах.

Прогнозируемый результат.

  1. Дети должны соблюдать правила поведения в общественных местах, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение.
  2. Воспитание в детях уверенности в себе, правильных и приятных манер, умение общаться с разными людьми в любой ситуации.

4. Столовый этикет.

Правильное и красивое поведение за столом: прямая осанка, пользование вилкой и ножом, чистота и аккуратность. Что едят с помощью ножа и вилки, что с помощью одной вилки. Как правильно есть мясо, гарнир, каши, фрукты и овощи. Застольные разговоры ведут негромко, лучше больше слушать, чем говорить, не разговаривать, если во рту пища. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в интернате ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Цель: учить детей быть уверенными в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит быть приятными участниками застольного общения.

Задачи:

  • Учить детей красиво сервировать стол.
  • Отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи.
  • Учить детей пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые условия.

Прогнозируемый результат

  1. Знание детьми столового этикета.
  2. Умение пользоваться столовыми приборами.
  3. Умение детей обращать внимание на культуру еды.
  4. Дети должны уметь красиво сервировать стол.

Методы и приёмы

Наиболее распространённым методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у воспитанников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребёнку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю, прежде всего, выяснить, что знают дети об этикете, этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие “доброта”, “честность”, “справедливость”. С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, интернате, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга.

Действенным методом воспитания этической культуры детей является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребёнок в своём стремлении хочет скорее стать взрослым, берёт в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основана на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятия, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так в ненецкой сказке “Кукушка” дети не принесли больной матери воды, не дали ей напиться, как она ни просила. Превратилась мать в кукушку и улетела. Дети поняли, что поступили плохо и хотят исправить свою ошибку, бегут за матерью, но поздно. Мать улетела далеко. Беседуя с детьми по этой сказке, недостаточно спросить, как поступили дети. Конечно, все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы ребята глубоко задумались над поведением героев сказки и почувствовали бы зависимость между совершённым поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у воспитанников о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершённые ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием “несправедливо”, плохо поступили. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьёзного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребёнка особенно чётко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидение. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действует на детей тот, или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры оказывает искусство, музыка, живопись. Нужно учить детей слушать народные песни, классическую музыку, которая поднимает их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание во внеурочное время даёт возможность понять переживания ребёнка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что “Воспитание есть не что иное, как упражнение детей в моральных поступках”. Таким образом, задача воспитателя продуманно использовать методы в воспитании этической культуры.

Наиболее распространенным приёмом воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребёнка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует поступать также.

Важным приёмом воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определёнными действиями, поступками детей: воспитанник стал лучше учиться, воспитатель, просматривая дневник, говорит ребёнку: “Вижу, что стал стараться. Я довольна тобой, молодец”. Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребёнка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние воспитанника, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребёнку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать своё поведение. В другом случае его укоряют за то, что он прогулял на улице больше времени, чем положено по режиму: “Разве можно тебе доверять, ты неисправим”. В первом случае повышается чувство ответственности ребёнка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приёмов воспитания этической культуры у детей.

Хорошим приёмом воспитания этической культуры у детей является доброжелательное отношение друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребёнка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребёнка, доверие к нему.

Важным приёмом в воспитании этической культуры воспитанников является поощрение. Лучшим подарком может быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию оплаты за труд. В подобных случаях ребёнок привыкает делать добрые дела за определённое вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть и речи о воспитании этической культуры ребёнка.

Очень важный приём в этическом воспитании детей является лишение удовольствия и развлечений. Если ребёнок не послушен, плохо поступает, воспитатель может запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания.

И ещё один приём действенный в воспитании этической культуры – это лишение доверия. Так, воспитанница 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Воспитатели только подписывали дневник, вот как – то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда воспитатель в категоричной форме потребовала, чтобы девочка каждый день показывала дневник: “Оказывается твоим словам верить нельзя”. В этом случае контроль воспитателей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у воспитанницы: “Могу я больше не просматривать твой дневник”. Утвердительный ответ ребёнка должен восстановить доверие.

В воспитании у детей этической культуры используется народный фольклор. Сколько сказок, загадок, пословиц и поговорок в народном творчестве. Все они преследуют определённые педагогические цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Он не только знакомит ребёнка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причём всё это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Один из средств передачи традиций являются песни. Главным назначением песни – прививать любовь к прекрасному, вырабатывать эстетические взгляды и вкусы. Бесспорно то, что использование таких методов народной педагогики, как передача народной мудрости через сказки, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несёт в себе наблюдательность, прививает умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребёнок стремится к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному отношению к ней, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству. С древних времён и по сей день, дети играли и играют в разные игры. Это столь же естественно для маленького человека, как и другие виды деятельности. Нельзя не согласиться со словами А.С. Макаренко: “Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности, происходит, прежде всего в игре. Игра составляет главное значение ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим условиям, которые будут необходимы для дальнейшей жизни”.

Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки, готовит к тяжёлым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершённость. Ненецкие игры можно разделить на две большие группы: творческие и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая своё понимание к окружающего мира и отношение к нему. К этой группе относятся сюжетно – ролевые игры. Наиболее распространённая игра “Нгухукова – игра в куклы”. Здесь дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых, подражают им, импровизируют. Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия, проявляется творческое начало, осваивается техника шитья орнамента. Следующая группа – строительно-конструктивные игры – дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. Сюда можно отнести такие игры, как “ Разборка пойманной рыбы”, “Постройка чума”. Здесь дети через игру закрепляют навыки, которые пригодятся им в дальнейшей, взрослой жизни. Ещё одна из групп сюжетно – ролевой игры – это игры драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Это воспитывает любовь, уважение и гордость за свой народ, свою культуру; обогащает знания о ненецких поэтах и писателях.

Таким образом, описанные приёмы и методы воспитания этической культуры, воспитанников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Сущность опыта

Этическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания детей. “Этика”, мораль, нравственность – понятия одного ряда, тесно связанные между собой.

Осмысливая сущность этического воспитания, нельзя не отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.

Под моралью в этике, специальной философской дисциплине, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Этика человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Этические нормы проявляются в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те этические отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т.д. Чтобы осуществлять этическое воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

  • отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
  • отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
  • отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
  • отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимноеуважение друг к другу и т.д.);
  • отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка и т.д.).

Для осуществления этического воспитания нужно не только знать его содержание, т.е. то, какие моральные отношения и качества нужно формировать воспитанников, но и хорошо представлять, какого человека можно считать нравственным. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

В этом смысле об этическом воспитании человека не всегда можно судить по его внешним проявлениям и действиям. А.С.Макаренко большое значение придавал поступку "наедине с собой", т.е. тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает внешнего контроля, и как проявляет свою реальную воспитанность и зрелость.

В чем же в таком случае состоит сущность этического воспитания? Этическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у воспитанников положительных моральных отношений в системе, организуемой в интернате разнообразной внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств. Подчеркнем: этическое воспитание осуществляется только в процессе включения воспитанников в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Исходя из содержания этических отношений, необходимо включать детей в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранительную, межличностное общение, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование этических отношений и моральных качеств осуществляется, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

  • анализ воспитанности воспитанников и формирование у них потребности в ее развитии и совершенствовании;
  • включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления;
  • выработку этических чувств, взглядов и убеждений;
  • формирование соответствующих навыков и привычек поведения;
  • развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении норм и правил морали.

Дисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Для понимания специфики дисциплины в системе этичности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом — как обычная норма морали. О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание дисциплины и культуры поведения воспитанников включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять домашние задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на занятиях; беречь имущество интерната и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с воспитателями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своей семьи и интерната и т.д.

Эстетическое воспитание также является частью нравственного воспитания. Термин эстетическое воспитание связан с понятием, эстетика (ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Процесс эстетического воспитания включает в себя:

  • формирование у воспитанников художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;
  • развитие эстетических восприятий;
  • овладение эстетическими знаниями (понятиями);
  • формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;
  • приобщение воспитанников к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

Работа эта должна начинаться в младшем возрасте и активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также при подготовке мероприятий, рисовании. Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, воспитателю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании младших воспитанников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога".

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования воспитанников на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления ребят с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Воспитанники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении. Только приобщая воспитанников к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы.

У каждого народа есть свои традиции обычаи и моральные устои. Ни одно поколение, осмысливая общественное бытие, не начинает все сначала. Национальные традиции и обычаи, а именно верность национальному языку как сокровищнице всей истории духовной жизни народа, национальные танцы, музыка, игры, национальные виды спортивных состязаний, празднично-обрядовая культура, традиции в сфере труда, быта, организации досуга и т.д., являются одними из общественных этнических признаков, определяющих национальный колорит духовной культуры этноса и этническое лицо народа. Народные традиции – это память, память семейная, народная, культурная. Это не только сокровищница мудрости, кладовая педагогической мысли и нравственного здоровья; прежде всего, это духовные истоки. Духовное возрождение немыслимо без возвращения к истокам, без восстановления и творческого осмысления забытых традиций и обычаев. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений, теряет не только то, что формирует его национальный облик, но и то, что связывает его с общечеловеческой культурой. Отношения между людьми в тундре издавна складывалась на принципах взаимного доверия. Жители тайги, имеющие избушки никогда их не запирали, орудия промысла оставались на местах промысла. Жители тундры, ведущие кочевой образ жизни, не имели потребности строить хранилища для своего имущества. Вот почему посреди тундры можно увидеть туго перевязанные нарты с поклажей (в них уложены зимние или летние вещи). Люди боялись воровать, т.к. знали, что об этом все ровно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь его род. В такой же неприкосновенности оставались и места захоронений.

Как известно у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие Дни радости: день рождение ребенка, приезд желанных гостей и родных и день создания новой семьи – свадьба.

Несколько изменились традиции у поселково-городских ненцев. Внутреннее убранство жилища городских ненцев не отличается от дизайна квартир русскоязычных людей. Хотя во многих домах можно увидеть ненецкие куклы, женские сумки, берестяные изделия, которые главным образом рассматриваются как сувениры и предметы, украшающие жилище.

В заключение можно отметить, что традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры. Исследование и понимание этой культуры способствуют стабилизации межнациональных отношений между народами, проживающими сейчас на Ямале, т.к. многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни. Кроме того, некоторые сложившиеся обычаи и традиции можно было бы принять и нам, представителям других культур. Особенно это касается взаимоотношений с природой.

Известный писатель – ученый А.К.Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на все планету.