Профессиональные качества учителя физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Введение

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать. Следует подчеркнуть, что имиджелогия от этого переходит в разряд наук на стыке науки и искусства.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

2. Классификация имиджа

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Нам представляется, что рассмотрение их в некоторой степени будет полезным и при формировании составляющих педагогического имиджа.

Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания – по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Надо ли напоминать, что ваш кабинет – это ваше зеркало, что также основано на психологическом феномене генерализации установки. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваше авто должно быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

Габитарный имидж – это характеристика человека по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

3. Рекомендации по созданию имиджа на каждый день

  1. Лицо учителя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
  2. Не одевать “маску” равнодушия и строгости на свое лицо. Вести себя надо естественно, движения тела должны быть спокойными, без резких движения, глаза должны “гореть” и “светится”. Ведь эффект первого впечатления – это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока.
  3. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.
  4. Одна из главных особенностей имиджа учителя физкультуры – это манера поведения. От того как мы ходим, как следим за мимикой своего лица, как преподнесем свое настроение, зависит взаимопонимании учащихся. А отсюда главная составляющая учителя педагога – довести до ребенка все знания и умения, правильно использую свой имидж.
  5. Уважайте людейОтноситесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейти говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.
  6. Будьте смелым и решительнымНичто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
  7. Не бойтесь рисковатьПоддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.
  8. Сотрудничайте с людьмиРазвивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами.
  9. Чаще улыбайтесь людямУлыбка при встрече со школьником говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в класс – что предстоящая совместная работа с учениками приятна Вам. Чаше шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.
  10. Доверяйте школьникамОпровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать,а не оценивать его поведение
  11. Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все “за” и “против” и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков
  12. Стремитесь к диалогуЧтобы переубедить школьников в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов.
  13. Не завывайте о престижеНикогда не забывайте о самолюбии коллеги, ребенка. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте.
  14. Будьте принципиальнымБудьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность – это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям.
  15. Не будьте упрямымНе бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы.
  16. Укрепляйте у школьников веру в себяНизкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика.
  17. Не забывайте о контроле и самоконтролеПри контактах со школьниками не забывайте о самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата.
  18. Не забывайте о культуре  одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженый костюм, начищенная обувь, чистый носовой платок, галстук говорят об уважении к коллегам и школьникам.
  19. Помните о тактеНе вмешивайтесь без надобности в дела школьников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим ученикам. Ищите мотивы их действий.
  20. Будьте общительным. Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех общения, и общительность можно развивать. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми.
  21. Не ссорьтесь, дискутируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он закончит, вежливо приведите свои аргументы.
  22. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными школьниками на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой – строже взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших школьников.
  23. Поддерживайте добрые отношения с окружающими. Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе какое удовольствие Вы будете получать, как многого сможете добиться в жизни, легко сходясь с интересными людьми и поддерживая с ними добрые отношения
  24. Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечание или нет.

4.  Релаксация

Для успешного создания своего имиджа, учитель должен уметь управлять своим психологическим состоянием организма. Релаксация — это снятие эмоционального негатива, освобождение от угнетающих душу человека переживаний, совестливое самоочищение.  Психотравматирующие ситуации –  спутники нашей жизни. Такие ситуации часто вызывают дистрессовые состояния, которые ведут к патологическим сдвигам в  человеческом организме. Практическое значение релаксации — не прикрывать человека зонтиком от всего, что творится на “белом свете” а научить управлять своими эмоциями, жить в ладу со своей совестью. В конечном итоге, посредством релаксационных усилий осуществлятеся отладка сенсорного механизма, который является пусковым механизмов введения в оборот “внутренних ресурсов” человека. Релаксация –  этот мощное средство активизации мыслительной  деятельности людей, а потому их личностной самореализации.

Заключение

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характетики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества “идеального учителя”, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

“Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен”, — пишет В.М. Шепель.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.

В.А. Кан-Калик отмечал: “Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации”. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Очень остро профессиональный имидж учителя проявляется и открывается на открытом уроке с учащимися другой школы. Когда на тебя сконцентрировано внимание десяток глаз посторонних взрослых и детей. Вот тут по-настоящему и раскрывается твой имидж. После первой минуты начала урока, скованность уходит, ты видишь только детей, которым полностью “отдаешься” весь и без остатка, отдавая знания и получая моральное удовлетворение от того что тебя поняли, схватили “материал”, и у них все получилось.

Вот после этого начинаешь осознавать и понимать, что свой имидж ты преподнес, построил и выдал правильно.

Список литературы:

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 2005.
  3. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2004.
  4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
  5. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2004, №1.
  9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2006.