“Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие” – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Разрешая эту проблему, я опиралась на требования и рекомендации программы В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой “Детство”, О.П. Князевой, М.Д. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста “оазиса культуры” на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
– создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях;
– привлечь родителей к участию воспитательно-образовательном процессе через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;
– создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;
– воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
– использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
– знакомство детей с народными праздниками, традициями, народными играми;
Свою работу по данной теме я строила на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.
На доступном уровне я знакомила детей с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Всё это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” становятся ближе, понятней ребёнку.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели песни куклам про гулей и про Кота-воркота, Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением “малых форм”, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, всё большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.
Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, мною проводились беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались предметы русского быта. Старалась объяснить смысл поговорки или пословицы, показать ситуации, при которых они употреблялись. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку, значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку, значит, её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным, поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Приобщение детей к творчеству русских умельцев начинала со средней группы. Знакомила детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у меня имеются пособия, составлены перспективные планы и конспекты НОД. Особый интерес у детей вызывают яркие матрёшки. Детей младшего дошкольного возраста знакомила с особенностями этой игрушки, а старших – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Знакомила детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Помогала понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. В подготовительной группе я вовлекла детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретали навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
В совместной работе с родителями помогаю детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Детей 3-4 лет знакомила с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5-7 лет – с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими школьниками классифицировала его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомила с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.
Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культуры и природной средой.
Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, села, прибегаю к сравнениям, чтобы помочь ребёнку видеть общее в архитектурных строениях и их различие.
Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; знакомятся с понятием “изба”, “терем расписной”. Узнают о деревянной резьбе, её значении. Деревянная резьба дом молодит, он становится нарядным, красивым. Тут же дети знакомятся с пословицей: “Хорошая работа два века живёт”. Дети поясняют – человека уже нет на земле, а дело его, выполненное с любовью, остаётся жить долго, его берегут, им любуются – его дети, внуки, правнуки.
Дети знакомятся с мотивами орнаментальной резьбы – растительными, зооморфными и др. – стилизованными изображениями зверей, животных, людей, солярных знаков, цветов, листьев и т.д. Дети до 5 лет получают представления о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия, отмечают своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном украшении домов те элементы, которые использовались предками.
Это способствует развитию познавательной активности ребёнка. Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывают дороги, конструируют мосты, украшают улицы. Начиная с одной улицы, ребёнок придумывает интересные здания, театры, небоскрёбы. А когда постройка готова, вместе с детьми обыгрываем её, организуя народные гулянья и ярмарочные представления.
Вначале вместе со взрослыми дети рассматривают иллюстрации, репродукции, фотографии. А затем совместно со взрослыми и сверстниками дети изготавливают объёмные изображения древнего города, крестьянского дома, колодец и т.д.
В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребёнок получает первоначальные представления об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – представляю их детям как исторические памятники, обращаю внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Задачи:
– осознание ребёнком понятий “прошлое”, “настоящее”, “время”;
– ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;
– приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;
– осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются.
Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением и к тем, кто хранит древнюю красоту – сотрудникам музея. После посещения музея создаю условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству и из нужного им материала – глины, пластилина, папье-маше, картона – изготавливают понравившиеся им предметы.
В зависимости от тематики НОД в группе оформляются выставки. Так, содержанием выставки были произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят – это вышивки, кружева, домотканые дорожки, коврики, полотенца, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Развивая интерес к русским традициям, вместе с музыкальным руководителем провожу музыкально-игровые праздники: осенью – “Ярмарка”, зимою – “Новый год”, “Рождество”, “Святки”, “Защитники Отечества”, “Масленица”, весной – “Наши любимые”, “Праздник птиц”, “Пасха”, “Никто не забыт, ничто не забыто”, летом – “Именины берёзки” (троица).
Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Результатом проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Данные мониторинга за 2011-2012 учебный год показал повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Воспитанники детского сада:
- Используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки
- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства
- Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках , знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи.
- Знают историю русского костюма, головных уборов.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться.
Литература
- Знакомство детей с русским народном творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
Дидактический материал:
- Воронцова С.В. Национальные костюмы.
- Воронцова С.В. Народные костюмы.
- Воронцова С.В. Наш дом.
Демонстрационный материал:
- “Мой дом”./Весна Дизайн, 2006
- “Славянская семья: родство, занятия”./2006.
- “Хохлома.Яркие узоры”./М., 2009.
- “Городецкая роспись “по дереву”./Мозаика-Синтез, 2008.
- “Филимоновская народная игрушка”./Мозаика-Синтез, 2009.
- “Гжель”./Мозаика-Синтез, 2007.
- “Дымковская игрушка”./Мозаика=Синтез., 2009.