Цели урока:
- Образовательная: ученики учатся обнаруживать наличие силы, выталкивающее тело из жидкости, установят, от каких величин зависит эта сила.
- Развивающая: учащиеся развивают свою речь, умение самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.
- Воспитательная: учащиеся формируют свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа в парах.
Оборудование урока: компьютер, динамометры, стаканы с водой, пластилин, нить.
К уроку готовится презентация в программе Microsoft Office Power Point 2007.
План урока:
- Организационный этап – 1 мин.
- Актуализация знаний – 7 мин.
- Постановка учебной проблемы и ее обсуждение – 7 мин.
- Проведение фронтального эксперимента – 7 мин.
- Общий вывод – 5 мин.
- Сообщение учащегося – 5 мин.
- Усвоение новых знаний – 5 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап (психологически подготовить учащихся к работе на уроке)
II. Актуализация знаний
1. Угадай-ка
1) Как-то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
(Остриё шипа имеет маленькую площадь опоры, следовательно, давление будет больше.)
2) Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было?
Вот – то-то!
Тогда почему же огромнейший лось,
Так просто бежит по болоту?
(Копыта у лося раздвоенные. Между ними есть перепонка. Поэтому площадь опоры ног велика.)
3) Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.
(Барометр)
4) Детектив Шерлок Холмс пришёл в гости. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами – с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: “А нож хозяин очень редко точит”. Почему у него возникла эта мысль?
(Если нож тупой, то он оказывает меньшее давление. И на срезе сыра остаются рваные широкие следы.)
5) Тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге не разрушает асфальт. Почему же он крошит кирпич, который попадает ему под гусеницу? (Площадь у кирпича меньше, чем у дороги)
2. Найди верную формулу.
Прочитайте число, составленное вами из номеров верных формул: (Слайд 6)
(236)
3. Заполни пустые клетки таблицы
В каждом столбце должны стоять: обозначение физической величины и единица ее измерения. (Слайд 7)
III. Постановка учебной проблемы
Учитель читает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.
“Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх”.
– О какой силе идет речь в этом отрывке?
– Вы ее на себе испытывали?
Беседуя с учащимися, учитель подводит их к понятию “выталкивающая сила”.После беседы записывается тема на доске.
– Давайте рассмотрим возникновение этой силы.
Задание учащимся: расставить силы, действующие на тело. (Слайд 9)
Беседуя, учащиеся приходят к выводу, о том что а) ; б) , так как , то и . Именно за счет разности этих сил и возникает выталкивающая сила – Fв, направленная вертикально вверх.
– Действует ли выталкивающая сила на тела, погруженные в газ?
Разбирается рисунок 138 на стр.116.
На все тела, погруженные, в жидкость или газ
действует выталкивающая сила, направленная
вертикально вверх. Продолжая беседу, учитель
подводит детей к вопросу о необходимости
измерения силы и способе измерения.
Для измерения силы необходимо измерить с помощью
динамометра вес тела в воздухе и в воде, найти
между ними разность. (Слайд 10)
, где Р2 – вес тела в воде, Р1 – вес тела в воздухе.
IV. Проведение фронтального эксперимента
Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на неё. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от формы, объема тела (Слайд 13)
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Беседуя, выясняют, от каких физических величин зависит выталкивающая сила. (Слайд 11)
Не зависит от: Зависит от:
Формы тела; Объема тела;
Плотности тела. Плотности жидкости.
(Слайд 12)
V. Сообщение учащегося «Легенда об Архимеде» (Слайд 14)
VI. Решение задач (Слайды 15-18)
VII. Итог (Слайд 19)
VIII. Домашнее задание: §48-49, стр. 114-119, упр.24, стр.119, 120.