Сила тока. Сборка электрической цепи и измерение силы тока

Разделы: Физика


Ход урока

 

Этапы работы

Содержание этапа

1 Организационный момент, включающий:

– постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
– определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
– описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока ( с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Учитель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, изучением каких явлений мы занимались на последних уроках? С какими понятиями и физическими величинами мы познакомились?

Дети: Мы изучаем электрические явления, электрический ток. На прошлом уроке познакомились с физической величиной – напряжением, единицей измерения и прибором

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать электрический ток и его характеристики и работаем следующим образом:

  • Опрос с целью проверки домашнего задания и повторения изученного материала;
  • Изучение новой темы, где познакомимся с новой количественной характеристикой электрической цепи;
  • Практическая часть с целью применения полученных знаний.

Цель данного этапа: привлечь внимание и настроить учащихся на учебную деятельность, психологически настроить на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе.

2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

– определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
– определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
– описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
– описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
– определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
– описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
– описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
– описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель данного этапа: актуализировать полученные ранее знания, необходимые для изучения нового материала.

Учитель: Сначала мы устно фронтально повторим всё, что изучали на прошлых уроках, всё, что вы готовили дома; затем два человека пойдут выполнять задание по карточкам, один устно отвечать у доски, все остальные будут отвечать письменно в виде тестовых заданий.

Работа по карточкам:

1 вариант:

  1. Начертить на доске схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей, при котором включение и выключение каждой лампочки производится “своим” ключом.
  2. Начертить (на листочке) схему электрической цепи, собранной на столе учителя.

2 вариант:

  1. Начертить на доске схему соединения источника тока, звонка и двух ключей, позволяющую включить звонок из двух разных мест.
  2. Начертить (на листочке) схему электрической цепи, собранной на столе учителя.

Устный ответ у доски: Напряжение и его измерение

Класс – выполняет тестовые задания (приложение 1)

После сдачи теста – проверка карточек и обсуждение ошибок.

3 Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

– постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока);
– определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
– изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
– описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
– описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
– описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
– описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Учитель: Для формулирования темы и постановки целей урока, проведём небольшой эксперимент:

Что мы наблюдаем? Поставьте вопрос к опыту.

(Почему второй гвоздь притягивает большее количество железных предметов?)

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к учебнику на стр. 88, параграф 12 и прочитаем пункт 1.

После чтения учебника – отвечаем на поставленный вопрос, формулируем тему и цель урока (приложение 2).

Тема урока: Сила тока

Цель урока: познакомиться с новой характеристикой электрических цепей – силой тока; ввести формулу для расчёта, познакомиться с прибором и единицей измерения.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие силы тока на модели
  2. Выполнить практическую часть: измерить силу тока в цепи

Итак, сила тока – это физическая величина, показывающая, какое количество электрического заряда проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Давайте посмотрим на интерактивную модель электрического тока (приложение 2) и попытаемся наглядно понять, что показывает сила тока (работа с моделью).

Учитель: Глядя на экран, попробуйте догадаться, что надо сделать, чтобы увеличить силу тока? (Увеличить толщину проводника, увеличить скорость движения электронов в проводнике, а, следовательно, напряжение в цепи)

Хорошо, а как узнать, какая сила тока в проводнике? (измерить)

Для измерения силы тока служит прибор, который называется амперметр.

Что объединяет амперметр с уже известными вам приборами? (шкала)

Правильно, поэтому, прежде, чем работать с прибором, необходимо определить цену деления шкалы .Не забудьте об этом, когда начнёте выполнять практическую часть.. Но прежде чем выполнять эту работу давайте повторим, что изучили на уроке и заполним схему урока.
В ходе изучения нового материала использовались наглядные методы обучения, элементы проблемного обучения и исследовательской деятельности, работа с учебником, которая способствовала развитию способностей обучающихся самостоятельно искать источники знаний. Кроме того, осуществлялись личностно – ориентированный подход и разноуровневое обучение, так как предлагались задания разного уровня сложности, каждый обучающийся мог отвечать на тестовые вопросы любого уровня, тем самым создавалась ситуация успеха для каждого ученика.

4 Закрепление учебного материала, предполагающее:

– постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
– определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
– описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
– описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала;
– описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Для закрепления изученного материала проводится заполнение схемы урока, которая состоит из четырёх блоков: вопрос урока, что надо знать, чтобы ответить на поставленный вопрос, ответ на вопрос урока, практическое применение.

Для того, чтобы научиться измерять силу тока, выполним небольшую практическую работу. Откройте тетрадь для лабораторных работ на стр. 5, найдите лаб. работу № 2 и мы выполним только первую часть, а именно, сборку электрической цепи и измерение силы тока (читаем цель и ход работы, затем дети выполняют работу и сдают тетради для лаб. работ).

Итог урока: Итак, сегодня мы познакомились с новой физической величиной – силой тока, научились измерять силу тока с помощью амперметра.

– Подведите, пожалуйста, итог урока, ответив на вопросы:

“Мне понравился (не понравился) урок, потому что….”
“Сегодня на уроке я научился….”
“Мне хочется, чтобы….”
“В этот урок я добавил(а) бы …”

(Выставление оценок за урок).

5 Задание на дом, включающее:

– постановку целей самостоятельной работы учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
– определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом;
– определение и разъяснение

Задание на дом: § 12 (п1,2), по задачнику:

1 уровень: № 15.16, 15.18;
2 уровень: № 15.37, 15.41;
3 уровень: № 15.54, 15.56.

Цель домашнего задания: закрепить знания, полученные на уроке, работа по задачнику носит разноуровневый характер и предполагает более глубокое понимание изученного материала и практическое применение новых знаний.