Занятие по правилам дорожного движения в старшей группе на тему "Велосипед"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (637 кБ)


Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить детей с дорожными знаками: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка»;
    • формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места;
    • продолжить изучение правил поведения детей на улице.
  • Развивающие:
    • развивать нравственные качества;
    • довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;
    • продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения.
  • Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость,  умение выслушивать ответы товарищей.

Формы работы с детьми:

    • художественное слово;
    • рассматривание иллюстраций;
    • сюрпризный момент;
    • физкультминутка в виде игры «Можно – нельзя»;
    • решение проблемной ситуации.

Оборудование: игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.

Активный словарь: «Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», части велосипеда – «седло», «рама».
Пассивный словарь: велосипед, колесо, руль, педали, проезжая часть, дорога,  КАМАЗ.

Предварительная работа: экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Эмоциональный настрой

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протяните,
Лучики его возьмите
И к груди своей прижмите.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.

Дети садятся на стулья.

2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Из муки его слепили,
После в печку посадили.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу,
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?

Дети: колобок (слайд 2)

Вношу игрушку – колобок.

Колобок: Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы мне много рассказывали о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где  можно на нём кататься? Я так люблю кататься.

Воспитатель: А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?

Дети: Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)

Воспитатель: Посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?

3. Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды  4-7)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда? 

Дети:  Не хватает колеса, седла, руля, педалей.

4. Колобок:  Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.

Воспитатель: Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?

Дети:  Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.

Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?

Дети: Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке, по тротуару. Нельзя – на дороге, где много машин.

Воспитатель: Правильно. На велосипеде  маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься  и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону. (Слайды 8-9)

Воспитатель: Где катается котёнок?

Дети: По дорожке.

Воспитатель: Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?

Дети: Потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.

Воспитатель:  Что вы видите на этом слайде?

Дети: Как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.

Воспитатель: При езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)

Воспитатель: Посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде?    (Слайд 11)

Воспитатель: Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете  красный или зеленый кружок. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.

5. Игра «Можно – нельзя»

Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.

На остановке автобуса … (лежат спокойно)
Во дворе … (крутят педалями)
На проезжей части … (лежат спокойно)
На полянке … (крутят педалями)
По лестнице … (лежат спокойно)
По тротуару … (лежат спокойно)
На площадке … (крутят педалями)

6. Воспитатель: А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.

У кого велосипед –
Говорят: Проблемы нет!
Сел, педалями крути
Где захочешь – там кати!
Все не просто, все не так
Езди там, где этот знак:
Круг окрашен в синий цвет,
А в кругу велосипед. (Слайд 12)

Воспитатель: Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

Знак запомните друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде!

Воспитатель: Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.

Воспитатель: А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой».  Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)

Когда педали я кручу,
Мне все на свете по плечу!
Но вот знакомый знак узнал:
Водителю и мне сигнал.
Тут я приторможу немножко,
Хоть хочется лететь вперед:
Велосипедная дорожка
Машинный путь пересечет.

Воспитатель: А чтобы хорошо запомнить эти знаки я предлагаю вам поиграть.

7. Игра: «Выбери правильный знак»

Ситуация:

В центре комнаты ставятся два знака по разным направлениям:«Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено». Дети должны выбрать верное направление, объяснив свое решение. Выбрав правильный знак, дети под музыку начинают двигаться в нужном направлении, имитируя езду на велосипеде.

Колобок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде. (Слайд 14)

8. Анализ

А вы, ребята, запомнили знаки? Что они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой предупреждающий? Почему нужно соблюдать  правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый, зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как сегодня отвечали. Если вы были на занятие активными, знали ответы на все вопросы, то возьмите зелёный круг, а если не очень активны, то жёлтый круг. Если вам задания показались сложными, и вы затруднялись ответить на многие вопросы – то красный круг. А теперь поднимите свои кружки. Молодцы, все правильно оценили свою работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на велосипед и поехали кататься.
– Счастливого пути!