Задачи:
- Обучающие:
- познакомить детей с дорожными знаками: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка»;
- формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места;
- продолжить изучение правил поведения детей на улице.
- Развивающие:
- развивать нравственные качества;
- довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;
- продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения.
- Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение выслушивать ответы товарищей.
Формы работы с детьми:
- художественное слово;
- рассматривание иллюстраций;
- сюрпризный момент;
- физкультминутка в виде игры «Можно – нельзя»;
- решение проблемной ситуации.
Оборудование: игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.
Активный словарь: «Движение на
велосипеде запрещено», «Пересечение с
велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка»,
части велосипеда – «седло», «рама».
Пассивный словарь: велосипед, колесо, руль,
педали, проезжая часть, дорога, КАМАЗ.
Предварительная работа: экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Эмоциональный настрой
Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протяните,
Лучики его возьмите
И к груди своей прижмите.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Дети садятся на стулья.
2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Из муки его слепили,
После в печку посадили.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу,
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?
Дети: колобок (слайд 2)
Вношу игрушку – колобок.
Колобок: Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы мне много рассказывали о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где можно на нём кататься? Я так люблю кататься.
Воспитатель: А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?
Дети: Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)
Воспитатель: Посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?
3. Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды 4-7)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда?
Дети: Не хватает колеса, седла, руля, педалей.
4. Колобок: Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.
Воспитатель: Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?
Дети: Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.
Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?
Дети: Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке, по тротуару. Нельзя – на дороге, где много машин.
Воспитатель: Правильно. На велосипеде маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону. (Слайды 8-9)
Воспитатель: Где катается котёнок?
Дети: По дорожке.
Воспитатель: Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?
Дети: Потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.
Воспитатель: Что вы видите на этом слайде?
Дети: Как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.
Воспитатель: При езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)
Воспитатель: Посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде? (Слайд 11)
Воспитатель: Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете красный или зеленый кружок. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.
5. Игра «Можно – нельзя»
Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.
На остановке автобуса … (лежат спокойно)
Во дворе … (крутят педалями)
На проезжей части … (лежат спокойно)
На полянке … (крутят педалями)
По лестнице … (лежат спокойно)
По тротуару … (лежат спокойно)
На площадке … (крутят педалями)
6. Воспитатель: А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.
У кого велосипед –
Говорят: Проблемы нет!
Сел, педалями крути
Где захочешь – там кати!
Все не просто, все не так
Езди там, где этот знак:
Круг окрашен в синий цвет,
А в кругу велосипед. (Слайд 12)
Воспитатель: Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).
Знак запомните друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде!
Воспитатель: Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.
Воспитатель: А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)
Когда педали я кручу,
Мне все на свете по плечу!
Но вот знакомый знак узнал:
Водителю и мне сигнал.
Тут я приторможу немножко,
Хоть хочется лететь вперед:
Велосипедная дорожка
Машинный путь пересечет.
Воспитатель: А чтобы хорошо запомнить эти знаки я предлагаю вам поиграть.
7. Игра: «Выбери правильный знак»
Ситуация:
В центре комнаты ставятся два знака по разным направлениям:«Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено». Дети должны выбрать верное направление, объяснив свое решение. Выбрав правильный знак, дети под музыку начинают двигаться в нужном направлении, имитируя езду на велосипеде.
Колобок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде. (Слайд 14)
8. Анализ
– А вы, ребята, запомнили знаки? Что
они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой
предупреждающий? Почему нужно соблюдать
правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня
на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них
сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый,
зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как
сегодня отвечали. Если вы были на занятие
активными, знали ответы на все вопросы, то
возьмите зелёный круг, а если не очень активны, то
жёлтый круг. Если вам задания показались
сложными, и вы затруднялись ответить на многие
вопросы – то красный круг. А теперь поднимите
свои кружки. Молодцы, все правильно оценили свою
работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на
велосипед и поехали кататься.
– Счастливого пути!