Цель урока: формирование информационной культуры учащихся, пользователей школьной библиотеки.
Задачи урока:
- закрепить ранее полученные знания о структуре книги;
- дать знания детям об элементах книги;
- научить применять полученные знания на практике для самостоятельного поиска информации;
- воспитывать интерес, бережное отношение к книге.
Предварительная работа: составление презентации, изготовление закладок для образца, дидактического материала.
Оборудование:
Книги, проектор, ноутбук, экран.
На каждого ребёнка: раздаточный материал к игре “Как построена книга”, книга, ножницы, клей, белая и цветная бумага, карандаши цветные или фломастеры, клеёнка.
Оформление:
Плакат – эпиграф:
Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и переходящее из поколения в поколение.
Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду. (Аддисон Д)
Ход урока
1 слайд.
(Звучит песня “Читайте “в исполнении И.К.С. – Миссия и большого детского хора)
Добрый день, дорогие друзья. Мы вновь в “Школе юного читателя”. А это значит, что у нас опять встреча с книгой.
2 слайд. “Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и переходящее из поколения в поколение. Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду” – говорил Аддисон Джозе .
3 слайд.
И как же не поддержать слова этого знаменитого английского писателя (1672—1719). Ведь книга и учитель, и советчик, и собеседник. В книге можно найти ответы на любые вопросы. Но для этого нужно знать, как найти эти ответы и в какой книге они могут быть. Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся как можно больше узнать о книге, подробнее познакомимся с её элементами.
4 слайд.
- переплёт;
- обложка;
- предисловие;
- оглавление;
- форзац;
- фронтиспис;
- титульный лист;
- текст;
- иллюстрация;
- суперобложка;
- книжный блок;
- ляссе
Какие из этих слов вам знакомы? Давайте вспомним о них. Что они означают?
5 слайд.
Игра “Как построена книга” (раздаточный материал).
Цель: закрепление полученных знаний о структуре книги.
Правила: подобрать правильное определение к каждому элементу книги и цветными карандашами, соединив название и определение. (Приложение 1)
6 слайд.
Проверь себя.
7 слайд.
А теперь давайте познакомимся с элементами книги, которые вы ещё не знаете, а о некоторых, уже знакомых, узнаете что-то новое.
Суперобложка.
Съёмная обложка из плотной или глянцевой бумаги, надеваемая на основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Служит не только средством защиты, оформления и рекламы книги, но и сообщает основные сведения.
Первые суперобложки появились примерно в середине XIX века. Служили они в основном для защиты переплёта от загрязнений во время перевозки и продажи, изготавливались из плотной бумаги немаркого цвета и не запечатывались. Было не принято хранить книгу в суперобложке, их выбрасывали.
Постепенно суперобложки стали полноценным элементом оформления книги, придававшим ей изящество и привлекательность, они расширяли возможности оформления, так как на переплёте из ткани (или ее заменителя) невозможно было отпечатать такие сложные многоцветные изображения, как на бумаге.
8 слайд.
Форзац.
В переводе с немецкого означает “идущий перед печатным текстом книги”. Он соединяет переплёт с книжным блоком и используется как элемент оформления. Иногда это просто цветной лист, но часто на нём бывает декоративное оформление, справочные сведения, карты, схемы, а на учебниках – правила, таблицы, формулы.
Задание: откройте книгу, лежащую у вас на столе и найдите форзац.
9 слайд.
Фронтиспис.
Слева от титульного листа может быть размещён фронтиспис– лист с портретом автора или главной иллюстрацией книги.
Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул — на третьей). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.
Задание: найдите в своей книге фронтиспис если он есть и покажите нам.
10 слайд.
Титульный лист.
Это третья страница книги, где размещены основные выходные сведения — данные, характеризующие издание. Здесь указывают инициалы и фамилию автора, название книги, сведения о времени и месте выпуска книги в свет. Здесь же можно найти подзаголовочные и надзаголовочные данные, которые весьма разнообразны. Первые из них могут включать сведения о жанре произведения (роман, повесть, учебное пособие, инструкция), о читательском назначении (для школьников, для учителей и т.п.), о лицах, принимавших участие в подготовке издания (составители, редакторы). А над заголовком указывают название организации, в которой было подготовлено издание, название серий и т.д.
Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания размещались в колофоне, в конце книги.
Уже в 1463 году Петер Шеффер, ученик Гутенберга, напечатал название книги папы Пия II “Bulla cruticiata” на отдельном листе. Эта страница считается первым печатным титульным листом. Петеру Шефферу приписывают и другие нововведения в книгопечатании: датировку, издательскую марку и др.
Другой вехой в истории титульного листа стал календарь Региомонтана, напечатанный Эрхардом Ратдольдтом в 1476 году. Первую страницу с названием, годом издания и именем автора украсила ксилографическая рамка с листьями и вазами. Такая “композиция с рамкой” оказала большое влияние на последующее книгопечатание и историю титульного листа.
В русской книге титульный лист появляется в 1580 году, когда Иван Федоров печатает в Остроге Новый Завет и Библию. Для титульного листа “Острожской Библии” он использовал ту же ксилографию с триумфальной аркой, которая обрамляла фронтиспис в “Московском Апостоле” 1564 года.
11 слайд.
Ляссе.
Это шелковая ленточка, приклеенная под верхнюю тесьму на корешке книги — там, где скрепляются страницы. Раньше многие книги выпускались уже с такими закладками-ленточками, и называлась такая закладка — ЛЯССЕ.
Ляссе технически изготовляется следующим образом: к корешку головки книжного блока прикрепляется тесьма, так, чтобы оставшийся свободным конец мог вкладываться между листами и выступал за нижний обрез блока (см. рисунок слева).
Ляссе используется в других печатных продукциях. Например, в записных книжках.
(Демонстрация ежедневника с ляссе).
Одно из самых ранних упоминаний об
использовании закладок относится к 1584, когда
Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил
королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой.
Узкие шёлковые ленты стали распространённой
закладкой в XVIIIи XIX веках, их закрепляли на
обложке и делали больше, чем высота страницы.
Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х
их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки.
Закладки. Ключевое место в книге можно было
заложить множеством способов. Большинство из
этих способов было изобретено в двенадцатом
веке. К переднему обрезу книги в соответствующих
местах прикреплялись “ушки” и плетеные полоски
пергамена, иногда окрашенные. Закладками служили
также ленты из льна, шелка или пергамена,
пришитые к капиталам книги и вертикально
пропущенные между страницами. На закладках
иногда помещалась информация, помогающая в
хронологических или астрономических
вычислениях при чтении текстов соответствующего
содержания. Цветы и другие прессованные
материалы органического происхождения также
могли использоваться в качестве закладок.
12 слайд.
Практическая работа. Изготовление закладок для книг. (во время самостоятельной работы детей звучит песня “Читайте” в исполнении И.К.С. – Миссия и большого детского хора)
13 слайд.
Домашнее задание: сделай и нарисуй суперобложку для своей любимой книги. Лучшие суперобложки будут помещены на выставку и отмечены сертификатами качества. А чтобы не забыли о том, что узнали сегодня на уроке, я подарю Вам закладки– памятки. (Приложение 2)
14 слайд.
До новых встреч в школе юного читателя.
Источники:
- БСЭ [Электронный ресурс]. – Электрон.дан.– М.: БСЭ, 2002. – 3 электрон.опт. диск (CD-ROM).
- www.aforism.su
- http://lgroutes.com/femous/Scientific/Regiomontanus.htm
- wikipedia