Программные задачи:: создать обстановку доверия в группе, включить каждого ребенка в групповое взаимодействие, дать четкие представления о духовно-нравственных основах здоровья, вызвать положительное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей.
Ход образовательной деятельности
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
а) вступительное слово психолога
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, рисовать. Общаться и, самое главное, отправимся в путешествие в “Страну Здоровья”. Мы узнаем, что нужно делать, чтобы быть веселым, счастливым, здоровым, как научиться помогать себе в этом и как помогать другим людям. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите в глаза, на лицо каждого из присутствующих здесь, обведите взглядом по кругу всех нас (показывает), встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья. Молодцы! (не спешит и внимательно наблюдает за тем, что происходит, вступает в зрительный контакт с каждым ребенком).
б) психолог знакомит детей с “ волшебной ромашкой”, беседа о пословицах и поговорках
На доске приколота ромашка, на каждом лепестке есть надпись.
- А теперь посмотрите на доску. На ней “волшебная ромашка”.
“Волшебная ромашка” приглашает нас в путешествие в “Страну Здоровья”. На ее лепестках написаны русские народные пословицы и поговорки о здоровье. А вы, помните, откуда к нам пришли пословицы и поговорки?
(Дети: их придумали люди, которые жили давно, они их рассказывали друг другу, их передавали из уст в уста, в них народная мудрость ...)
Психолог просит ребенка сорвать лепесток, показывает какой. Психолог (или ребенок) читает вслух: “ЗДОРОВЬЕ ПОЖЕЛАЕШЬ – СЧАСТЬЕ ПОВСТРЕЧАЕШЬ”.
- Что значит эта народная мудрость? Как вы ее понимаете?
(дети: люди желают друг другу здоровья, это добрые пожелания, нужно спрашивать человека, какое у него здоровье, нужно говорить ему, что он здоровый, красивый, народная мудрость учит, как разговаривать с людьми, это как “волшебное слово”, скажешь и все будет хорошо).
Сейчас мы оторвем и другие лепестки.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
а) игра в “Ромашку”
дети выходят и отрывают по одному лепестку и читают вслух.
2-й ЛЕПЕСТОК: “ЗДОРОВОМУ ВСЕ ЗДОРОВО”
- Как вы это понимаете? Что означает этот мудрый совет “волшебной ромашки”?
Маленький игрушечный Гномик, которого можно сделать вместе с детьми до занятий по выкройке, станет вашим помощником, если вы предложите детям сказать что-то от его имени. При этом каждый ребенок будет иметь своего собственного Гномика.
- Каждый человек любит играть и мечтать. И тогда ему хочется, чтобы сказки сбывались. И поэтому мы попросим сейчас этого маленького Гномика, который пришел к нам из сказки помочь нашей игре. Поднесите Гномика к уху и послушайте, попросите его рассказать вам о вас, пусть он вам скажет, что вы умеете делать хорошо, что любите, о чем мечтаете и что хорошего себе сами желаете.
- А теперь, когда Гномик что-то нашептал на ухо, расскажи и нам: скажи это громко.
(Дети: здоровому человеку весело, у него хорошая жизнь, если здоров, то все нипочем, когда я здоров, я смеюсь, у здорового человека все получается).Если дети затрудняются говорю сама.
3-й Лепесток: “ЗДОРОВЬЯ НЕ КУПИТЬ”
- А этот совет, что значит?
(Дети: это значит, что здоровья не купишь за деньги, здоровье или есть, или его нет... здоровье не продается ни в одном магазине...)
4-й Лепесток: “БОЛЕЗНЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ КРАСИТ”
(Дети: когда человек болен, он очень плохо выглядит, больной человек некрасивый, когда я болею, все говорят, что я бледная, я заболела и мне мама сказала, что на мне лица нет...)
5-й Лепесток: “БОЛЬНОМУ И МЕД ГОРЕК”
(Дети: когда человек болеет, ему ничего не хочется, когда я болею, меня заставляют есть, а я не хочу, больному и меду не хочется, больному все плохо).
6-й Лепесток: “ТРУД – ЗДОРОВЬЕ, ЛЕНЬ – БОЛЕЗНЬ”
(Дети: когда человек трудится, он не болеет, когда трудишься, надо много двигаться, быть сильным, а сильный человек не болеет, лентяй все время лежит на диване и все болезни к нему липнут).
7-й Лепесток: “КТО ТРУДА НЕ БОИТСЯ – ТОГО ХВОРЬ СТОРОНИТСЯ”
(Дети: это похоже на предыдущую поговорку, мой папа очень много работает и он говорит: “Мне некогда болеть”, значит такого человека хворь сторониться).
8-й Лепесток: “ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА”
(Дети: мы уже говорили, что здоровье не купишь за деньги, лучше быть здоровым, чем богатым, если какой-нибудь богатый миллионер заболеет, ему будут не нужны его деньги, ему нужно будет здоровье, значит, здоровье дороже денег).
9-й Лепесток: “БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ”
(Дети: надо стараться не болеть, когда ты маленький, сейчас у меня хорошие зубы, но я ем много конфет и мама говорит, что в старости я стану беззубым, значит я должен беречь зубы смолоду, надо закаляться, делать зарядку, чтобы всю жизнь до старости не болеть).
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА
а) рисование, музыка
- А сейчас нарисуйте у себя в тетради такую же красивую “волшебную ромашку” - у нее должно быть 9 лепестков и все они красиво раскрашены. Она так много рассказала нам, такие мудрые русские пословицы нам подарила.
По окончании рисования психолог устраивает выставку – рисунки располагаются на свободном столе или на стенде и дети подходят для того, чтобы их рассмотреть.
- Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, какой рисунок кто нарисовал.
Психолог рассаживает детей по местам.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
а) игра “узнай автора и его настроение”
- Давайте поиграем в интересную игру. Я буду показывать разные рисунки по одному, а вы должны узнать, кто его нарисовал.
Обращаю внимание на то, узнают ли дети рисунки друг друга. Хвалю детей за правильные ответы, неправильные игнорирую и даю позитивную обратную связь типа: “В этой “Ромашке” чувствуется хорошее настроение и желание быть здоровым: “Коля очень старался и это видно”. “Маша выбрала такие красивые цвета для раскраски: все лепестки у нее яркие, красочные, разные”. А если задание не выполнено совсем, я сама рисую ребенку красивую ромашку и говорю: “Я хочу тебе ее подарить и пожелать здоровья!”
ИТОГ
а) Заключительное слово психолога
- Садитесь на свои места и медленно-медленно посмотрите друг на друга, на эту комнату, на свои рисунки. Я хочу, чтобы вы вспомнили наше занятие, как вы сюда шли, как оно начиналось, что сегодня здесь узнали. Посмотрите на “волшебную ромашку” (до этого психолог помещает все лепестки на место) – она опять целая и невредимая и ей интересно узнать, понравились ли вам ее советы?
Давайте начнём с меня: “Я, Снежана Викторовна, и мне было сегодня интересно узнать, какая это огромная ценность здоровье!” затем передаю по кругу мячик и говорят дети. Поддерживаю детей, кивая одобрительно, говоря: “Спасибо”, “Как интересно” или перефразируя высказывания, помогая ребенку выразить себя.