Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.
Ш.А.АМОНАШВИЛИ.
Пояснительная записка
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе-интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
На протяжении ГС(К)ОАУ школы-интерната №9 с. Ивановка неоднократно перед нами становилась проблема как более эффективно осуществлять трудовое воспитание в условиях школы. В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в нашей школе и до выпуска из данного учереждения. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. Выпускники школ (VIII вид) по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.
Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:
- Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
- Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
- Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
- Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
- Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.
- На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта рассмотреть специфику трудового воспитания учащихся специальной коррекционной школы (VIII вида).
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду. В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия и организации села, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам и участием в районной и областной выставках. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.
Я остановилась на организации и планировании работы по трудовому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
За основу своего опыта я опиралась на предложенные материалы выдающихся педагогов: В. В. Выгодского, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, С. Л. Мирского, В. В.Воронковой и других. В основу всей воспитательной работы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в каждом звене:
Начальное звено:
Трудовое воспитание.
- отработка навыков учебного поведения;
- вооружение основными навыками самообслуживания;
- формирование навыков трудовой коллективной деятельности.
Среднее звено:
Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.
- ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
- развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
- охрана природы
Старшее звено:
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.
- проф. самоопределение– развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
- трудовое воспитание;
- жизнеобеспечение.
Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.
В воспитательной работе трудовое воспитание представлено следующим направлением: “Мои умелые руки”. Данное направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих трудовой деятельности.
“Мои умелые руки” – формирование трудовых умений и навыков, подготовка детей к самостоятельному труду.
В школе созданы условия для трудового воспитания детей в группах интерната. Здесь необходимо сказать о тесном сотрудничестве учитель-воспитатель.
Сельскохозяйственные работы. На территории школы имеются цветники. В весенне – осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За каждой группой закреплен собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за цветочными культурами, разбивка цветников, изготовление декоративной изгороди и т.д.
Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с современными отделочными материалами. На занятиях столярного дела, под чутким руководством педагога, воспитанники знакомятся с разметкой деталей, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Кроме того, ребята учатся работать на токарном станке по дереву, сверлильном, токарно-винторезном, фуговальном станках. В свою очередь воспитанники под моим руководством расписывают готовые изделия в стиле хохломы и покрывают готовые изделия лаком. Учатся применять и овладевают навыками работы с лакокрасочным материалом воспитывая аккуратность в работе. Овладевают приемами и способами ремонта мебели, принимают активное участие в эстетическом оформлении школы. Воспитанники научены работать с современными отделочными материалами. Сегодня практически всё, что благоустроено и отделано в группах и на территории школы: декоративные заборы и вазоны для цветников, лебеди, экзотично выглядывают яркие попугаи на деревьях и негры в красивых костюмах –всё это дело рук взрослых и детей.
Швейное дело позволяет воспитанницам усваивать необходимые в быту и посильной индивидуальной деятельности знания и умения по швейному делу. На занятиях девочки учатся шить одежду, овладевают навыками ремонта одежды и изготовление оригинальных костюмов для “ Театра мод ”. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту. Как правило, педагоги, совместно с детьми выполняют социальный заказ школы по изготовлению необходимых изделий: пошив полотенец, фартуков, штор, покрывал. А также осуществляются межпредметные связи т.к. во внеурочное время закрепляются полученные знания на уроках и отработка навыков штопки и шитья учащихся под руководством воспитателей. Вместе с тем, изучаемый материал, может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства в быту.
На занятиях прикладного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций из солёного теста. Так были представлены поделки сделанные детьми под моим руководством на кружке “Мои умелые руки” и представлены на районной, областной выставках (“Лукошко”, “Столовый набор”, “Кухонный набор”.) На занятиях ребята закрепляют полученные знания и учатся благоустраивать свой, быт не затрачивая на это много денежных средств.
В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами школы соц. педагогом, психологом которые ведут беседы по вопросам профориентации; экскурсиям на предприятия и организации села. Ключевым делом является развитие трудовых навыков: дежурство по уборке групповых помещений, трудовые десанты по уборке территории школы “Чистый двор”, конкурсы “Чья грядка чище?”, операция “Спасатель” (уборка улиц), работа на пришкольном участке-цветнике.
Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания.
В результате проделанной работы у воспитанников интернатных групп, должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Начальное звено:
- Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.
- Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.
Среднее звено:
- Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе (дому), участку: убирать, мыть, стирать, гладить чистить.
- Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознаёт связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.
Старшее звено:
- Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.
- Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги диагностики (которая проводится на протяжении всех лет обучения детей в нашей школе) мы видим, что дети приходят плохо владея знаниями, умениями и навыками которые необходимы чтобы успешно социализироваться вливаясь в общество регулирующими поведение человека в макро- и микро социуме. Это происходит из недостатка внимания родителей т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решение решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться. Из положительной динамики которую мы наблюдаем в диагностики – ДЕЛАЮ ВЫВОД: своей цели по формированию трудовых знаний, умений и навыков необходимых в самостоятельной жизни на данном возрастном (1-5 кл.) этапе достигла.