Цели:
- Развивать связную устную и письменную речь учащихся.
- Развивать мыслительные операции (анализ, аналогии, сравнение)
- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память)
- Развивать самостоятельность.
- Формировать умение строить текст, определять основную мысль текста.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть зима в окно прохладой дышит
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
- С чего мы начинаем наш урок?
Слайд 1
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Как вы думаете, почему я начала урок с правописания именно этих букв?
- Посмотрите на буквы, которые вы прописали. Что вы можете сказать о них?
- Придумайте слова с этими буквами и дайте характеристику звукам, которые они обозначают.
- Всегда ли буква согласного совпадает с её звуком?
- Придумайте слова, в которых буква этих согласных не совпадает со звуком.
- Как называется эта орфограмма?
- Вспомните правило проверки этой орфограммы.
- Скажите, пожалуйста, а чем мы обычно занимаемся на уроках русского языка?
2. Сообщение целей урока.
- Правильно. Вот и сегодня мы будем делать всё как обычно, но ещё будем учиться правильно и красиво строить предложения. Одним словом мы будем развивать речь.
- Ребята, вернёмся к сегодняшней дате. Она вам о чём-то говорит?
- Посмотрите на буквы, которые вы прописали, на число, которое записано на доске и в ваших тетрадях. С чем у вас всё это ассоциируется?
- Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о зиме, о явлениях, которые происходят в природе с приходом этого замечательного времени года. Но сначала мне хотелось бы вспомнить правила работы на уроке.
Слайд 2
- Когда я говорю, все слушают внимательно и стараются понять меня.
- Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
- Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
- Соблюдая все эти правила у нас всё получится.
3. Работа над темой урока.
Вводная беседа.
- Скажите, а вы уже увидели какие-то признаки прихода зимы?
- А вам нравится это время года? Чем?
Слайд 3
- А какая бывает зима?
- Молодцы! А без чего не бывает зимы?
- А какой бывает мороз?
- Что он делает?
Слайд 4
- Что делает снег зимой?
- Вы знаете, я тоже потрудилась и подобрала вот какие слова. Прочитайте их.
Слайд 5
- Какие слова вы не назвали?
Составление предложений.
- Пользуясь словами подсказками, составьте и запишите предложения.
- Прочитайте, что у вас получилось. Дайте характеристику своим предложениям.
- Какое предложение вам показалось более удачным? Чем?
- Скажите, а откуда можно узнать о зиме?
Работа с произведениями русских поэтов.
- Да, совершенно верно, многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения. Вспомните, как они называли зиму?
(чародейка, красавица, искусница, мастерица на все руки, лебедь белая, царица белокожая, хозяйка природы, желанная гостья, кружевница, седая колдунья, рукодельница, белоснежка, госпожа метелица, хохотушка, проказница, матушка, сказочница, умница.)
- Кто может вспомнить строки из стихотворений русских писателей?
- Какими приёмами они пользовались, описывая зиму?
- Прочитайте четверостишья, которые я вам подготовила.
Слайд 6
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
(А.С. Пушкин)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
(И. Никитин)
- Найдите в первом четверостишье олицетворение и сравнение.
- Как вы понимаете “Заколдован невидимкой…”
- Как Ф.Тютчев называет зиму?
- А что И.Никитин говорит о снеге?
Работа с текстом.
- Молодцы! А теперь я предлагаю вам текст. Прочитайте его.
Слайд 7
Зима в лесу.
Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь
- Что вы можете сказать о нём?
- Вас ничего не насторожило в нём?
- А какой заголовок вы можете предложить?
- Выпишите 6 предложение. Разберите его по членам предложения и частям речи.
- Проверяем. Назовите орфограммы, которые встретили в этом предложении.
- Назовите грамматическую основу предложения.
- Чем выражено подлежащее?
- Какое это предложение?
- Найдите в тексте слова и разберите по составу:
- 1 ряд – пушистый
- 2 ряд – облаками
- 3 ряд – бодрит
Работа с деформированным текстом.
- А теперь ответьте мне, с помощью чего ещё мы можем увидеть зиму?
- Прослушайте отрывок из музыкального произведения Антонио Вивальди “Времена года”.
- Как вы думаете, какое явление природы изобразил композитор с помощью музыки?
Слайд 8
- Молодцы! Я предлагаю вам прочитать текст с таким же названием.
(на доске)
Буран.
Земля, воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми.
Но вот утих ветер. Улеглись снега. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах.
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Начался буран.
- Что заметили? Докажите свою точку зрения.
- Спешите вторую часть текста.
- Найдите и прочитайте предложения с однородными членами.
- При помощи чего они соединяются? Какими членами предложения являются однородные члены предложения?
- Молодцы!
Творческая работа.
- У вас на партах лежат карточки. Переверните их.
Пухлая белая туча______________ со всех сторон горизонт. _________ ветер утих. Снег ______ начал опускаться на землю. ________ смотреть на __________ в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с ________ .ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.
Слова для справок:
Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.
- Что вы увидели? А ещё?
- Прочитайте слова для справок. Какие части речи увидели?
- Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?
- Выполните задание.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Что можете сказать?
4. Рефлексия.
- Ну что ж, вы хорошо поработали. А отблагодарить вас за урок мне хотелось бы небольшим стихотворением
Слайд 9
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут,
С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись.
Изумруды и рубины
На снегу зажглись. (Н. Хвостов)
- О каких “изумрудах и рубинах” говорит поэт?
- Как вы поняли последнюю строчку стихотворения?
Слайд 10
- Откройте конверты, которые лежат на ваших партах. В них вы найдёте те самые “драгоценные камни”. Вам необходимо определение своё отношение к уроку. Для этого выберите ту снежинку, которая соответствует вашему настроению, и подарите её Красавице – Зиме.
- Белая – радость
- Синяя - восхищение
- Жёлтая - грусть
- Красная - безразличие
5. Итог урока.
Славно вы, ребята, потрудились
Вместе с волшебницей-зимой.
Так чего же вы добились,
Говоря о ней со мной?
- Я вижу, что урок вам понравился.
- Что вам понравилось больше всего?
- Чему вы должны были научиться?
- Нужен вам этот урок? Что он вам дал?
- Я благодарю вас. Спасибо за урок!
6. Домашнее задание.
- Дома напишите сочинение-миниатюру на тему “Сон в зимнюю ночь”.