Цели урока:
- Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
- Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
- Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.
Ход урока
1. Актуализация знаний и определение темы урока.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.
- Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства)
В своё царство приглашает нас.
- Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы)
- Чему будет посвящен наш урок?
- При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.
- А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)
Слайд 2. Что вы видите? (показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы)
Что объединяет их? (Сельское хозяйство)
Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия)
Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт).
Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учитель). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания)
- Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.
2. Подготовка к восприятию новой темы.
- Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?
Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.
Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”
- Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.
Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам ... (показ - лист бумаги, карандаши, стул)? (Деревом, лес. Лесные богатства)
- Что помогло вырасти дереву?
Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?
Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.
Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).
- Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.
Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.
3. Физминутка для глаз (слайд 13).
- А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь ... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.
4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.
Слайд 14.
Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства
(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?
(показ) 2. Какие вы еще знаете?
Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.
Слайд 15.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без ...(ВОДЫ)
- Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).
- Как человек использует течение реки? (показ электростанции)
-(показ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.
Слайд 16.
- О какой силе природы сказано: “...ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)
- Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли)
Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.
- Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества)
Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции. Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.
Слайд 17.
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце) - показ
- Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).
- показ - Как человек стал использовать солнечный свет?
Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи, которые меньше всего загрязняют природу.
- Все ли богатства мы перечислили?
Слайд. 18. Отгадайте.
Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.
Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака).
Назовите группу. Животные.
Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:
Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают
Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза).
Назовите группу. Растения.
- Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?
5. Физминутка ( двигательная).
6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.
Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке
Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31) - показ.
Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?
Три: живые, неживые, силы природы.
?! Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?
Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.
Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.
Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.
- Почему так поделили?
7. Обучение способам практического применения полученных знаний.
а) Работа в парах. Работа в учебнике.
- А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.
Слайд 25. + стр. 32
- Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.
Слайд 26. + стр. 33
- Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.
Слайд 27. + стр. 33
- Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)
- Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.
- Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств
б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1.
- Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.
!? Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?
(Кормить животных, животные кормят)
Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?
Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)
- Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?
- Кто использует остальные перечисленные богатства?
Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.
- Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?
(Ответы детей).
Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.
8. Обобщение. Экологическая минутка.
- Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.
- Что такое природные богатства?
- Что случится, если природные богатства исчезнут?
- Что надо делать, чтобы этого не произошло?
Слайд 31.
- Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?
- Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?
Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором. Что происходит? Как должен поступить человек?
Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.
- В чем ценность этих растений? (лекарственные).
- Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны
- Что сразу начинают делать девочки?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Вывод: не рвите цветы!
Слайд 34.
- По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и ... (показ вырубок и пожара).
Слайд 35. Что это?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)
Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины, от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.
- Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?
Слайд 36.
- Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).
Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.
Слайд 37.
Почему животных надо беречь? показ
Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!
9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.
- Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?
Слайд 38.
1. Бережно относиться к растениям.
2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.
3. В лесу соблюдайте тишину.
4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.
5. Берегите ягоды и грибы.
6. Не разжигайте костер.
7. Не оставляйте мусор.
8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.
9. Не трогайте лесных зверей.
10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.
Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!
Самооценка
Слайд 39.
- Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат .... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем ... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.
Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.
Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество” по теме: “Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”.
Продолжение работы по теме в курсе “Мое жизнетворчество”
“Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”
Цель: формирование экологической культуры учащихся
1. Побуждение детей к бережному отношению ко всему живому.
Прослушивание и анализ сказки “Мой друг – дерево” (страница 80, методических рекомендаций)
2. Работа в тетради, задание 1, страница 18
- Кто живет на нашей планете?
- Как вы думаете, есть ли хозяин в этом доме?
- Кто он?
- Как чувствуют себя крошечные обитатели планеты Земля?
Слайд 41. Раскрась картинку и расскажи, кто ещё населяет нашу планету.
3. Творческая разминка. Игра “Волшебные слова”.
Дети говорят волшебные слова, с помощью которых они могут превратиться в крошечных существ.
- Чтобы вы чувствовали, став крошечными?
- О чём бы думали?
- Чего боялись?
4. Зарядка для глаз
Слайд 42. “Цветик - семицветик”.
Слайд 44. “Аквариум”.
Слайд 46. “Облака”.
5. Работа в тетради, задание 1, страница 18
а) - Какие взаимоотношения должны быть между членами одной семьи?
- Можно ли эти принципы взаимоотношений применять по отношению к жителям Земли?
- Можем ли мы доверять растениям, животным, Земле?
- А они нам?
- Могут ли деревья разговаривать?
- Почему деревья болеют?
- Всегда ли люди справедливы по отношению к своим домашним питомцам? Почему?
б) Дети размышляют и выполняют задания № 2 – 3.
Задание № 2. Слайд 43.
Рассмотри на картинке самое ценное, что есть на Земле: человек, воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые. Что забыли перечислить. Раскрась.
Задание № 3. Слайд 45.
- Нарисуй и расскажи, как ты будешь беречь эти ценности.
В задании № 3 следует обратить внимание на доступность предложенных детьми способов сохранения природы.
Итог. Слайд. 47