Правописание "-тся и -ться" в глаголах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (864 кБ)


Цели:

  • Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах;
  • Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
  • Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, тест, задания для работах в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

Показ слайда №1

- Долгожданный дан звонок – приглашает на урок! Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. – 1 мин

II. Мотивация познавательной деятельности, словарная работа.

Перед Вами на экране картинки словаря. Запишите их в столбик.

Показ слайда №2-6

  • Кремль
  • лагерь
  • компьютер
  • кровать
  • сирень

Работа с орфограммами, какое слово лишнее, почему?

Придумайте и запишите рядом с существительными слова, отвечающие на вопрос Что делать? подходящие по смыслу. Что общего у этих слов?

- Что такое глагол?

- Как определить, что это глагол в неопределённой форме? (отвечает на вопросы...)

Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос Что сделать? Что общего? Как определить вид глагола?

А что общего у существительных и глаголов? - мягкий знак.

- 7 мин

Показ слайда №7

Прочитайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Успенского и попробуйте сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке, какова наша сегодняшняя тема. – 2 мин

III. Сообщение темы

- Итак, тема нашего урока звучит следующим образом: правописание глаголов -тся и -ться.

Показ слайда №8

IV. Целеполагание

Прочитайте цели нашего урока. – 1 мин

Показ слайда №9

- На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.

V. Организация восприятия и осмысления новой информации

1. Отчего зависит написание –тся и ться?

Сейчас мы потренируемся. У вас на столе листы с заданиями: Упражнение 1.

Показ слайда №10

Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Назовите жанр. Запишите, правильно вставляя слово. Как это сделать? Вопрос пишем над глаголом.

Упражнение 24.

Волков ______________________в лес не ходить. В тихом омуте черти _____________________. Всё хорошо, что хорошо _____________________________. Где тонко, там и __________________________. Как _________________________, так и _______________________.

Запись на доске, дети объясняют постановку мягкого знака.

С каким предметом мы сравнивали пословицы? – орешком. Почему?

Ядрышко пословицы – это мысль, а она прячется за скорлупкой – событием. - 5 мин

Показ слайда № 11

2. Прочитайте историю, описанную в рассказе упражнения 2.

У Пети сломался велосипед. Что с ним делать, с велосипедом, если он не едет и всё! И так его Петя вертел, и эдак – не крутятся колёса, вот беда!

Пришёл дедушка, взял велосипед, что-то подкрутил, что-то подтянул – и велосипед поехал!

Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? - 3 мин

Дело мастера боится.

Показ слайда №12

Запись её в тетради и на доске , разбор.

VI. Физкультминутка ????? - 1 мин

Показ слайда №13.

Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз. Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру.

(Ученики выполняют гимнастику для глаз)

Отгадайте загадку?

Показ слайда 14

Где цемент машиной возят, 
Где копают и стучат, 
Где дают всем-всем на входе 
Шапку против кирпича?

(Стройка )

Мы прямо сейчас попробуем себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.

У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран!

Показ слайда №15

Он включит...ся, веселит...ся до утра, вплетат...ся в косы, вручает...ся медаль, волны всколыхнут...ся, он хвалит...ся, боят...ся волков, нравит...ся людям, вернут...ся из города, соревнует...ся с соперником, грет...ся на солнышке.

Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголов на –тся, а в другую – глаголов на –ться. Что для этого нужно правильно уметь делать? (задавать вопросы).

Поменялись тетрадками, проверка. – 7 мин

VII. Творческая разминка. Пропедевтика правильного письма существительных и глаголов, конец которых звучит одинаково.

Показ слайда №16

Прочитайте предложение.

Орла курица боится.

Найдите слова, конец которых звучит одинаково. – курица, боится. Значит это ошибко - опасное место и мы должны прийти к выводу, когда пишется ЦА, а когда ТЬСЯ и ТСЯ.

Показ слайда №17

А сейчас проведём творческую работа. Ваша задача правильно записать слова в нужный столбик.

Упражнение 4.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним возиться, белая курица, вулкан курится, острая спица, ему не спится. 5 мин

Обратите внимание на произношение.

Показ слайда 18

Не путать существительные на –ца и глаголы на –тся и ться!

VIII. Работа в группах

Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары и выполнить тест.

Проверка устно, задавая вопросы и доказывая правильность ответа. - 7 мин

Показ слайда №19

IX. Домашнее задание

Показ слайда №20

Теперь открываем дневники и записываем домашние задания с.55-56 упр. 28.

X. Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин

Показ слайда №21

Пришло время оценить свои знания и умения.

Внимательно прочитайте слайд и встаньте в тот ряд, который обозначен кружком цвета, который вы выбрали.

(Учащиеся оценивают свои знания и умения).

- 2 мин

XII. Итог урока.

Показ слайда 22.

Спасибо вам за урок, ребята.

Всем спасибо за внимание,
За работу и за труд.
Вы старались, занимались,
Получили знаний впрок.
Наступила перемена,
А теперь звенит звонок.
Будет краткой моя речь

Приложение.