Цели:
- Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, тест, задания для работах в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
Показ слайда №1
- Долгожданный дан звонок – приглашает на урок! Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. – 1 мин
II. Мотивация познавательной деятельности, словарная работа.
Перед Вами на экране картинки словаря. Запишите их в столбик.
Показ слайда №2-6
- Кремль
- лагерь
- компьютер
- кровать
- сирень
Работа с орфограммами, какое слово лишнее, почему?
Придумайте и запишите рядом с существительными слова, отвечающие на вопрос Что делать? подходящие по смыслу. Что общего у этих слов?
- Что такое глагол?
- Как определить, что это глагол в неопределённой форме? (отвечает на вопросы...)
Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос Что сделать? Что общего? Как определить вид глагола?
А что общего у существительных и глаголов? - мягкий знак.
- 7 мин
Показ слайда №7
Прочитайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Успенского и попробуйте сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке, какова наша сегодняшняя тема. – 2 мин
III. Сообщение темы
- Итак, тема нашего урока звучит следующим образом: правописание глаголов -тся и -ться.
Показ слайда №8
IV. Целеполагание
Прочитайте цели нашего урока. – 1 мин
Показ слайда №9
- На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.
V. Организация восприятия и осмысления новой информации
1. Отчего зависит написание –тся и ться?
Сейчас мы потренируемся. У вас на столе листы с заданиями: Упражнение 1.
Показ слайда №10
Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Назовите жанр. Запишите, правильно вставляя слово. Как это сделать? Вопрос пишем над глаголом.
Упражнение 24.
Волков ______________________в лес не ходить. В тихом омуте черти _____________________. Всё хорошо, что хорошо _____________________________. Где тонко, там и __________________________. Как _________________________, так и _______________________.
Запись на доске, дети объясняют постановку мягкого знака.
С каким предметом мы сравнивали пословицы? – орешком. Почему?
Ядрышко пословицы – это мысль, а она прячется за скорлупкой – событием. - 5 мин
Показ слайда № 11
2. Прочитайте историю, описанную в рассказе упражнения 2.
У Пети сломался велосипед. Что с ним делать, с велосипедом, если он не едет и всё! И так его Петя вертел, и эдак – не крутятся колёса, вот беда!
Пришёл дедушка, взял велосипед, что-то подкрутил, что-то подтянул – и велосипед поехал!
Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? - 3 мин
Дело мастера боится.
Показ слайда №12
Запись её в тетради и на доске , разбор.
VI. Физкультминутка ????? - 1 мин
Показ слайда №13.
Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз. Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру.
(Ученики выполняют гимнастику для глаз)
Отгадайте загадку?
Показ слайда 14
Где цемент машиной возят,
Где копают и стучат,
Где дают всем-всем на входе
Шапку против кирпича?
(Стройка )
Мы прямо сейчас попробуем себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.
У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран!
Показ слайда №15
Он включит...ся, веселит...ся до утра, вплетат...ся в косы, вручает...ся медаль, волны всколыхнут...ся, он хвалит...ся, боят...ся волков, нравит...ся людям, вернут...ся из города, соревнует...ся с соперником, грет...ся на солнышке.
Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголов на –тся, а в другую – глаголов на –ться. Что для этого нужно правильно уметь делать? (задавать вопросы).
Поменялись тетрадками, проверка. – 7 мин
VII. Творческая разминка. Пропедевтика правильного письма существительных и глаголов, конец которых звучит одинаково.
Показ слайда №16
Прочитайте предложение.
Орла курица боится.
Найдите слова, конец которых звучит одинаково. – курица, боится. Значит это ошибко - опасное место и мы должны прийти к выводу, когда пишется ЦА, а когда ТЬСЯ и ТСЯ.
Показ слайда №17
А сейчас проведём творческую работа. Ваша задача правильно записать слова в нужный столбик.
Упражнение 4.
Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним возиться, белая курица, вулкан курится, острая спица, ему не спится. 5 мин
Обратите внимание на произношение.
Показ слайда 18
Не путать существительные на –ца и глаголы на –тся и ться!
VIII. Работа в группах
Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары и выполнить тест.
Проверка устно, задавая вопросы и доказывая правильность ответа. - 7 мин
Показ слайда №19
IX. Домашнее задание
Показ слайда №20
Теперь открываем дневники и записываем домашние задания с.55-56 упр. 28.
X. Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин
Показ слайда №21
Пришло время оценить свои знания и умения.
Внимательно прочитайте слайд и встаньте в тот ряд, который обозначен кружком цвета, который вы выбрали.
(Учащиеся оценивают свои знания и умения).
- 2 мин
XII. Итог урока.
Показ слайда 22.
Спасибо вам за урок, ребята.
Всем спасибо за внимание,
За работу и за труд.
Вы старались, занимались,
Получили знаний впрок.
Наступила перемена,
А теперь звенит звонок.
Будет краткой моя речь