Перспективный план по ознакомлению детей II мл. группы с истоками русской народной культуры, с устным народным творчеством.
СЕНТЯБРЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Деток ждет изба”. Содержание: Первое посещение избы. Знакомство с предметами избы (печь, стол, лавки, полки, колыбелька). Цель: Расширять знания об окружающем, воспитать интерес к предметам деревенской “избы”. Дать понятие о свойствах и назначении предмета. Развивать речь, любознательность у детей. |
Тема: “Урожай собирай”. Содержание: Знакомство с деревянным корытцем, сечкой. Загадывание загадок об овощах. Цель: Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой). Развивать речь, мышление, сообразительность. Воспитать интерес к устному народному творчеству. |
Тема: “Во саду – ли, В огороде”. Содержание: Драматизация сказки “Репка”. Знакомство с элементами одежды деда, бабки, внучки. Цель: Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой – ушанкой, веночком. Развивать речь, память; воспитать желание участвовать в драматизации сказки. |
Тема: “Чугунок стоит – в нем картошечка дымит”. Содержание: Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление знаний об овощах. Цель: познакомить с предметом “избы” чугунком, объяснить, что чугунок – металлический. В нем готовили еду. Развивать память, речь, мышление. Воспитать бережное отношение к предметам старины. |
ОКТЯБРЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Котик – котик – киска”. Содержание: Знакомство детей с обитателем “избы” - котом. Заучивание потешки “Как у нашего кота”. Цель: Расширять знания о домашних животных. Развивать речь, память; учить отвечать на вопросы. Воспитать интерес к устному народному творчеству. |
Тема: “Стоит чудо – сундучок”. Содержание: Знакомство с сундучком. Загадывание загадок о домашних животных. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, сообразительность, мышление. Воспитать интерес к малому фольклору. |
Тема: “Уж ты, котенька – коток”. Содержание: Знакомство детей с глиняным горшком (крынкой). Чтение потешки “Уж ты, котенька – коток”. Цель: Познакомить детей с предметом деревенской избы (крынкой). Воспитать интерес к устному народному творчеству, усидчивость. |
Тема: “Сорока – белобока кашу варила” Содержание: Знакомство с предметом обихода (корчагой) глиняным горшком. Разучивание потешки “Сорока – белобока”. Цель: Знакомить детей с истоками русской народной культуры. Развивать память, речь. Воспитать желание запоминать потешку. |
НОЯБРЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит”. Содержание: Знакомство детей с самоваром, его назначением. Рассматривание иллюстраций по сказке К. Чуковского “Федорино горе”. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать любознательность у детей. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Чтение отрывков из сказки. |
Тема: “Спи младенец мой прекрасный”. Содержание: Знакомство с колыбелькой (зыбкой). Разучивание потешки “Баю, бай, баю, бай, ты собаченька не лай”. Цель: Познакомить с предметом обихода – колыбелькой. Развивать интерес к русской народной культуре. Развивать память, речь. |
Тема: “Веселые ложки”. Содержание: Знакомство детей с деревянными ложками. Д/и “Чья это ложка?” по сюжету сказки “Три медведя”. Чтение отрывка из сказки. Цель: Расширять знания об окружающем. Использовать в речи детей прилагательные. Развивать речь, внимание, память. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Мишкин коробок”. Содержание: Знакомство детей с берестяным коробком. Чтение сказки “Маша и медведь”. Цель: Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к устному народному творчеству. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать речь, память, внимание. |
ДЕКАБРЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Скачет сито по полям”. Содержание: Знакомство детей с ситом, с его назначением. Рассматривание иллюстраций по сказке “Федорино горе”. Чтение отрывка из сказки. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, внимание, любознательность. Воспитать усидчивость у детей. |
Тема: “Уж ты, белая березонька”. Содержание: Знакомство с дровами из березы. Закрепление знаний у детей о деревьях(береза, тополь, клен). Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать память, речь. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Д/и “С какого дерева листок?”. |
Тема: “Возле печки посидим и стихи поучим”. Содержание: Рассматривание иллюстраций о зиме. Заучивание стихотворения о зиме “Белый снег пушистый”. Цель: Расширять знания о временах года. Развивать речь, воображение, память. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Уж ты, лисонька лиса”. Содержание: Знакомство детей со скалкой. Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из сказки “Лисичка со скалочкой”. Цель: Расширять знания об окружающем. Воспитать интерес к устному народному творчеству. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
ЯНВАРЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
каникулы | каникулы | Тема: “Чудо - помощники”. Содержание: Знакомство с коромыслом, деревянными ведрами. Рассматривание иллюстраций по сказке “По щучьему велению”. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, внимание. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Бабушкины помощники”. Содержание: Знакомство с деревянным корытом и стиральной доской. Рассматривание иллюстраций по сказке “Федорино горе” К. Чуковского. Чтение отрывка из сказки. Цель: Расширять знания об окружающем. Воспитать интерес к устному народному творчеству. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
ФЕВРАЛЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Печка, печка, матушка”. Содержание: Знакомство с заслонкой, ухватом, кочергой. Чтение отрывка из сказки “Гуси – лебеди”. Цель: Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к устному народному творчеству, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания Развивать речь, память, внимание. |
Тема: “Половичку веничком собачка метет”. Содержание: Знакомство с березовым веником, половиками. Заучивание потешки “Наша-то хозяюшка сметлива была”. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать память, речь, любознательность. |
Тема: “Стой мой козлик”. Содержание: Знакомство с обитателем избы – козликом. Чтение потешки “Привяжу я козлика”. Цель: Расширять знания о временах года. Развивать речь, воображение, память. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Прялка - чудесница”. Содержание: Знакомство с прялкой, веретеном. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Цель: Воспитать интерес к предметам старины, бережное отношение к предметам. Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь у детей. |
МАРТ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Теплые вещички”. Содержание: Знакомство с шерстью, пряжей, клубком. Закрепление знаний об одежде. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, память, мышление. |
Тема: “Вот какая мама”. Содержание: Этическая беседа “Моя любимая мама”. Чтение стихотворения Е. Блашиной “Вот какая мама”. Цель: Воспитать любовь и уважение к матери. Развивать память, речь, мышление, сообразительность. Учить составлять небольшой описательный рассказ о маме. |
Тема: “Масленица – наша гостья дорогая”. Содержание: Знакомство детей с праздником “Масленица”. Чаепитие с блинами в “избе”. Цель: Расширять знания об окружающем, воспитать желание слушать воспитателя, усидчивость у детей. |
Тема: “Ой! Вы лапти мои”. Содержание: Знакомство с лаптями. Слушание песенки “Ой, вы лапти мои”. Закрепление знаний об обуви. Цель: Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к музыкальным произведениям. Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь, память. |
АПРЕЛЬ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Да здравствует мыло душистое”. Содержание: Знакомство с рукомойником. Повторение потешки “Водичка, водичка”. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, память. Учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Петя, Петя - петушок”. Содержание: Знакомство с новым персонажем “избы” - петушком. Разучивание потешки “Петушок, петушок – золотой гребешок”. Цель: Расширять знания о домашних птицах. Развивать память, речь у детей. Воспитать интерес к устному народному творчесту. |
Тема: “Петина семья”. Содержание: Знакомство с семьей петушка. Чтение рассказа К. Д. Ушинского “Петушок с семьей”. Цель: Воспитать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь, память. Воспитать желание слушать воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя. |
Тема: “Трень – брень, гусельки”. Содержание: Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Чтение сказки “Кот, петух и лиса”. Цель: Расширять знания об окружающем. Развивать речь, память, внимание. Воспитать усидчивость у детей. |
МАЙ | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Тема: “Пришла весна - красна”. Содержание: Рассматривание иллюстраций о весне. Разучивание потешки “Весна”. Цель: Расширять знания о временах года. Развивать речь, память, мышление. Воспитать интерес к устному народному творчеству. |
Тема: “Избушка, избушка”. Содержание: Рассматривание иллюстраций деревенской избы. Чтение сказки “Заюшкина избушка”. Цель: Расширять знания об окружающем. Воспитать желание слушать сказку; отвечать на вопросы воспитателя. Развивать память, речь, мышление, сообразительность. |
Тема: “Здравствуй ясно солнышко”. Содержание: Закрепить знания детей о приметах весны. Разучивание потешки “Солнышко – ведрышко”. Цель: Закрепить знания о приметах весны. Развивать речь, мышление, сообразительность, память у детей. |
Тема: “До свидания, милая избушка”. Содержание: Закрепление знаний о предметах обихода “избы”. Д/и “Скажи, что это?” Прощальное чаепитие в “избе”. Цель: Воспитать интерес к истокам русской народной культуры. Развивать речь, память, мышление. Воспитать бережное отношение к старинным предметам. |
Занятие № 1
Тема: “Первое посещение деревенской избы”
Цель:
- Познакомить с предметами избы (печь, стол, лавки, колыбелька, полки), расширять знания об окружающем, воспитать интерес к предметам деревенской избы.
- Дать понять о свойствах и назначении предметов.
- Развивать речь детей.
Словарная работа: печь, лавки, колыбелька, полки, кирпичная, деревянные.
Индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Ход занятия
Приглашаю детей в “избу”, усаживаю на лавки.
- Дети, мы с вами находимся в комнате, которая называется “изба”. И сегодня мы познакомимся с вами с предметами, которые здесь находятся.
Повторяем хором слово “изба”.
Обращаю внимание детей на макет печи.
- Скажите, пожалуйста, что это такое?
Ответы детей.
- Молодцы! Правильно, это печь и сделана она из кирпича. “Без печи и дом, не дом”. Печь – кирпичная: (повторяем хором).
- Ребята, а вы знаете, для чего нужна в “избе” печь?
Обобщаю ответы детей.
- Печь нужна в “избе”, для того чтобы было тепло. А также в печи люди готовили себе еду.
Обращаю внимание детей на стол и лавки.
- Скажите, пожалуйста, а вы знаете, как называются эти предметы? И из чего они сделаны?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей.
- Правильно, молодцы! Это стол и лавки, а сделаны они из дерева. Значит – они деревянные.
Повторяем хором. Обращаю внимание детей на колыбельку. Даю понятие, что это за предмет и для чего нужна колыбелька.
- Ребята, а вы знаете, из чего она сделана? (Ответы детей).
Правильно! Колыбелька – деревянная. (Повторяем хором).
Колыбелька нужна была для укачивания маленьких детей.
Индивидуальное повторение.
Далее обращаю внимание детей на полки.
- Дети, скажите, пожалуйста, вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей.
- Молодцы! Правильно! Это полки и они деревянные.
Повторяем хором, а так же индивидуально.
- Люди на них ставили различные предметы.
Итог занятия
- Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новыми предметами. Вы работали все очень хорошо. И мне захотелось вас угостить.
Ставлю на стол разнос с конфетами и предлагаю угоститься. Прощаюсь с детьми и приглашаю еще в гости в избу.
Занятие № 2
Тема: “Урожай собирай”
Содержание. Знакомство с деревянным корытцем, сечкой. Загадывание загадок об овощах.
Цель:
- Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой).
- Развивать речь, мышление, сообразительность.
- Воспитать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: корытце, сечка, рубить овощи, деревянное, железный, девица, красна, раздевает, проливает
И индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Методы и приемы: Наглядный, словесный, вопросы к детям, поощрение, сюрпризный момент, индивидуальная работа, использование художественного слова, показ.
Ход занятия
Усаживаю детей на лавки вокруг стола. На столе стоит корытце с сечкой.
- Ребята, сегодня на занятии я вас познакомлю с предметами деревенской избы.
Обращаю внимание на корытце.
- Кто из вас знает, что это такое? И из чего сделано?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей.
- Правильно! Это корытце и сделано оно из дерева, значит можно сказать – деревянное.
- Скажем все вместе – деревянное.
Индивидуальный повтор 3-4детей.
Обращаю внимание на сечку.
- Это, ребята, сечка. Ручка у ней деревянная, а основание железное.
- На что похожа сечка?
- Правильно! На лопаточку. Корытце и сечку использовали для рубки овощей.
Индивидуальный повтор “сечка”.
Физминутка. Хоровод “Есть у нас огород”.
- Дети, мне хочется знать. Вы хорошо знаете овощи?
Ответы детей.
- Сегодня мы с вами поучимся отгадывать загадки. Вы согласны со мной?
- Итак. Слушайте первую загадку.
“Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице”.
Ответы детей.
Если дети затрудняются, то я вношу разнос с овощами.
- Молодцы! Первую загадку вы отгадали.
- Вторая загадка.
“Сидит дед,
В семь шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает”.
Ответы детей.
Благодарю детей за ответы.
Задаю третью загадку.
“Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек”.
Ответы детей.
- Молодцы! Вы умеете отгадывать загадки.
Обращаю внимание детей на овощи.
- Скажите мне, ребята, как можно назвать одним словом морковь, лук, капусту?
- Молодцы! Это овощи.
Индивидуальные повторы.
Итог занятия
- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с корытцем, сечкой. Учились отгадывать загадки. Мне очень понравилось, как вы занимались, и мне захотелось вас угостить.
Угощаю детей морковкой.
Дети прощаются и уходят в группу.
Занятие № 3
Тема: “Во саду – ли, в огороде”
Содержание.
- Драматизация сказки “Репка”.
- Знакомство с элементами одежды деда, бабки, внучки.
Цель:
- Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой-ушанкой, веночком.
- Развивать речь, память; воспитать желание участвовать в драматизации сказки.
Словарная работа: шапка – ушанка, фартук, венок, большая – пребольшая, тянет – потянет.
Индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Ход занятия
Усаживаю детей на лавки.
- Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с предметами одежды, с шапкой – ушанкой, веночком.
Достаю из сундука платок, обращаюсь к детям.
- Дети, скажите, пожалуйста, что это такое?
Ответы детей.
- Что изображено на платке?
Ответы детей.
Обобщаю ответы.
- Это головной убор – платок. На нем изображены большие яркие цветы. Платки в основном носили и носят женщины.
Вынимаю из сундука шапку – ушанку.
- Ребята, вы знаете, что это такое?
Обобщаю ответы детей.
- Правильно! Это шапка – ушанка. Носят такие шапки мужчины и мальчики.
- Скажите все вместе шапка – ушанка.
- Это тоже головной убор.
Показываю детям фартук.
- Дети, вы узнали, что это такое?
Ответы детей.
- Правильно! Молодцы! Это фартук носили и носят его в основном бабушки.
Вынимаю из сундука венок с ленточками.
- Кто из вас знает, что это такое?
Ответы детей.
Обобщаю ответы.
- Это – венок с лентами и носили раньше их взрослые девушки и девочки. Венок то же головной убор.
Индивидуальные повторы слова – венок.
- Дети, а сейчас я вам предлагаю вместе со мной рассказать сказку “Репка”.
- Вы согласны со мной?
Ответы детей.
Предлагаю детям детали костюмов дедки, бабки, внучки и ободки животных (жучки, кошки, мышки). Вместе с детьми драматизируем сказку “Репка”. По окончанию сказки благодарю детей.
Итог занятия
- Ребята, вы очень хорошо занимались на занятии. И я вам дарю венок с лентами.
Дети уходят в группу.
Занятие № 4
Тема: “Чугунок стоит – В нем картошка дымит”
Содержание. Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление занятий об овощах.
Цель:
- Познакомить с предметом “ избы” чугунком; объяснить, что такое чугунок – металлический, в нем готовили пищу.
- Развивать память, речь, мышление. Воспитать бережное отношение к предметам старины.
Словарная работа: чугунок – металлический (железный), изба, печь, горький, кислый, сочная, сладкая, кирпичная.
Индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Ход занятия
Приглашаю детей в “избу”. Усаживаю около “печи”.
Обращаю внимание детей на “печь”.
- Что это такое? И из чего ее строили?
Ответы детей.
- Правильно! Это – печь, а сделана она из кирпича. Печь – кирпичная. Скажем вместе.
Индивидуальные повторы – кирпичная.
- А, что стоит на печи? Вы, знаете, как называется этот предмет? Из чего он сделан?
Ответы детей.
Обобщаю ответы.
- Это – чугунок. Сделан он из металла (железа), значит – это металлический чугунок. Повторим все вместе – металлический.
Индивидуальные повторы.
- Дети, в таких чугунках раньше готовили разнообразную пищу в печи.
Приглашаю детей пройти и сесть вокруг стола.
Обращаю внимание детей на содержимое чугунка. В нем находятся овощи.
- Что это такое, вы знаете?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей.
Предлагаю детям по очереди подойти и взять один овощ.
Затем поочередно закрепляем вкусовые качества. Вместе с детьми повторяем – сладкая морковь, лук – горький, картошка – вкусная, помидор – кислый, капуста – сочная.
Итог занятия
- Дети, скажите, пожалуйста, как можно назвать одним словом – морковь, лук, помидор, капусту, картофель?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей – овощи.
- Какие вы у меня, молодцы! Все овощи знаете и их вкусовые качества.
- Дети, я вам подарю овощи (муляжи) для сюжетно – ролевой игры “магазин”.
Дети благодарят и уходят в группу.
Занятие № 5
Тема: “Котик – котик – киска”
Содержание.
- Знакомство с обитателем “избы” - котом.
- Заучивание потешки “Как у нашего кота”.
Цель:
- Расширять знания о домашних животных. Развивать речь, память; учить отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: шубка хороша, усы – удивительной красы, глазки – смелые, зубки – белые.
Индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Ход занятия
Приглашаю детей в “избу”. Обращаю внимание на кота – игрушку.
- Детки! Посмотрите, пожалуйста, кто это нас встречает?
Ответы детей.
Дети усаживаются на лавки.
- Ребята, назовите, пожалуйста, мне домашних животных.
Благодарю детей за ответы.
- Правильно! Кошка, собака, коза, корова, овца, свинья, лошадь.
- А почему их называют домашними?
Ответы детей.
Обобщаю ответы.
- Молодцы! Их называют домашними, потому что они живут около хозяина, и он за ними ухаживает (кормит, поит, чистит у них помещение).
Физминутка.
- Ребятки – котятки.
Покажите цап – царапки.
Помашите своими “хвостиками”.
- Ребята, я вам предлагаю заучить потешку про кота.
- Хотите разучить потешку?
Ответы детей.
Читаю детям потешку.
- Скажите дети, какая у кота шубка?
Ответы детей.
- Какие усы?
- Верно! Удивительной красы.
- А, какие же глазки?
Ответы детей.
- Что можно сказать про зубки?
- Умнички! Зубки белые.
Повторное чтение потешки.
Предлагаю детям всем вместе повторить потешку.
Далее предлагаю 1–2 детям повторить потешку.
Итог занятия
- Дети, мы с вами сегодня познакомились с котом, разучили потешку про кота. Вы все очень хорошо занимались и мы с котиком вас проводим в группу.
Дети уходят в группу.