"Музейная педагогика" в работе с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Перспективный план по ознакомлению детей II мл. группы с истоками русской народной культуры, с устным народным творчеством.

СЕНТЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Деток ждет изба”.

Содержание:

Первое посещение избы.

Знакомство с предметами избы (печь, стол, лавки, полки, колыбелька).

Цель:

Расширять знания об окружающем, воспитать интерес к предметам деревенской “избы”. Дать понятие о свойствах и назначении предмета. Развивать речь, любознательность у детей.

Тема:

“Урожай собирай”.

Содержание:

Знакомство с деревянным корытцем, сечкой.

Загадывание загадок об овощах.

Цель:

Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой). Развивать речь, мышление, сообразительность. Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

“Во саду – ли,

В огороде”.

Содержание:

Драматизация сказки

“Репка”. Знакомство с элементами одежды деда, бабки, внучки.

Цель:

Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой – ушанкой, веночком.

Развивать речь, память; воспитать желание участвовать в драматизации сказки.

Тема:

“Чугунок стоит – в нем картошечка дымит”.

Содержание:

Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление знаний об овощах.

Цель:

познакомить с предметом “избы” чугунком, объяснить, что чугунок – металлический. В нем готовили еду. Развивать память, речь, мышление. Воспитать бережное отношение к предметам старины.

ОКТЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Котик – котик – киска”.

Содержание:

Знакомство детей с обитателем “избы” - котом.

Заучивание потешки “Как у нашего кота”.

Цель:

Расширять знания о домашних животных.

Развивать речь, память; учить отвечать на вопросы.

Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

“Стоит чудо – сундучок”.

Содержание:

Знакомство с сундучком.

Загадывание загадок о домашних животных.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, сообразительность, мышление.

Воспитать интерес к малому фольклору.

Тема:

“Уж ты, котенька – коток”.

Содержание:

Знакомство детей с глиняным горшком (крынкой).

Чтение потешки “Уж ты, котенька – коток”.

Цель:

Познакомить детей с предметом деревенской избы (крынкой).

Воспитать интерес к устному народному творчеству, усидчивость.

Тема:

“Сорока – белобока кашу варила”

Содержание:

Знакомство с предметом обихода (корчагой) глиняным горшком.

Разучивание потешки “Сорока – белобока”.

Цель:

Знакомить детей с истоками русской народной культуры.

Развивать память, речь.

Воспитать желание запоминать потешку.

НОЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Да на вышитой салфеточке самовар стоит,  словно жар горит”.

Содержание:

Знакомство детей с самоваром, его назначением.

Рассматривание иллюстраций по сказке К. Чуковского “Федорино горе”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать любознательность у детей.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Чтение отрывков из сказки.

Тема:

“Спи младенец мой прекрасный”.

Содержание:

Знакомство с колыбелькой (зыбкой).

Разучивание потешки “Баю, бай, баю, бай, ты собаченька не лай”.

Цель:

Познакомить с предметом обихода – колыбелькой.

Развивать интерес к русской народной культуре.

Развивать память, речь.

Тема:

“Веселые ложки”.

Содержание:

Знакомство детей с деревянными ложками.

Д/и “Чья это ложка?” по сюжету сказки “Три медведя”.

Чтение отрывка из сказки.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Использовать в речи детей прилагательные.

Развивать речь, внимание, память.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Мишкин коробок”.

Содержание:

Знакомство детей с берестяным коробком.

Чтение сказки “Маша и медведь”.

Цель:

Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к устному народному творчеству.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать речь, память, внимание.

 

ДЕКАБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Скачет сито по полям”.

Содержание:

Знакомство детей с ситом, с его назначением.

Рассматривание иллюстраций по сказке “Федорино горе”.

Чтение отрывка из сказки.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, внимание, любознательность.

Воспитать усидчивость у детей.

Тема:

“Уж ты, белая березонька”.

Содержание:

Знакомство с дровами из березы.

Закрепление знаний у детей о деревьях(береза, тополь, клен).

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать память, речь.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Д/и “С какого дерева листок?”.

Тема:

“Возле печки посидим и стихи поучим”.

Содержание:

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Заучивание стихотворения о зиме “Белый снег пушистый”.

Цель:

Расширять знания о временах года.

Развивать речь, воображение, память.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Уж ты, лисонька лиса”.

Содержание:

Знакомство детей со скалкой.

Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из сказки “Лисичка со скалочкой”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

ЯНВАРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
каникулы каникулы Тема:

“Чудо - помощники”.

Содержание:

Знакомство с коромыслом, деревянными ведрами.

Рассматривание иллюстраций по сказке “По щучьему велению”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, внимание.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Бабушкины помощники”.

Содержание:

Знакомство с деревянным корытом и стиральной доской.

Рассматривание иллюстраций по сказке “Федорино горе” К. Чуковского.

Чтение отрывка из сказки.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

ФЕВРАЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Печка, печка, матушка”.

Содержание:

Знакомство с заслонкой, ухватом, кочергой.

Чтение отрывка из сказки “Гуси – лебеди”.

Цель:

Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к устному народному творчеству, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания

Развивать речь, память, внимание.

Тема:

“Половичку веничком собачка метет”.

Содержание:

Знакомство с березовым веником, половиками.

Заучивание потешки “Наша-то хозяюшка сметлива была”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать память, речь, любознательность.

Тема:

“Стой мой козлик”.

Содержание:

Знакомство с обитателем избы – козликом.

Чтение потешки “Привяжу я козлика”.

Цель:

Расширять знания о временах года.

Развивать речь, воображение, память.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Прялка - чудесница”.

Содержание:

Знакомство с прялкой, веретеном.

Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”.

Цель:

Воспитать интерес к предметам старины, бережное отношение к предметам.

Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь у детей.

МАРТ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Теплые вещички”.

Содержание:

Знакомство с шерстью, пряжей, клубком.

Закрепление знаний об одежде.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, память, мышление.

Тема:

“Вот какая мама”.

Содержание:

Этическая беседа “Моя любимая мама”.

Чтение стихотворения Е. Блашиной “Вот какая мама”.

Цель:

Воспитать любовь и уважение к матери.

Развивать память, речь, мышление, сообразительность.

Учить составлять небольшой описательный рассказ о маме.

Тема:

“Масленица – наша гостья дорогая”.

Содержание:

Знакомство детей с праздником “Масленица”.

Чаепитие с блинами в “избе”.

Цель:

Расширять знания об окружающем, воспитать желание слушать воспитателя, усидчивость у детей.

Тема:

“Ой! Вы лапти мои”.

Содержание:

Знакомство с лаптями.

Слушание песенки “Ой, вы лапти мои”.

Закрепление знаний об обуви.

Цель:

Воспитать интерес к истокам русской народной культуры, к музыкальным произведениям.

Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь, память.

АПРЕЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Да здравствует мыло душистое”.

Содержание:

Знакомство с рукомойником.

Повторение потешки “Водичка, водичка”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, память.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Петя, Петя - петушок”.

Содержание:

Знакомство с новым персонажем “избы” - петушком.

Разучивание потешки “Петушок, петушок – золотой гребешок”.

Цель:

Расширять знания о домашних птицах.

Развивать память, речь у детей.

Воспитать интерес к устному народному творчесту.

Тема:

“Петина семья”.

Содержание:

Знакомство с семьей петушка.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского “Петушок с семьей”.

Цель:

Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Развивать речь, память.

Воспитать желание слушать воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя.

Тема:

“Трень – брень, гусельки”.

Содержание:

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Чтение сказки “Кот, петух и лиса”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Развивать речь, память, внимание.

Воспитать усидчивость у детей.

 

МАЙ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема:

“Пришла весна - красна”.

Содержание:

Рассматривание иллюстраций о весне.

Разучивание потешки “Весна”.

Цель:

Расширять знания о временах года.

Развивать речь, память, мышление.

Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

“Избушка, избушка”.

Содержание:

Рассматривание иллюстраций деревенской избы.

Чтение сказки “Заюшкина избушка”.

Цель:

Расширять знания об окружающем.

Воспитать желание слушать сказку; отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать память, речь, мышление, сообразительность.

Тема:

“Здравствуй ясно солнышко”.

Содержание:

Закрепить знания детей о приметах весны.

Разучивание потешки “Солнышко – ведрышко”.

Цель:

Закрепить знания о приметах весны.

Развивать речь, мышление, сообразительность, память у детей.

Тема:

“До свидания, милая избушка”.

Содержание:

Закрепление знаний о предметах обихода “избы”.

Д/и “Скажи, что это?”

Прощальное чаепитие в “избе”.

Цель:

Воспитать интерес к истокам русской народной культуры.

Развивать речь, память, мышление.

Воспитать бережное отношение к старинным предметам.

Занятие № 1

Тема: “Первое посещение деревенской избы”

Цель:

  • Познакомить с предметами избы (печь, стол, лавки, колыбелька, полки), расширять знания об окружающем, воспитать интерес к предметам деревенской избы.
  • Дать понять о свойствах и назначении предметов.
  • Развивать речь детей.

Словарная работа: печь, лавки, колыбелька, полки, кирпичная, деревянные.

Индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Ход занятия

Приглашаю детей в “избу”, усаживаю на лавки.

- Дети, мы с вами находимся в комнате, которая называется “изба”. И сегодня мы познакомимся с вами с предметами, которые здесь находятся.

Повторяем хором слово “изба”.

Обращаю внимание детей на макет печи.

- Скажите, пожалуйста, что это такое?

Ответы детей.

- Молодцы! Правильно, это печь и сделана она из кирпича. “Без печи и дом, не дом”. Печь – кирпичная: (повторяем хором).

- Ребята, а вы знаете, для чего нужна в “избе” печь?

Обобщаю ответы детей.

- Печь нужна в “избе”, для того чтобы было тепло. А также в печи люди готовили себе еду.

Обращаю внимание детей на стол и лавки.

- Скажите, пожалуйста, а вы знаете, как называются эти предметы? И из чего они сделаны?

Ответы детей.

Обобщаю ответы детей.

- Правильно, молодцы! Это стол и лавки, а сделаны они из дерева. Значит – они деревянные.

Повторяем хором. Обращаю внимание детей на колыбельку. Даю понятие, что это за предмет и для чего нужна колыбелька.

- Ребята, а вы знаете, из чего она сделана? (Ответы детей).

Правильно! Колыбелька – деревянная. (Повторяем хором).

Колыбелька нужна была для укачивания маленьких детей.

Индивидуальное повторение.

Далее обращаю внимание детей на полки.

- Дети, скажите, пожалуйста, вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

Обобщаю ответы детей.

- Молодцы! Правильно! Это полки и они деревянные.

Повторяем хором, а так же индивидуально.

- Люди на них ставили различные предметы.

Итог занятия

- Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новыми предметами. Вы работали все очень хорошо. И мне захотелось вас угостить.

Ставлю на стол разнос с конфетами и предлагаю угоститься. Прощаюсь с детьми и приглашаю еще в гости в избу.

 Занятие № 2

Тема: “Урожай собирай”

Содержание. Знакомство с деревянным корытцем, сечкой. Загадывание загадок об овощах.

Цель:

  • Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой).
  • Развивать речь, мышление, сообразительность.
  • Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа: корытце, сечка, рубить овощи, деревянное, железный, девица, красна, раздевает, проливает

И индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Методы и приемы: Наглядный, словесный, вопросы к детям, поощрение, сюрпризный момент, индивидуальная работа, использование художественного слова, показ.

Ход занятия

Усаживаю детей на лавки вокруг стола. На столе стоит корытце с сечкой.

- Ребята, сегодня на занятии я вас познакомлю с предметами деревенской избы.

Обращаю внимание на корытце.

- Кто из вас знает, что это такое? И из чего сделано?

Ответы детей.

Обобщаю ответы детей.

- Правильно! Это корытце и сделано оно из дерева, значит можно сказать – деревянное.

- Скажем все вместе – деревянное.

Индивидуальный повтор 3-4детей.

Обращаю внимание на сечку.

- Это, ребята, сечка. Ручка у ней деревянная, а основание железное.

- На что похожа сечка?

- Правильно! На лопаточку. Корытце и сечку использовали для рубки овощей.

Индивидуальный повтор “сечка”.

Физминутка. Хоровод “Есть у нас огород”.

- Дети, мне хочется знать. Вы хорошо знаете овощи?

Ответы детей.

- Сегодня мы с вами поучимся отгадывать загадки. Вы согласны со мной?

- Итак. Слушайте первую загадку.

“Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице”.

Ответы детей.

Если дети затрудняются, то я вношу разнос с овощами.

- Молодцы! Первую загадку вы отгадали.

- Вторая загадка.

“Сидит дед,
В семь шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает”.

Ответы детей.

Благодарю детей за ответы.

Задаю третью загадку.

“Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек”.

Ответы детей.

- Молодцы! Вы умеете отгадывать загадки.

Обращаю внимание детей на овощи.

- Скажите мне, ребята, как можно назвать одним словом морковь, лук, капусту?

- Молодцы! Это овощи.

Индивидуальные повторы.

Итог занятия

- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с корытцем, сечкой. Учились отгадывать загадки. Мне очень понравилось, как вы занимались, и мне захотелось вас угостить.

Угощаю детей морковкой.

Дети прощаются и уходят в группу.

Занятие № 3

Тема: “Во саду – ли, в огороде”

Содержание.

  • Драматизация сказки “Репка”.
  • Знакомство с элементами одежды деда, бабки, внучки.

Цель:

  • Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой-ушанкой, веночком.
  • Развивать речь, память; воспитать желание участвовать в драматизации сказки.

Словарная работа: шапка – ушанка, фартук, венок, большая – пребольшая, тянет – потянет.

Индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Ход занятия

Усаживаю детей на лавки.

- Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с предметами одежды, с шапкой – ушанкой, веночком.

Достаю из сундука платок, обращаюсь к детям.

- Дети, скажите, пожалуйста, что это такое?

Ответы детей.

- Что изображено на платке?

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

- Это головной убор – платок. На нем изображены большие яркие цветы. Платки в основном носили и носят женщины.

Вынимаю из сундука шапку – ушанку.

- Ребята, вы знаете, что это такое?

Обобщаю ответы детей.

- Правильно! Это шапка – ушанка. Носят такие шапки мужчины и мальчики.

- Скажите все вместе шапка – ушанка.

- Это тоже головной убор.

Показываю детям фартук.

- Дети, вы узнали, что это такое?

Ответы детей.

- Правильно! Молодцы! Это фартук носили и носят его в основном бабушки.

Вынимаю из сундука венок с ленточками.

- Кто из вас знает, что это такое?

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

- Это – венок с лентами и носили раньше их взрослые девушки и девочки. Венок то же головной убор.

Индивидуальные повторы слова – венок.

- Дети, а сейчас я вам предлагаю вместе со мной рассказать сказку “Репка”.

- Вы согласны со мной?

Ответы детей.

Предлагаю детям детали костюмов дедки, бабки, внучки и ободки животных (жучки, кошки, мышки). Вместе с детьми драматизируем сказку “Репка”. По окончанию сказки благодарю детей.

Итог занятия

- Ребята, вы очень хорошо занимались на занятии. И я вам дарю венок с лентами.

Дети уходят в группу.

Занятие № 4

Тема: “Чугунок стоит – В нем картошка дымит”

Содержание. Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление занятий об овощах.

Цель:

  • Познакомить с предметом “ избы” чугунком; объяснить, что такое чугунок – металлический, в нем готовили пищу.
  • Развивать память, речь, мышление. Воспитать бережное отношение к предметам старины.

Словарная работа: чугунок – металлический (железный), изба, печь, горький, кислый, сочная, сладкая, кирпичная.

Индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Ход занятия

Приглашаю детей в “избу”. Усаживаю около “печи”.

Обращаю внимание детей на “печь”.

- Что это такое? И из чего ее строили?

Ответы детей.

- Правильно! Это – печь, а сделана она из кирпича. Печь – кирпичная. Скажем вместе.

Индивидуальные повторы – кирпичная.

- А, что стоит на печи? Вы, знаете, как называется этот предмет? Из чего он сделан?

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

- Это – чугунок. Сделан он из металла (железа), значит – это металлический чугунок. Повторим все вместе – металлический.

Индивидуальные повторы.

- Дети, в таких чугунках раньше готовили разнообразную пищу в печи.

Приглашаю детей пройти и сесть вокруг стола.

Обращаю внимание детей на содержимое чугунка. В нем находятся овощи.

- Что это такое, вы знаете?

Ответы детей.

Обобщаю ответы детей.

Предлагаю детям по очереди подойти и взять один овощ.

Затем поочередно закрепляем вкусовые качества. Вместе с детьми повторяем – сладкая морковь, лук – горький, картошка – вкусная, помидор – кислый, капуста – сочная.

Итог занятия

- Дети, скажите, пожалуйста, как можно назвать одним словом – морковь, лук, помидор, капусту, картофель?

Ответы детей.

Обобщаю ответы детей – овощи.

- Какие вы у меня, молодцы! Все овощи знаете и их вкусовые качества.

- Дети, я вам подарю овощи (муляжи) для сюжетно – ролевой игры “магазин”.

Дети благодарят и уходят в группу.

Занятие № 5

Тема: “Котик – котик – киска”

Содержание.

  • Знакомство с обитателем “избы” - котом.
  • Заучивание потешки “Как у нашего кота”.

Цель:

  • Расширять знания о домашних животных. Развивать речь, память; учить отвечать на вопросы воспитателя.
  • Воспитать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа: шубка хороша, усы – удивительной красы, глазки – смелые, зубки – белые.

Индивидуальная работа с малоактивными детьми.

Ход занятия

Приглашаю детей в “избу”. Обращаю внимание на кота – игрушку.

- Детки! Посмотрите, пожалуйста, кто это нас встречает?

Ответы детей.

Дети усаживаются на лавки.

- Ребята, назовите, пожалуйста, мне домашних животных.

Благодарю детей за ответы.

- Правильно! Кошка, собака, коза, корова, овца, свинья, лошадь.

- А почему их называют домашними?

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

- Молодцы! Их называют домашними, потому что они живут около хозяина, и он за ними ухаживает (кормит, поит, чистит у них помещение).

Физминутка.

- Ребятки – котятки.
Покажите цап – царапки.
Помашите своими “хвостиками”.

- Ребята, я вам предлагаю заучить потешку про кота.

- Хотите разучить потешку?

Ответы детей.

Читаю детям потешку.

- Скажите дети, какая у кота шубка?

Ответы детей.

- Какие усы?

- Верно! Удивительной красы.

- А, какие же глазки?

Ответы детей.

- Что можно сказать про зубки?

- Умнички! Зубки белые.

Повторное чтение потешки.

Предлагаю детям всем вместе повторить потешку.

Далее предлагаю 1–2 детям повторить потешку.

Итог занятия

- Дети, мы с вами сегодня познакомились с котом, разучили потешку про кота. Вы все очень хорошо занимались и мы с котиком вас проводим в группу.

Дети уходят в группу.

Приложение.