Цели и задачи урока:
- Общеобразовательные: формирование понятия – новый год.
- Воспитательные: знакомство
- с празднованием нового года до Петра I,
- с указом Петра о новом летоисчислении,
- календарной реформой большевиков 1918 года,
- с понятием Старый и Новый год,
- с новогодней елкой.
- Развивающие: взаимосвязь знаний истории с астрономией.
План урока.
Наглядные пособия:презентация к уроку.
Ход урока
1. Cлайд 1 - С древних времен Новый год — главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.
Традиция встречи Нового года возникла в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.
Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир. В Средние века в Европе использовали церковный календарь и церковные праздники, вокруг которых всё вращалось, и Новый год начинался на Рождество. Светского календаря в Европе в средние века не было, и на Руси тоже.
2. Новый год и сейчас в различных точках земного шара празднуется не только по – разному, но и в разное время. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. Египтяне вели отсчет с начала правления каждой династии, римляне начинали отсчет от 753 года до н.э. — от основания Рима, евреи — от сотворения мира, который они датировали 3761 г. до н.э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира — 5493 г. до н.э. Почти всегда празднование Нового года сопровождалось ритуально-магическим обрядами и ритуалами, отголоски которых сохранились и до наших дней.
До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю или вдень весеннего равноденствия. Как свидетельство этого, сохранились оригинальные названия некоторыхмесяцевоктябрь (лат. octo) — восьмой, ноябрь (лат. novem) — девятый, декабрь (лат. decem) — десятый.
Cлайд 2 - 1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями “сотворения мира” в соответствии с константинопольской (древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе – Рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.
Слайд 3 - В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту.
В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция.
Слайд 4 - В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – “в честь императора Константина”.
3. Слайд 5 - На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и “всея Руси” Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.
Слайд 6 - Интересно, что 1492 год от Рождества Христова ожидали как “роковой” год – год “конца мира”, поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы.
Слайд 7 - Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был "весело и в пиршестве". Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов.
К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом". Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из двадцати пяти орудий. Затем Царь, явившись в Успенский собор в сопровождении своего сына Алексея и жены царицы Евдокии, сам поздравлял народ с Новым годом.
Слайд 8 - Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому. Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.
4. Слайд 9 - 20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, “по примеру всех христианских народов”, предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Слайд 10 - 1700 год начался службами во всех церквах “с испрашиваниемблагославления на Новый год”. Указания царя были выполнены со всей тщательностью, а сам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, “в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св.
Слайд 11 - В 1582 году папа Григорий XIII папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или “новый стиль”.
Реформа эта сопровождалась протестами и ожесточенной полемикой среди ученых и священников, но католические страны перешли на новый стиль практически сразу – ослушников ждало отлучение от церкви.
Постепенно к ним стали присоединяться страны с протестантским вероисповеданием, и к 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление.
Слайд 12 - Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено “Апостольскими правилами”.
Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств.
5. Слайд 13 - В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:
“В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м”.
6. Слайд 14 - Церковь к переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному Рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его “старым Новым годом”.
Слайд 15 - Рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января. Для католиков и протестантов – это самый главный праздник в году. Для православных – большой, но не самый великий праздник. Его затмевает Пасха, ибо духовное возрождение важнее земного рождения. Древние христиане вообще называли днем рождения человека день его смерти, поэтому и праздник Рождества появился не сразу, а, можно сказать, под давлением внешних обстоятельств.
7. Слайд 16 - Рождественская или новогодняя ёлка — это форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов.
Слайд 17 - Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.
Слайд 18 - Первую рождественскую елку установили в Риге. Доказательством этому свидетельствуют документы, найденные в рижских архивах и самая старая в мире ёлочная игрушка. Датой рождения рождественской ёлки можно считать 1510 год(до сих пор ведутся споры, о том где же появилась первая ёлка, между Ригой и Таллином, т.к. по другим источникам, в Таллине первая ёлка на таллинской ратушной площади появилась в 1441 году).
Слайд 19 - В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Петр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX веке.
8. Викторина.
- Что такое Новый год?
- В чем причины традиций возникновения Нового года?
- Когда возникал Новый год на Руси до XV века?
- С чем связаны варианты начала года в христианских странах?
- Когда начинался новый год указом Великого князя Московского и “всея Руси” Иваном III?
- Чем поздравлял Царь с новым годом в 1699 году?
- С чего указом Петром I необходимо было вести отсчет времени?
- В чем состояла реформа большевиков 1918 года?
- Что такоеСтарый и Новый год?
- Значение рождественской елки. Где считается, она впервые появилась и когда?
- Когда пошел обычай встречать Новый год с елкой?
9. Домашнее задание:подготовить сообщения о праздновании Нового года в деревнях, городах (стол, подарки,украшение новогодней елки и т.д.) на Руси.
Литература.