Полезные ископаемые

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок когнитивного типа

Форма урока: урок-исследование

Тема: “Полезные ископаемые”

Продолжительность: 2 урока по 45 мин.

Класс: 4 Б

Технологии:

1. Личностно-ориентированного обучения

2. Объяснительно-иллюстративного обучения

3. Педагогика сотрудничества

4. Информационно-коммуникативная технология

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантность.

Оборудование:

У учителя:

  • физическая карта России и Тульской области; 
  • коллекция полезных ископаемых;
  • мультимедийная презентация, Интернет
  • запись песни “Наш край”

У учащихся:

  • Коллекция полезных ископаемых;
  • карта Тульской области
  • атлас – определитель “От земли до неба”
  • Интернет

Структура урока

Этапы урока Действия учителя и детей ЭОР
1 этап Организационный момент. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики прикрыть,

Будем мы по теме только говорить.

 
2 этап Проверка домашнего задания. 1 вариант – тест

2 вариант – по карточкам

(см. приложение)

 
3 этап Мотивация и целеполагание. - Посмотрите на карту. Богата и разнообразна природа нашей Земли, нашего края. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (О полезных ископаемых)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

- Для чего нам необходимо это знать?

- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

 

 

 

 

Слайд 2

 

Слайд 3

4 этап Планирование поиска способа решения. - Вы распределились в группы.

- Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

 
5 этап Реализация плана. Фронтальная работа.

- Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”?

- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”

- Сегодня мы будем изучать полезные ископаемые по плану.

- Люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

- И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

– Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца, каждый их которых подписан: известняк, гранит, песок, каменный уголь, а

также исследовательская карта.

– Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем).

– Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами.

- Каждое полезное ископаемое обладает каким - либо свойством. Сейчас вы эти свойства будете выявлять – исследовать.

 

 

 

 

Слайд 4,7, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

6 этап Практическая работа учащихся. Давайте проверим, как вы выполнили работу.

– Образец, под каким номером у вас в секторе “А”. (ИЗВЕСТНЯК)

– Правильно!

– Прочитайте его свойства.

– Запишите название в этом секторе у себя.

(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г).

Б - ГРАНИТ

В - ПЕСОК

Г - КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными.

 

 

 

 

Слайд 6

7 этап Физминутка. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку.  
8 этап Задания по группам. 1 группа – работает с текстом “Нефть”.

2 группа – работает с текстом “Железная руда”

3 группа – работают по учебнику с.49 “Строительные материалы”

4 группа – подготовка сообщения о соли.

5 группа – подготовка сообщения о природном газе.

6 группа – подготовка сообщения о ювелирно – поделочных ископаемых (Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт. Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов  и т.д.)

- Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”

В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее. (Дети читают приготовленные сообщения)

(см. приложение)

- Теперь по вашим рассказам составим схему.

- Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

- Чтобы узнать, где ещё используют полезные ископаемые, послушаем сообщения, которые приготовили ребята. (Дети рассказывают о соли и природном газе).

Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

9 этап Закрепление знаний. - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

- Как нужно охранять полезные ископаемые?

- С какими полезными ископаемыми вы встречались в своей жизни? (Ответы детей)

 

 

 

 

 

Слайд 20

10 этап Исследование. Звучит песня “Наш край”

– Сейчас век новых технологий – исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Тульской области, помещённая в Интернете (бумажный вариант у каждой группы – см. приложение). На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах. Определите, что обозначают эти условные знаки? (чтение карты).

- Какие полезные ископаемые добывают в Тульской области? (бурый уголь, торф, известняк, песок и глину, минеральные воды)

 

Слайд 21

 

 

 

Слайды 22, 23, 24

11 этап Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. - Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверьте себя по тесту (взаимопроверка)

Выбери утверждение.

 

 

 

Слайд25

 

 

 

 

 

Слайд 26

Слайд 27, 28

12 этап Домашнее задание. 1 группа – учебник стр.48-52, ответы на вопросы.

2 группа – Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Тульской области по плану. Можно воспользоваться атласом-определителем “От земли до неба”, школьной библиотекой или интернетом.