Предмет: окружающий мир
Тип урока: урок когнитивного типа
Форма урока: урок-исследование
Тема: “Полезные ископаемые”
Продолжительность: 2 урока по 45 мин.
Класс: 4 Б
Технологии:
1. Личностно-ориентированного обучения
2. Объяснительно-иллюстративного обучения
3. Педагогика сотрудничества
4. Информационно-коммуникативная технология
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающие:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательные:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантность.
Оборудование:
У учителя:
- физическая карта России и Тульской области;
- коллекция полезных ископаемых;
- мультимедийная презентация, Интернет
- запись песни “Наш край”
У учащихся:
- Коллекция полезных ископаемых;
- карта Тульской области
- атлас – определитель “От земли до неба”
- Интернет
Структура урока
Этапы урока | Действия учителя и детей | ЭОР | |
1 этап | Организационный момент. Психологический настрой. | - Здравствуйте, ребята. Слышите звонок? Это начинается новый наш урок. Много интересного будем изучать, Значит, будут нам нужны Книжка и тетрадь. Хорошо известно вам, что должен ученик При себе всегда иметь ручку и дневник. А теперь, ребятки, ротики прикрыть, Будем мы по теме только говорить. |
|
2 этап | Проверка домашнего задания. | 1 вариант – тест 2 вариант – по карточкам |
|
3 этап | Мотивация и целеполагание. | - Посмотрите на карту. Богата и
разнообразна природа нашей Земли, нашего края.
Одни богатства находятся на поверхности Земли,
другие спрятаны глубоко в Земле. - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (О полезных ископаемых) - Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) - Для чего нам необходимо это знать? - Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах). |
Слайд 2
Слайд 3 |
4 этап | Планирование поиска способа решения. | - Вы распределились в группы. - Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы). |
|
5 этап | Реализация плана. | Фронтальная работа. - Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”? - Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые” - Сегодня мы будем изучать полезные ископаемые по плану. - Люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств? (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). - И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. – Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца, каждый их которых подписан: известняк, гранит, песок, каменный уголь, а также исследовательская карта. – Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем). – Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами. - Каждое полезное ископаемое обладает каким - либо свойством. Сейчас вы эти свойства будете выявлять – исследовать. |
Слайд 4,7, 8
Слайд 5 |
6 этап | Практическая работа учащихся. | – Давайте проверим, как вы
выполнили работу. – Образец, под каким номером у вас в секторе “А”. (ИЗВЕСТНЯК) – Правильно! – Прочитайте его свойства. – Запишите название в этом секторе у себя. (Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г). Б - ГРАНИТ В - ПЕСОК Г - КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. |
Слайд 6 |
7 этап | Физминутка. | Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку. | |
8 этап | Задания по группам. | 1 группа – работает с текстом “Нефть”. 2 группа – работает с текстом “Железная руда” 3 группа – работают по учебнику с.49 “Строительные материалы” 4 группа – подготовка сообщения о соли. 5 группа – подготовка сообщения о природном газе. 6 группа – подготовка сообщения о ювелирно – поделочных ископаемых (Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт. Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.) - Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее. (Дети читают приготовленные сообщения) (см. приложение) - Теперь по вашим рассказам составим схему. - Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует? - Чтобы узнать, где ещё используют полезные ископаемые, послушаем сообщения, которые приготовили ребята. (Дети рассказывают о соли и природном газе). |
Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
Слайд 19 |
9 этап | Закрепление знаний. | - Может ли наша экономика обойтись
без природных богатств? - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. - Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли? - Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых? - Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. - Как нужно охранять полезные ископаемые? - С какими полезными ископаемыми вы встречались в своей жизни? (Ответы детей) |
Слайд 20 |
10 этап | Исследование. | Звучит песня “Наш край” – Сейчас век новых технологий – исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Тульской области, помещённая в Интернете (бумажный вариант у каждой группы – см. приложение). На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах. Определите, что обозначают эти условные знаки? (чтение карты). - Какие полезные ископаемые добывают в Тульской области? (бурый уголь, торф, известняк, песок и глину, минеральные воды) |
Слайд 21
Слайды 22, 23, 24 |
11 этап | Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. | - Какие задачи ставили в начале
урока? - Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей? - Что помогло нам в работе? - На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! Проверьте себя по тесту (взаимопроверка) Выбери утверждение. |
Слайд25
Слайд 26 Слайд 27, 28 |
12 этап | Домашнее задание. | 1 группа – учебник стр.48-52, ответы на
вопросы. 2 группа – Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Тульской области по плану. Можно воспользоваться атласом-определителем “От земли до неба”, школьной библиотекой или интернетом. |