Урок естествознания по теме "Вода – это жизнь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Расширить знания детей об основных свойствах воды.
  • Подвести к осознанию значения воды для жизни всего живого, мер по охране водоёмов от загрязнения.
  • Развивать любознательность, наблюдательность и способность самостоятельно делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Плакат “Планета плачет”
  • Плакат “Круговорот воды в природе”
  • Коробочки с кусочками льда
  • Рисунки трёх состояний воды на каждую парту
  • Стакан с пресной водой

I . Организация начала урока.

II. Проблемный вопрос. Сообщение цели урока.

- Что изображено на картине?

- Почему планета плачет? (ответы детей)

- Человек научился строить и запускать космические корабли, научился строить атомные электростанции и получать электрический ток, научился использовать силы природы в своих целях. Правда, умный человек? Но можно ли назвать человека высокообразован-ным, культурным, если в результате его деятельности гибнет природа? Забыл человек, пока жива природа, жив и он.

- А что самое главное нужно человеку для жизни? (пища, вода, воздух)

- Без пищи человек может жить длительное время, а без воздуха и воды он погибнет сразу.

-Тема урока “ Вода – это жизнь”.

- Сегодня мы узнаем много нового о воде. И постараемся решить, как помочь нашей планете.

III. Свойства воды.

- Что такое вода?

Загадки:

1. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (снег)

2.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (туман)

3.

Белые барашки на синем лугу,
А кто их пасёт понять не могу. (облака)

4.

Бегу я с кручи,
Летаю в туче,
На землю гряну,
Как камень стану. (вода)

- О каких трёх состояниях воды вы услышали?

IV. Практическая работа.

- В коробочке вода. Как вы думаете, я права?

- Опишите свойства льда.

- Что будет с кусочком льда в конце урока? (растает)

- Почему?

- А как сделать, чтобы это произошло быстрее? (нужно нагреть)

- Что произошло со льдом? (растаял)

- Как сделать, чтобы вода перешла в третье состояние? (довести до кипения)

V. Проверочная работа.

- На партах картинки с изображением воды в трёх состояних.

- Опишите свойства разных состояний воды. (цвет, прозрачность, запах, вкус, форма, t кипения, t замерзания)

- Проверим. Дополним.

- Кто доволен собой?

- Как человек и природа используют разные состояния воды? (ответы детей)

- Чистая вода на все случаи жизни. Она приносит пользу.

- А грязная вода? Вспомните капельку грязной воды под микроскопом.

Что вы видели?

- Может ли принести пользу грязная вода?

- А если вода ещё и отравлена. Это опасно для жизни не только человека, но и всего живого. Жизнь человека зависит от природы. Люди это стали понимать. Они объединились в организации по защите и охране окружающей среды. Их называют экологи.

- Кто из вас хотел бы стать защитником природы?

VI. Экологическая экспедиция.

- Оля отправится в океан. Там потерпел аварию танкер, перевозивший чёрную, ядовитую жидкость.

- Дима отправится на речку, отравленную отходами от заводов и фабрик.

- Никита отправится в город. В котором люди болеют от кислотных дождей.

- Из экспедиции вы должны привезти рисунки и экологические сказки.

VII. Физминутка.

- А мы отдохнём.

Дружно к речке мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз и два, и три, четыре
Вот как славно освежились.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

VIII. Круговорот воды в природе.

- Откуда пришла вода? (из океана)

- Что вы знаете о воде в морях и океанах? (солёная)

- Марина сказала, что вода пришла из океана.

- Даша, попробуй воду! Она солёная? (нет, она пресная)

- Значит, вода не из океана? Тогда откуда?

- Пресную воду использует человек для приготовления пищи, в хозяйстве.

Пьют пресную воду растения, животные. Почему - же пресная вода не заканчивается? (ответы детей)

Работа по учебнику. Круговорот воды в природе. Стр. 136-137

- Как происходит круговорот воды в природе?

IХ. Вода – двигатель жизни.

- Давайте пофантазируем. Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет способность воды переходить в газообразное состояние? (всё погибнет, т.к. движение воды прекратится)

- Где самая чистая вода? (ледники, родники)

- Почему? (земля – фильтр, нужно бережно относиться к земле)

ХI. Экологические задачи.

- Пришло время возвратиться экологической экспедиции.

- Оля, почему рыбка чёрная?

- Дима, почему речка цветная?

- Никита, почему тучки разного цвета?

- Как помочь рыбке, речке, людям?

- Как понимаете слова: “Вода! Ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. (А.Сент Экзюпери)

ХII. Итог урока.

- Чем занимались?

- Что нового узнали?