Цели:
- Расширить знания детей об основных свойствах воды.
- Подвести к осознанию значения воды для жизни всего живого, мер по охране водоёмов от загрязнения.
- Развивать любознательность, наблюдательность и способность самостоятельно делать выводы, обобщения.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Плакат “Планета плачет”
- Плакат “Круговорот воды в природе”
- Коробочки с кусочками льда
- Рисунки трёх состояний воды на каждую парту
- Стакан с пресной водой
I . Организация начала урока.
II. Проблемный вопрос. Сообщение цели урока.
- Что изображено на картине?
- Почему планета плачет? (ответы детей)
- Человек научился строить и запускать космические корабли, научился строить атомные электростанции и получать электрический ток, научился использовать силы природы в своих целях. Правда, умный человек? Но можно ли назвать человека высокообразован-ным, культурным, если в результате его деятельности гибнет природа? Забыл человек, пока жива природа, жив и он.
- А что самое главное нужно человеку для жизни? (пища, вода, воздух)
- Без пищи человек может жить длительное время, а без воздуха и воды он погибнет сразу.
-Тема урока “ Вода – это жизнь”.
- Сегодня мы узнаем много нового о воде. И постараемся решить, как помочь нашей планете.
III. Свойства воды.
- Что такое вода?
Загадки:
1. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (снег)
2.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (туман)
3.
Белые барашки на синем лугу,
А кто их пасёт понять не могу. (облака)
4.
Бегу я с кручи,
Летаю в туче,
На землю гряну,
Как камень стану. (вода)
- О каких трёх состояниях воды вы услышали?
IV. Практическая работа.
- В коробочке вода. Как вы думаете, я права?
- Опишите свойства льда.
- Что будет с кусочком льда в конце урока? (растает)
- Почему?
- А как сделать, чтобы это произошло быстрее? (нужно нагреть)
- Что произошло со льдом? (растаял)
- Как сделать, чтобы вода перешла в третье состояние? (довести до кипения)
V. Проверочная работа.
- На партах картинки с изображением воды в трёх состояних.
- Опишите свойства разных состояний воды. (цвет, прозрачность, запах, вкус, форма, t кипения, t замерзания)
- Проверим. Дополним.
- Кто доволен собой?
- Как человек и природа используют разные состояния воды? (ответы детей)
- Чистая вода на все случаи жизни. Она приносит пользу.
- А грязная вода? Вспомните капельку грязной воды под микроскопом.
Что вы видели?
- Может ли принести пользу грязная вода?
- А если вода ещё и отравлена. Это опасно для жизни не только человека, но и всего живого. Жизнь человека зависит от природы. Люди это стали понимать. Они объединились в организации по защите и охране окружающей среды. Их называют экологи.
- Кто из вас хотел бы стать защитником природы?
VI. Экологическая экспедиция.
- Оля отправится в океан. Там потерпел аварию танкер, перевозивший чёрную, ядовитую жидкость.
- Дима отправится на речку, отравленную отходами от заводов и фабрик.
- Никита отправится в город. В котором люди болеют от кислотных дождей.
- Из экспедиции вы должны привезти рисунки и экологические сказки.
VII. Физминутка.
- А мы отдохнём.
Дружно к речке мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз и два, и три, четыре
Вот как славно освежились.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
VIII. Круговорот воды в природе.
- Откуда пришла вода? (из океана)
- Что вы знаете о воде в морях и океанах? (солёная)
- Марина сказала, что вода пришла из океана.
- Даша, попробуй воду! Она солёная? (нет, она пресная)
- Значит, вода не из океана? Тогда откуда?
- Пресную воду использует человек для приготовления пищи, в хозяйстве.
Пьют пресную воду растения, животные. Почему - же пресная вода не заканчивается? (ответы детей)
Работа по учебнику. Круговорот воды в природе. Стр. 136-137
- Как происходит круговорот воды в природе?
IХ. Вода – двигатель жизни.
- Давайте пофантазируем. Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет способность воды переходить в газообразное состояние? (всё погибнет, т.к. движение воды прекратится)
- Где самая чистая вода? (ледники, родники)
- Почему? (земля – фильтр, нужно бережно относиться к земле)
ХI. Экологические задачи.
- Пришло время возвратиться экологической экспедиции.
- Оля, почему рыбка чёрная?
- Дима, почему речка цветная?
- Никита, почему тучки разного цвета?
- Как помочь рыбке, речке, людям?
- Как понимаете слова: “Вода! Ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. (А.Сент Экзюпери)
ХII. Итог урока.
- Чем занимались?
- Что нового узнали?