Задачи:
– закрепить знания детей о функциях и строении органов зрения;
– вызвать у детей интерес и желание познать свой организм; учить детей беречь
свои глаза;
– познакомить детей с тем, что необходимо сделать, чтобы сохранить свое зрение.
Оборудование: мячи, картинки для п/игры, плакаты с изображением глаза, легких.
Ход занятия
I. Основная часть.
1. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну большую вами известную страну Анатомию. В этой стране есть много разных областей, городов и улиц. Мы сейчас попадем на одну из этих улиц, а на какую, вы мне сейчас поможете, отгадав загадку:
“Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят”. (Глаза.)
– Что же это? Вот мы сегодня и отправимся на улицу Глазную и поговорим о глазах. Но прежде чем попасть на эту улицу, нам предстоит пройти по улицам “Здоровье” и “Дыхание”.
– Готовы в путь? Тогда вперед!
– “Напра-во! В обход налево в колонне по одному шагом марш!”
2. Ходьба в колонне по одному.
– на носках, руки в стороны;
–
на пятках, руки за спину;
–
в полуприседе;
–
по ребристой дорожке (проходим по улице “Здоровье”).
3. Бег в колонне по одному
– А теперь на нашем пути улица “Дыхание”.
– Не забывайте о правильном дыхании;
– бег с высоким подниманием колен;
– с захлестыванием голени;
– “ножницы”.
4. Упражнения на восстановление дыхания.
5. Сюрпризный момент.
– Ребята, вот мы и пришли на улицу Глазную.
– Кто из вас вспомнит, для чего нужны глаза? (Ответы детей.)
(В зал входит Стобед, он плачет.)
Воспитатель. Ой, ребята, это же Стобед! Но что же он делает в стране Анатомии? Стобед, как ты сюда попал?
Стобед. Ой, ой, ой, ой, как болят глаза!
Воспитатель. Что же случилось с твоими глазами?
Стобед. Я спешил в клуб “Зоркий глаз” и забыл умыться. По дороге мне что-то попало в глаза, я стал их тереть руками, и теперь они у меня болят.
Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, почему у Стобеда заболели глаза?
(Ответы детей.)
– Стобед, а разве ты не знал, что глаза нужно обязательно промывать каждый день, и ни в коем случае нельзя тереть их руками, так можно занести в глаза грязь, и они могут воспалиться.
Но наши ребята знают, что нужно сделать, чтобы снять с глаз воспаление.
Дети. Нужно промыть глаза чистой водой и протереть настоем ромашки.
Стобед. Но где же взять воды и ромашки? (Плачет.)
Воспитатель. Не расстраивайся, Стобед, к нам в гости приходил Айболит и оставил нам цветки ромашки, а мы тебе их подарим.
Стобед. Спасибо, ребята, что рассказали мне как можно вылечить глаза. А что еще нужно делать, чтобы глаза не болели?
Воспитатель. А еще, Стобед, для того, чтобы глаза не болели, нужно каждый день делать гимнастику для глаз. Сейчас мы с ребятами выучим несколько упражнений, которые необходимо делать каждый день. И ты с нами садись делай и запоминай.
6. Гимнастика для глаз.
- Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек., затем открыть их. Повторить 6–8 раз. (Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз.)
- Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3–4 раза. (Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.)
- Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. (Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровообращение.)
– Ребята, эти упражнения помогут вам укрепить зрение.
Воспитатель. – Давайте вспомним, из каких частей состоит глаз? (Ответы.)
– А что прикрепляется к глазу со всех сторон? (Мышцы.)
– А с помощью чего двигаются глаза? (Мышцы.)
– А с помощью чего двигаются руки и ноги? (Мышцы).
– У нас сейчас работали только мышцы глаз, а теперь поработаем мышцами других частей тела.
Дети перестраиваются в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному, по ходу берут мячи.
II. Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения с мячом.
(Во время выполнения упражнений глазами прослеживать движения рук и мяча.)
1. И.п. – о.с., руки с мячом внизу.
1– руки вперед; 2 – вверх; 3 – вперед; 4 – и.п. (10–12 раз). Прослеживать
глазами движения рук.
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью.
1 – поворот туловища вправо, мяч вперед; 2 – и.п.; 3 – 4 то же влево. (12 раз).
3. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч внизу.
1 – наклон туловища вперед к правой ноге; 2 – и.п.; 3 – наклон туловища вперед к
левой ноге; 4 – и.п. (8–10 раз). Следить глазами за движением мяча.
4. И.п. – стоя на коленях, руки с мячом перед собой.
1 – сесть на пол в правую сторону, мяч отвести влево; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же
влево. (10 раз). Сосредоточить взгляд на мяче.
5. И.п. – сидя на полу, ноги в стороны, руки с мячом вверху.
1 – наклон вперед, коснуться мячом носков ног; 2 – и.п. (12 раз). Прослеживать
глазами движение мяча.
6. И.п. – о.с., мяч внизу.
– присесть, мячом коснуться пола;
– прыжком выпрямиться, ноги в стороны, руки с мячом вверх. (8 раз). Следить
глазами за мячом.
7. И.п. – о.с. , мяч пере грудью.
Прыжки на двух ногах вместе в чередовании с ходьбой.
Упражнения на восстановление дыхания.
Перестроение в колонну по одному, ходьба по кругу, построение в круг.
Стобед. Ребята, а какие упражнения вы делаете на физкультуре, которые помогают укреплять глаза?
2. Основные виды движений.
– Подбрасывание мяча вверх правой рукой и ловля его левой.
(Дети выполняют все вместе, стоя в кругу.)
Стобед. Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Я так много узнал сегодня о глазах. А вы хотите пойти со мной в клуб “Зоркий глаз?”.
Но, чтобы стать членом этого клуба, нужно быть очень меткими и попасть мячом в кеглю.
3. Упражнение “Сбей кеглю”.
(Данное упражнение выполняется подгруппами по 4 человека.)
Стобед в зале находит набор картинок с изображением опасных и безопасных предметов для глаз.
Стобед. Кто-то здесь оставил картинки с изображением разных предметов.
Воспитатель. Здесь нарисованы опасные и полезные предметы для глаз. И, если ими неправильно пользоваться, можно повредить глаза.
Стобед. Но я не знаю, какие предметы опасны для глаз!
Воспитатель. А ребята сейчас тебе покажут.
4. Игра “Покажи и назови”.
Картинки с изображением различных предметов разложены по всему залу лицевой стороной вниз. Дети под музыку (бубен) выполняют различные движения: бег, подскоки, прыжки и.т.д. В момент окончания музыки нужно взять ближайшую картинку. У кого опасный предмет, поднять его вверх. (2–3раза.)
Стобед. Ребята, большое вам спасибо за помощь. Теперь я буду аккуратен с глазами. Мне пора возвращаться домой. До свидания! (Уходит.)
Воспитатель. Ребята, при выходе, Стобед мне сказал, что оставил для вас сюрприз, но его нужно найти.
5. Игра “Найди и промолчи”.
(В зале заранее спрятан макет Моркови, внутри которого находятся настоящие морковки для детей. Дети должны найти ее.)
III. Заключительная часть
1. Итог занятия
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться домой.
– Где мы побывали?
– Что вам запомнилось больше всего?
– Что нового узнали?
– Какие упражнения мы делали для укрепления мышц наших глаз?