Урок литературного чтения. Н.Н. Носов "На горке". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова “На горке”

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении; формирование умения через создание системы образов анализировать содержание текста, формирование читательских умений и навыков.
  • Развивающие: развивать внимание, память, литературную речь, умение высказывать собственное мнение, формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста.
  • Воспитывающие: создать условия для формирования нравственных представлений у учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим работать над творчеством Н.Н.Носова. Он писал книги не только о сказочных человечках, но и таких же ребятах, как вы. Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем. Вы услышите, а затем и прочитаете интересную историю, которая случилась с вашими сверстниками.

3. Развитие речевого аппарата.

а) Дыхательная гимнастика.

Упражнение “Воет вьюга”: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [у], усиливая ( в другой раз – ослабляя) звук.

б) Артикуляционная гимнастика.

“Хомячок”: плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

в) Работа над дикцией.

Чистоговорка:

  • Аз – аз – аз – интереснейший рассказ.
  • Ма – ма – ма – на улице зима.
  • Жу – жу – жу – на уроке я сижу.

4. Проверка домашнего задания.

- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? (“Живая шляпа”)

- Давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ дома. Проведем цифровой диктант. Приготовьте листочки. Я назову несколько утверждений, если они верные, ответ “да”, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0, ответ “нет”. Будьте внимательны!

1. Котенок Пушок сидел на полу и ловил мух. (0)

2. Володя и Вадик видели, как Васька попал под шляпу. (0)

3. Володя хотел поднять шляпу, но испугался. (1)

4. Мальчики от страха прыгнули на кровать. (1)

5. Ребята швырнули в шляпу луком. (1)

6. Мальчики вооружились кочергой и лыжной палкой. (1)

7. Вадик попал картошкой в Володю.(0)

8. Володя первым раскрыл секрет “живой шляпы”. (1)

Проверка диктанта. (Один ученик зачитывает правильные ответы)

5. Первичное чтение. Учитель читает рассказ.

6. Первичная проверка понимания:

- К какому жанру относится это произведение? Докажите. ( Это произведение – рассказ, потому что описаны реальное событие, которое произошло за небольшой промежуток времени.)

- Понравился рассказ?

- Какой эпизод понравился?

- Кого в рассказе называют хитрецом, умником? Почему?

- Прочитайте, как ребята строили горку.

- Найдите отрывок, в котором говорится, что Котька сделал, чтобы не скользить.

- Как отреагировали ребята на поступок Котьки?

- Понравилось ли Котьке работать?

- Котька совершил ошибку, проявил неуважение к чужому труду, но можно ли его назвать лгуном, и почему?

7. Физкультминутка.

8. Вторичное чтение рассказа детьми “Эстафета”. Анализ произведения.

- Скажите, предприимчивость Котьки была настоящей или ложной? Обоснуйте свой ответ.

- А что вам больше всего понравилось в Котьке?

- А теперь представьте: не Котька, а вы вышли во двор, а там новая ледяная горка, и забраться на неё невозможно. Как бы вы себя тогда повели?

- Какова же основная мысль рассказа?

- Вы правы. Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих.

9. Творческая работа.

- Прочитайте слова на карточке, сформулируйте задание.

(сумел, и, поправиться, сумей, ошибиться)

Ученик. Из данных слов надо собрать пословицу. Я составил пословицу: Сумел ошибиться, сумей и поправиться.

– Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение? (В пословице отражается главная мысль рассказа Н.Носова).

10. Итог урока. Оценки.

- Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

11. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа.