Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова “На горке”
Задачи:
- Обучающие: создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении; формирование умения через создание системы образов анализировать содержание текста, формирование читательских умений и навыков.
- Развивающие: развивать внимание, память, литературную речь, умение высказывать собственное мнение, формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста.
- Воспитывающие: создать условия для формирования нравственных представлений у учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работать над творчеством Н.Н.Носова. Он писал книги не только о сказочных человечках, но и таких же ребятах, как вы. Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем. Вы услышите, а затем и прочитаете интересную историю, которая случилась с вашими сверстниками.
3. Развитие речевого аппарата.
а) Дыхательная гимнастика.
Упражнение “Воет вьюга”: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [у], усиливая ( в другой раз – ослабляя) звук.
б) Артикуляционная гимнастика.
“Хомячок”: плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
в) Работа над дикцией.
Чистоговорка:
- Аз – аз – аз – интереснейший рассказ.
- Ма – ма – ма – на улице зима.
- Жу – жу – жу – на уроке я сижу.
4. Проверка домашнего задания.
- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? (“Живая шляпа”)
- Давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ дома. Проведем цифровой диктант. Приготовьте листочки. Я назову несколько утверждений, если они верные, ответ “да”, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0, ответ “нет”. Будьте внимательны!
1. Котенок Пушок сидел на полу и ловил мух. (0)
2. Володя и Вадик видели, как Васька попал под шляпу. (0)
3. Володя хотел поднять шляпу, но испугался. (1)
4. Мальчики от страха прыгнули на кровать. (1)
5. Ребята швырнули в шляпу луком. (1)
6. Мальчики вооружились кочергой и лыжной палкой. (1)
7. Вадик попал картошкой в Володю.(0)
8. Володя первым раскрыл секрет “живой шляпы”. (1)
Проверка диктанта. (Один ученик зачитывает правильные ответы)
5. Первичное чтение. Учитель читает рассказ.
6. Первичная проверка понимания:
- К какому жанру относится это произведение? Докажите. ( Это произведение – рассказ, потому что описаны реальное событие, которое произошло за небольшой промежуток времени.)
- Понравился рассказ?
- Какой эпизод понравился?
- Кого в рассказе называют хитрецом, умником? Почему?
- Прочитайте, как ребята строили горку.
- Найдите отрывок, в котором говорится, что Котька сделал, чтобы не скользить.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки?
- Понравилось ли Котьке работать?
- Котька совершил ошибку, проявил неуважение к чужому труду, но можно ли его назвать лгуном, и почему?
7. Физкультминутка.
8. Вторичное чтение рассказа детьми “Эстафета”. Анализ произведения.
- Скажите, предприимчивость Котьки была настоящей или ложной? Обоснуйте свой ответ.
- А что вам больше всего понравилось в Котьке?
- А теперь представьте: не Котька, а вы вышли во двор, а там новая ледяная горка, и забраться на неё невозможно. Как бы вы себя тогда повели?
- Какова же основная мысль рассказа?
- Вы правы. Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих.
9. Творческая работа.
- Прочитайте слова на карточке, сформулируйте задание.
(сумел, и, поправиться, сумей, ошибиться)
Ученик. Из данных слов надо собрать пословицу. Я составил пословицу: Сумел ошибиться, сумей и поправиться.
– Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение? (В пословице отражается главная мысль рассказа Н.Носова).
10. Итог урока. Оценки.
- Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.
11. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа.