Проанализировав содержание проблемы гражданского воспитания дошкольников, у меня родилась идея вместе с детьми и родителями раскрыть истину вечных человеческих ценностей через знакомство с русским народным фольклором, всё то, что сочинил народ, что дошло до нас через многолетие, просеялось через сито веков. Для эффективного решения данной проблемы я определила следующие цели задачи.
Цель: “Гражданское воспитание дошкольников средствами русского народного фольклора”.
Задачи:
- Расширить знание детей о русских народных традициях, житейских заповедях, жизненном укладе, через игры в мини-музее “Русская изба”.
- Обогатить речь.
- Воспитывать гражданские чувства.
- Активизировать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Для осуществления своих задач, решила создать мини-музей “Русская изба” с целью привлечь детей к атмосфере национального быта и практического использования экспонатов музея (например: русский костюм и предметы русского быта на фольклорных праздниках, досугах и театрализованных представлениях). У детей есть возможность потрогать весь материал музея, что способствует формированию представлений о предметном мире, созданном руками человека. Соприкасаясь с бытом и традициями русского народа в душу ребёнка закладывается – терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности.
Посещая музей и играя с предметами быта, дети могут самостоятельно спеть куклам колыбельные “про Кота-Воркота”, “проГулей”, покачать детскую люльку, при этом приговариватьпотешки, пестушки, прибаутки. Благодаря многообразию жанров детского народного творчества дети овладевают родным языком, осваивают его красоту, лаконичность, обогащают свой словарь исконно русскими словами и понятиями. Ярче и образнее становиться речь детей при усвоении сравнений, эпитетов, синонимов. Например: (“Добрый-молодец”, “Красна-девица”, “Ясный сокол”, “Малые детушки” и т.п.)
В музее дети знакомятся с изделиями декоративно-прикладного искусства народных мастеров, где они приобретают новые знания о жизни и труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. На основе знакомства с народным творчеством, они учатся понимать прекрасное, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Дети проникают уважением к народному мастеру, создавшему тот или иной предмет. У детей возникает стремление научиться самостоятельносоздать дымковскую лошадку, барышню, свистульки в форме птиц и т.п. Большое влияние фольклорный материал оказывает на формирование любви к родному краю, бережное отношение к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Для воспитания уважения любви к малой родине, мы проводим народные праздники. В праздник включаю все виды и жанры фольклора:потешки, пестушки, колыбельные песни, заклички, пословицы, поговорки, хороводные и подвижные игры, музыкальные народные инструменты; использую народные костюмы. Праздники проводятся по сезонам, а распределение фольклорного материала по временам года подчинено трудовым будням его обычаям. Дети практически осваивают процесс засолки капусты, могут растолочь зерно в ступке, раскрасить пасхальное яйцо и т.п. Благодаря мобильности мини-музея “Русская изба”, на празднике создаётся соответствующая атмосфера быта и традиций. Для проведения праздника музей переносится в нужное место: музыкальный зал, театральную студию, на улицу. В праздниках принимают участие дети из других групп нашего детского сада и других детских садов. Дети нашего детского сада посещают мини-музей “Русская изба” в удобное для них время, знакомятся с обычаями русского народа. Благодаря познанию фольклорного материала они усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Большую помощь в создании мини-музея оказывают родители, мы вместе обсуждаем о приобретении нужных материалов, уточняем кто и чем может помочь. В итоге одними родителями был представлен строительный материал, другие помогли сделать полати, печь, сундук, деревянные лавки, сшили коллекцию кукол в национальных костюмах. Очень радует то, что сотрудничество с родителями на создании мини-музея не прекратилось.Они являются постоянными участниками наших фольклорных праздников: на пасху катают вместе с детьми “крашенку”, на масленицу катаются на лошади, едят блины, на осенние праздники “Отжинки” и в “Капустник” рубят настоящей старинной сечкой, в настоящем старинном корыте капусту и едят капустные пироги, ну, а в рождество, к нам приходят настоящие “ряженые” барышни, Баба-яга, козочки и другие герои праздника, родители с удовольствием “колядуют” вместе с детьми.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, к Родине, к истории культуры страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.