Цель: развивать умения находить при письме гласные, требующие проверки, и проверять написание безударных гласных в корне.
1. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие в страну Грамоты, в город Орфографии. Правит городом Королева Грамматика. Считаете ли вы себя грамотными?
Девиз урока “Грамоте учиться – всегда пригодится” (Слайд 1)
2. Фонетическая разминка.
- Дорога предстоит дальняя, поэтому я предлагаю небольшую разминку. Угадайте, какие слова я задумала.
Буратино – Мальвина. В слове - отгадке все согласные звуки звонкие (Слайд 2)
Золушка – принц. В имени задуманного мною героя все согласные звуки твердые (Слайд 3)
Яблоко, елка, пальто. В каком слове букв больше чем звуков? (Слайд 4)
3. Постановка проблемы и введение в тему урока.
Однажды в городе произошла такая история – поссорились два мальчика. И вот почему. Вернувшись домой, Ваня обнаружил записку (Слайд 5). А когда он вечером вышел на улицу с мечом, Саша обиделся, так как ждал Ваню играть в футбол.
- Как вы думаете, какую ошибку допустил Саша?
- Так какова же тема нашего урока?
4. Наблюдение над гласными, требующими проверки.
Чтобы попасть в город, надо правильно выполнить следующие задания.
- Отгадайте ребусы (Слайд 6). Что объединяет все эти слова?
- Назовите “лишнее” слово. Почему?
- Назовите гласные, которые в безударном положении требуют проверки.
- Всегда ли надо проверять безударную гласную? Как правильно написать слово, если безударные гласные находятся в приставке или суффиксе?
(Слайд 7)
- А если безударная гласная в корне? (Слайд 7)
- Как ее проверить? Приведите свои примеры (коллективное обсуждение и запись слов)
5. Физминутка
6. Упражнение в подборе проверочного слова.
- А сейчас Королева Грамматика подготовила для вас орфографические билеты. Путешествие продолжит только тот, кто справится с заданием.
(Работа в парах)
м...стерская
д...брота
в...селые
з...мовать
п...тнистый
сн...жинка
Коллективная проверка.
7. Упражнение в подборе слов к схемам. Работа с фразеологизмами.
- Вы все прекрасно справились с заданием. Но королева Грамматика не дает вам расслабиться. Вспомните, из какого стихотворения эти строки? Кто автор? (Слайд 8)
Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
- Подберите из этого отрывка слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (схема на доске). Учащиеся находят слова, записывают их в тетрадь, подбирают проверочные. Взаимопроверка.
- Подберите подходящий к стихотворению фразеологизм (Слайд 9)
- Подберите синоним к слову “рассовал”, антоним к слову “сел”.
8. Упражнение в списывании (Слайд 10).
- Наше путешествие продолжается.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
- Это строчки из стихотворения “Встреча зимы”. Знакомо ли оно вам? Кто автор этого стихотворения? Как вы думаете, почему мы с вами сегодня назвали именно этих поэтов – С. Я. Маршака и И. С. Никитина?
Списывание стихотворения (по системе П. С. Жедек).
- Дайте характеристику предложению. Найдите главные члены предложения, укажите части речи.
9. Работа с пословицами.
- А сейчас я предлагаю свернуть на улицу Пословиц (Слайды 11-13).
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Слушай больше, а говори меньше.
- Не спеши языком – спеши делом.
- Других не суди – на себя погляди.
- Найдите в пословицах слова, отвечающие теме нашего сегодняшнего урока. Объясните их написание.
После разбора слова “прячутся” (Слайд 12) Дети по вариантам записывают пословицы, выделяют в словах орфограммы.
Взаимопроверка.
10. Зарядка для глаз
11. Упражнение в исправлении ошибок в тексте (работа в парах по карточкам).
- Однажды Королева Грамматика была возмущена. Ей в руки попало письмо ученика 3 класса Петра Воронина. Прочитайте и вы это письмо.
Земой руский лес чюдесен. Снек укрошает пушыстые ветки диревев. Смалистые шышки весят наелях.
- Догадались, что же так возмутило Королеву Грамматику? А сейчас возьмите ручки и исправьте все ошибки. Учитель контролирует работу детей.
12. Подбор слов на заданную орфограмму (работа в группах).
- В гостях всегда принято дарить подарки (Слайд 14). В городе Орфографии подарками являются слова. Посмотрите, какие коробки со словами-подарками мы подготовили Королеве. Дополните коробку своими подарками.
13. - А сейчас каждого из вас ждет письмо. Прочитайте его внимательно.
Наступили морозные дни. Снег занес все дорожки. Вася побежал в сад и повесил на большой дуб кормушку. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки.
Помоги и ты пернатым друзьям!
- О чем идет речь в письме?
- Какова его главная мысль?
- Как вы можете помочь птицам в холодное время года? (Слайд 15)
- Этот текст дома надо будет списать и выделить все орфограммы.
14. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.
- Наше путешествие подходит к концу. Какие задания вам показались наиболее интересными? А трудными? Давайте покажем Королеве Грамматике, чему мы научились, путешествуя по городу Орфографии.
- Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Покажите карточку настроения. Молодцы!