Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова проверочные

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умения находить при письме гласные, требующие проверки, и проверять написание безударных гласных в корне.

1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие в страну Грамоты, в город Орфографии. Правит городом Королева Грамматика. Считаете ли вы себя грамотными?

Девиз  урока “Грамоте учиться – всегда пригодится” (Слайд 1)

Презентация.

2. Фонетическая разминка.

- Дорога предстоит дальняя, поэтому я предлагаю небольшую разминку. Угадайте, какие слова я задумала.

Буратино – Мальвина. В слове - отгадке все согласные звуки звонкие (Слайд 2)

Золушка – принц. В имени задуманного мною героя все согласные звуки твердые (Слайд 3)

Яблоко, елка, пальто. В каком слове букв больше чем звуков? (Слайд 4)

3. Постановка проблемы и введение в тему урока.

Однажды в городе произошла такая история – поссорились два мальчика. И вот почему. Вернувшись домой, Ваня обнаружил записку (Слайд 5). А когда он вечером вышел на улицу с мечом, Саша обиделся, так как ждал Ваню играть в футбол.

- Как вы думаете, какую ошибку допустил Саша?

- Так какова же тема нашего урока?

4. Наблюдение над гласными, требующими проверки.

Чтобы попасть в город, надо правильно выполнить следующие задания.

- Отгадайте ребусы (Слайд 6). Что объединяет все эти слова?

- Назовите “лишнее” слово. Почему?

- Назовите гласные, которые в безударном положении требуют проверки.

- Всегда ли надо проверять безударную гласную? Как правильно написать слово, если безударные гласные находятся в приставке или суффиксе?

(Слайд 7)

- А если безударная гласная в корне? (Слайд 7)

- Как ее проверить? Приведите свои примеры (коллективное обсуждение и запись слов)

5. Физминутка

6. Упражнение в подборе проверочного слова.

- А сейчас Королева Грамматика подготовила для вас орфографические билеты. Путешествие продолжит только тот, кто справится с заданием.

(Работа в парах)

м...стерская

д...брота

в...селые

з...мовать

п...тнистый

сн...жинка

Коллективная проверка.

7. Упражнение в подборе слов к схемам. Работа с фразеологизмами.

- Вы все прекрасно справились с заданием. Но королева Грамматика не дает вам расслабиться. Вспомните, из какого стихотворения эти строки? Кто автор? (Слайд 8)

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.

- Подберите из этого отрывка слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (схема на доске). Учащиеся находят слова, записывают их в тетрадь, подбирают проверочные. Взаимопроверка.

- Подберите подходящий к стихотворению фразеологизм (Слайд 9)

- Подберите синоним к слову “рассовал”, антоним к слову “сел”.

8. Упражнение в списывании (Слайд 10).

- Наше путешествие продолжается.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

- Это строчки из стихотворения “Встреча зимы”. Знакомо ли оно вам? Кто автор этого стихотворения? Как вы думаете, почему мы с вами сегодня назвали именно этих поэтов – С. Я. Маршака и И. С. Никитина?

Списывание стихотворения (по системе П. С. Жедек).

- Дайте характеристику предложению. Найдите главные члены предложения, укажите части речи.

9. Работа с пословицами.

- А сейчас я предлагаю свернуть на улицу Пословиц (Слайды 11-13).

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Слушай больше, а говори меньше.
  • Не спеши языком – спеши делом.
  • Других не суди – на себя погляди.

- Найдите в пословицах слова, отвечающие теме нашего сегодняшнего урока. Объясните их написание.

После разбора слова “прячутся” (Слайд 12) Дети по вариантам записывают пословицы, выделяют в словах орфограммы.

Взаимопроверка.

10. Зарядка для глаз

11. Упражнение в исправлении ошибок в тексте (работа в парах по карточкам).

- Однажды Королева Грамматика была возмущена. Ей в руки попало письмо ученика 3 класса Петра Воронина. Прочитайте и вы это письмо.

Земой руский лес чюдесен. Снек укрошает пушыстые ветки диревев. Смалистые шышки весят наелях.

- Догадались, что же так возмутило Королеву Грамматику? А сейчас возьмите ручки и исправьте все ошибки. Учитель контролирует работу детей.

12. Подбор слов на заданную орфограмму (работа в группах).

- В гостях всегда принято дарить подарки (Слайд 14). В городе Орфографии подарками являются слова. Посмотрите, какие коробки со словами-подарками мы подготовили Королеве. Дополните коробку своими подарками.

13. - А сейчас каждого из вас ждет письмо. Прочитайте его внимательно.

Наступили морозные дни. Снег занес все дорожки. Вася побежал в сад и повесил на большой дуб кормушку. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки.

Помоги и ты пернатым друзьям!

- О чем идет речь в письме?

- Какова его главная мысль?

- Как вы можете помочь птицам в холодное время года? (Слайд 15)

- Этот текст дома надо будет списать и выделить все орфограммы.

14. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.

- Наше путешествие подходит к концу. Какие задания вам показались наиболее интересными? А трудными? Давайте покажем Королеве Грамматике, чему мы научились, путешествуя по городу Орфографии.

- Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Покажите карточку настроения. Молодцы!