Занятие по знакомству с окружающим миром по лексической теме "Обувь, одежда, головные уборы". "Волшебное путешествие в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предмет (направленность): ознакомление с окружающим по лексической теме “Одежда, обувь, головные уборы”.

Возраст детей: старшая логопедическая группа детского сада.

Место проведения: групповая комната.

Программные задачи:

  • Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений “мой, моя, мое”;
  • Продолжать обучать составлению распространенных предложений;
  • Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово “одежда”;
  • Закреплять усвоение категории родительного падежа;
  • Закреплять умение подбирать глаголы-антонимы ;
  • Развивать память, воображение.

Методические приемы: Чтение отрывка из стихотворения К.И.Чуковского “Чудо-дерево”, беседа с детьми, словесные игры “Подбери слово”, “Чего не хватает?”, “Чей, чья, чье?”, сюрпризный момент: письмо от короля из сказки “Золушка”, дети составляют описательный рассказ о своем наряде для бала, танец на балу, динамическая пауза “Шитье рубашки”, приходит король из сказки Золушка.

Оборудование: Мяч, картинки нижнего белья (трусов, пижамы, майки, ночной рубашки), деревья с одеждой, “Волшебная коробка”, вещи детей (варежки, шарф, перчатки, шапка и т.д.), письмо в конверте, волшебная палочка, магнитофон, кассета с менуэтом Боккерини, картинки одежды (пальто, платье, рубашка и т.д.).

Предварительная работа: Познакомить детей с разными видами одежды (летняя, зимняя, демисезонная, мужская, женская, детская), с деталями одежды, составление описательных рассказов по схемам и без них.

Ход занятия

Дети заходят в группу и попадают в волшебный лес (3 дерева, на которых располагаются одежда, головные уборы, обувь).

Воспитатель:

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Ребята, посмотрите, куда это мы попали? Что растет на деревьях?

Дети: Одежда, обувь, головные уборы.

Воспитатель: А какая это одежда?

Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.

Воспитатель: А на других деревьях, что растет?

Дети: Обувь и головные уборы.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Обувь: валенки, босоножки, туфли, сапоги, ботинки и т.д. Головные уборы: косынка, шляпа, берет, бейсболка, платок, кепка и т. д.

Воспитатель: Какую одежду и обувь надевают на улицу?

Дети: Куртку, пальто, шапку, шарф, сапоги, валенки, перчатки и т.д.

Воспитатель: Какая это одежда?

Дети: Одежду для выхода на улицу называют верхней.

Воспитатель выставляет картинки: трусы, майка, ночная сорочка, пижама.

Воспитатель: Какая это одежда?

Дети: Нижняя одежда.

Воспитатель: По-другому как можно назвать эту одежду?

Дети: Белье.

Воспитатель: А какую одежду вы еще знаете?

Игра “Какая одежда?”

Дети: Верхнюю, детскую, взрослую, мужскую, женскую, спортивную, сезонную, весеннюю, осеннюю, зимнюю, демисезонную, грязную, чистую, повседневную, нарядную, праздничную и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с мячом?

Дети: Да!

Игра: “Скажи наоборот”

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и говорить действие, а вы мне называете противоположное действие: надевать-снимать, обувать-разувать, покупать-продавать, завязать-развязать, застегнуть-расстегнуть, гладить-мять, повесить-снять, зашить-порвать, постирать-вымазать и т.д.

Воспитатель: А давайте узнаем, зависит ли наше настроение от того, какая одежда на нас надета?

Этюд “Мое настроение”

Воспитатель: Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты... красивый сарафан или летний костюм, грязная футболка,тесная маленькая одежда, мягкая пушистая шубка, мятая блузка или брюки, бальное платье или вечерний костюм.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы понимаете, что когда одежда мятая, грязная то это неприятно.

Воспитатель: А хотите еще в одну игру поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель:

Игра называется “Чего не хватает?”

Воспитатель показывает картинки, закрывая какую-либо деталь одежды (рубашка, платье, пальто)

Дети: У рубашки не хватает рукава и т.д.

Словарь: Карман, воротник, манжет, пуговица, кнопка, молния и т.д.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Все правильно отвечаете

Воспитатель: А у меня тут волшебная коробка появилась. Хотите узнать, что же в ней лежит?

Дети: Да!

Игра “Чей, чья, чье?”

В коробке вещи детей, воспитатель достает по одной вещи и спрашивает:

- Это чьи варежки?

- Это чья шапка?

- Это чей шарф? И т. п.

А в завершении игры, воспитатель достает со дна коробки конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, король из сказки “Золушка” приглашает нас на праздничный бал. Хотите туда попасть вместе с Золушкой?

Дети: Да!

Воспитатель: А что нам для этого нужно?

Дети: Бальные платья, красивые костюмы.

Воспитатель: А где нам их взять?

Дети: Купить в магазине, сшить, придумать.

Воспитатель: А действительно, ребята, давайте придумаем себе наряды, закройте глаза:

Тише, тише, тишина...
Сказка к нам придет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея!
Раз, два, три волшебная палочка
В сказку нас перенеси!

Звучит тихая музыка. Появляется замок.

Воспитатель: Вот мы с вами попали в сказку.

Выставить схему описательного рассказа.

Воспитатель: Ребята, давайте вы немножко подумаете, и опишите свой наряд, в котором вы хотели бы пойти на бал, из каких предметов он состоит, какого цвета, из какого материала, чем украшен, какой длины рукава, юбка, есть ли бусы или другие украшения, какая у вас прическа, какой головной убор, какая обувь, чем она украшена. Закройте глаза и представьте, что кружитесь в танце. Пусть ваши костюмы будут самые разные.

Описательный рассказ о бальных нарядах (2-3 ребенка).

Воспитатель: Молодцы ребята, встаньте все в круг, я на вас посмотрю. Какие вы у меня все нарядные, глаз не отвести! А давайте мы с вами потанцуем.

Дети танцуют менуэт.

Динамическая пауза “Шитье рубашки”

Воспитатель: Вы, наверное, устали, пока танцевали на балу? А давайте мы с вами вспомним, что нужно сделать, чтобы сшить рубашку, и покажем.

Дети: Взять ткань, разложить на столе, раскроить ткань по выкройке, вырезать выкройку, сметать, сострочить на машине, выдернуть наметку, погладить, надеть на себя или повешать на вешалку.

Во время динамической паузы 1ребенок переодевается в наряд короля.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто пришел к нам, это же герой сказки “Золушка”. Ребята, посмотрите какой красивый наряд у нашего гостя.

Король: Здравствуйте, дорогие гости! Вы все такие красивые, я очень рад вас видеть! Я принес для вас подарки. Король дарит детям золотые монеты.

Воспитатель: Весело было на балу, но пора возвращаться в детский сад. Часы скоро пробьют полночь, и наши наряды превратятся в обычную одежду. Собирайтесь вокруг меня, закрывайте глаза: “Раз, два, три, волшебная палочка, из сказки нас унеси!” Дети, а вам понравилось путешествие в сказку?

Дети: Да!

Воспитатель: А куда бы вы еще хотели попасть?

Дети: В другую сказку, в цирк, в зоопарк и т.д.

Воспитатель: А давайте в следующий раз мы попросим волшебную палочку перенести в другую сказку. А сейчас наше путешествие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с. (Программа развития). Ч.1.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста, под ред. Б.Б.Фигнкельштейн. СПб.: “Детство-ПРЕСС”, 2003. 128с.(Библиотека программы “Детство”)
  3. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего возраста. авт.-сост. Л.Е. Кыласова. Волгоград: Учитель, 2007, 235с.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. 96с.