ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Уточнить и закрепить представления детей о разных жанрах изобразительного искусства.
Развивать эстетическое восприятие картин у детей и выразительную речь. Развивать воображение, умение фантазировать. Продолжать учить детей сравнивать, анализировать, развивать мыслительную деятельность.
Учить детей находить главное в сюжетной картине.
Познакомить детей с новой картиной, развивать умение внимательно рассматривать эту картину. Довести до сознания детей, что в картине могут соединяться два жанра. Познакомить детей с понятием – “городской пейзаж”.
Вызвать желание у детей к самостоятельному составлению натюрмортов. Развивать творчество и умение согласовывать свои действия с товарищем.
Продолжать учить детей, рисовать с натуры, передавать красоту натюрмортов, добавляя в рисунке оттенки красок, тени и малейших деталей.
Воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Материал:
- картины
- В.А.Серов “Мика Морозов”
- И.Е.Репин “Осенний букет”
- А.А.Пластов “Ужин трактористов”
- Т.Н.Яблонская “Утро”
- Ю.П.Кугач “У колыбели”
- И.Э.Грабарь “Зимний пейзаж”, “Февральская лазурь”
- Д.Я.Александров “Московский дворик”
- М.П.Кончаловский “Овощи”
- В.М.Васнецов “Аленушка”
- И.И.Машков “Снедь московская: хлебы”.
- Карточки, фрукты, цветы, книги, мучные изделия и др.
Предварительная работа: беседы, рассматривания иллюстраций и наблюдения.
Ход занятия
- Ребята, мы сегодня пойдем в музей. Что такое музей? *(музей – это место, где хранятся старинные предметы, вещи, картины, одежда).
- Правильно. А сегодня мы пойдем в музей, где хранятся картины. Кто пишет картины? * (Художники).
- Ребята, а знаете ли вы каких-нибудь художников? *(Репин, Шишкин, Левитан, Саврасов, Васнецов, Чарушин и т.д.)
- Молодцы! Тогда - в путь.
Воспитатель с детьми идут на выставку.
- Вот мы и с вами в музее. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем я говорю?
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц, или летчик,
Или Колька наш сосед
Обязательно картина называется*(портрет)
- Правильно. Давайте теперь подойдем к портретам. На этом портрете Серова изображен мальчик, его зовут Мика Морозов. А здесь художник Репин нарисовал свою дочь. Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи эти портреты? * (на обоих портретах изображены люди).
- Правильно, а чем же они отличаются?*( На одном портрете девушка, а на другом маленький мальчик.)*(Девушка на улице, а мальчик дома).*(У девушки в руках цветы, а мальчик держится за стульчик).*(У девушки глаза спокойные, а у мальчика удивленные, как будто что-то увидел интересное.) *(Девушка одета, а мальчик еще только что проснулся и не успел одеться) и т.д.
- Молодцы! Идём дальше. Посмотрите, какие интересные картины. Скажите, к какому жанру относятся эти картины?*(сюжетные);*(тематические).
- Правильно. Эти картины относятся к сюжетно-тематическому жанру. А почему эти картины называются сюжетно-тематическими?*(Потому что на этих картинах изображены какие-то события, сюжеты из жизни людей).
- Какое событие изображено,например, на этой картине?*(Девочка утром делает зарядку).
- Правильно. Вот поэтому художник Яблонская назвала эту картину “Утро”.
- А про следующую картину,что вы можете мне сказать?*(Мама укладывает ребенка спать).
- Да. Поэтому художник Кугач назвал эту картину “У колыбели”. Мама убаюкала ребенка и кладёт его в колыбельку.
- Давайте посмотрим на следующую картину. Какой вы видите здесь сюжет?*(люди работали, устали и решили отдохнуть и покушать).
- Правильно вы все верно заметили. Трактористы ужинают. Картина так и называется “Ужин трактористов”.
У нас еще осталась одна сюжетная картина. Какой сюжет изображен здесь? *(Девушка сидит в лесу около речки и грустит).
- А как вы думаете, почему она грустит? *(Наверное она заблудилась);*(Может быть, она уронила в реку свои туфли);*(Может быть, она устала и села отдохнуть);*(Может быть, у нее нет друзей) и т.д.
- А вам хочется ей помочь?*(Да).
- А как бы вы ей помогли?*(Показали бы дорогу домой);*(Погладили бы ее по голове);*(Позвали бы ее в гости);*(Подружились бы с ней) и т.д..
- Молодцы, ребята. Какие вы все у меня добрые и внимательные. А теперь послушайте стихотворение:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или поле, лес, шалаш
Обязательно картина называется*(Пейзаж).
- Давайте подойдем теперь к пейзажам. Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пейзаж?*(Картина, где нарисована природа, деревья, речка, поле).
- Какой вы видите пейзаж на картинах? *(Зимний).
- Эти картины нарисовал один художник - Игорь Грабарь. Что нам хотел показать художник через эти картины?*(Красоту природы);*(Красоту зимы);*(Красоту деревьев).
- Правильно, эти картины так и называются: “Зимний пейзаж и “Февральская лазурь”.
- А теперь садитесь на стульчики, я вам покажу еще одну картину.
Дети слушают музыку и смотрят на картину.
- Эта картина художника Александрова “Московский дворик”. Какое время года изображено на картине?* (Зима).
- Почему вы так думаете?*(Снег и т.д.).
- Что вы видите на картине?*(Деревья, дома, люди и т.д.)
- Это деревня или город?*(Город).
- Почему? *(Изображены многоэтажные дома).
-Как художник изобразил деревья на картине? *(Без листьев, ветвистые, покрыты хлопьями снега и т.д.).
- Какая погода была в этот день? *(Холодная, ветреная и т.д.).
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести эту картину?*(Пейзаж).
- Почему? *(Изображены деревья).
- Картина изображает городской пейзаж. А к сюжетному жанру ее можно отнести?*(Да). (Нет).
- Почему? (при ответе “да”) Какой сюжет изображен здесь? (при ответе “нет”)*(Дети играют на катке).
- Значит, ее можно отнести к сюжетно-тематическому жанру. На этой картине художник изобразил два жанра: городской пейзаж и сюжетно-тематический жанр.
- Нам нужно продолжать экскурсию. Посмотрите, какие красивые картины. А как вы думаете, к какому жанру они относятся?*(Натюрморты).
- Правильно, а что такое натюрморт?*(Это красиво расположенные предметы);
- Посмотрите на этот натюрморт и скажите, что вы здесь видите?*(Хлеб круглый и квадратный, крендель, бублик, сухарики, плетенка, булочки, печенье, кексы и т.д.).
- А как можно назвать этот натюрморт?*(Продукты, выпечка, мучные изделия).
- Да. Художник Машков назвал свою картину “Снедь московская: хлебы”.
- А что вы видите на следующей картине?*(Огурец, помидоры, лук, чеснок, укроп, свекла, кувшин, смородина в мисочке и ягоды в сите).
- А где все эти предметы находятся?*(На столе).
- Их красиво положили на стол или они разбросаны как попало?*(Красиво положили).
- А почему вы так думаете?*(Потому что огурцы лежат на тарелке, а ягоды в мисочке).
- Как бы вы назвали эту картину?*(“Овощи”, “Фрукты”).
- Художник Кончаловский назвал эту картину “Овощи и фрукты”.
- Молодцы. Вы все правильно заметили. Вот какие художники умелые, могут передать в рисунке красоту простых предметов. Интересно вам было в музее?*(Да). А хотите сами на время стать маленькими художниками?*(Да). Для этого нам с вами надо вернуться в группу. Давайте теперь подойдите к столу, возьмите карточки, найдите свои половинки и станьте парами. Посмотрите и соедините карточки. Возьмите предметы, которые получились. Используя этот предмет и добавляя другие предметы, составьте натюрморты.
Каждая пара составляет свой натюрморт. Оценка полученных натюрмортов.
- Ребята посмотрите, сколько красивых натюрмортов вы составили. Давайте посмотрим, друг у друга и полюбуемся ими.
(Дети ходят между столами и смотрят натюрморты других детей.)
- Вам нравятся эти натюрморты? (Да)
- Ребята, давайте мы нарисуем эти натюрморты и украсим ими свою группу.
(Дети садятся за столы и рисуют.)
Анализ и оценка детских работ.