Урок мужества по истории в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


«Урок мужества» проведён в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне по истории Отечества в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме «Великая Отечественная война Советского Союза».
Данный урок проведён в нетрадиционной форме, в школьном зале, украшенном шарами, гвоздиками, флажками. Торжественная обстановка, красные ленты на груди у детей, присутствие гостей, звучание военных мелодий – вселяло в детей уверенность в важности и значимости момента. На такой урок требовалась систематическая предварительная подготовка, так как учащиеся коррекционных школ имеют замедленность и непрочность процесса запоминания, быстроту забывания и неточность воспроизведения изучаемых исторических событий, хронологических дат, терминов, стихов, рассказов, песен. Но нетрадиционная форма урока истории, который для них является одним из самых сложных предметов в школе, вызывала у них интерес, желание показать свои способности в заучивании и в выразительном исполнении стихов, в сообщении интересных рассказов и страшных сведений о войне.
Кроме плакатов, картин, военных стихов, мелодий песен, рассказов о героях войны, я использовала Презентацию о подвиге Зои Космодемьянской. Именно наглядное изображение, является самым запоминающимся, осмысленным для восприятия и воспроизведения исторических событий учащимися коррекционных школ. В Презентации преследовала цель – показать больше фотографий, иллюстраций, картин, изображающих Зою и показывающих её юной, обыкновенной девушкой, почти сверстницей им, но совершившей самоотверженный подвиг во имя Родины.

Урок прошёл очень запоминающе торжественно, проникновенно, у взрослых и учителей были видны слёзы в глазах.

Задачи урока:

  • создать условия для проведения урока мужества с помощью рассказов о героях Великой Отечественной войны, изучения «Книги памяти», просмотра презентации о подвиге Зои Космодемьянской, песен и стихов о войне;
  • способствовать расширению знаний о значении победы советского народа в ВОв, воспитанию патриотических чувств на примерах подвигов героев войны, на примерах погибших односельчан, найденных по «Книге памяти»;
  • развивать и активизировать память, обогащать словарный запас детей, с ограниченными возможностями здоровья;
  • формировать грамматический строй речи, учить думать, обобщать, делать выводы.

Оборудование и материалы:

  • школьный зал, украшенный гвоздиками, лентами, флажками;
  • «История России». Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004;
  • «Книга памяти»;
  • картины и иллюстрации о войне;
  • рассказы, стихи о войне;
  • презентация, экран, медиапроэктор;
  • музыкальные фрагменты песен; фотография К.И.Шульженко, фотографии героев-пионеров и комсомольцев;
  • стенд с плакатами «65 лет со Дня Победы»:
    • I плакат – «Они сражались за Родину»;
    • II плакат – «1418 дней и ночей длилась война»;
    • III плакат – «27 млн. человек погибло в ВОВ»;
    • IV плакат – «Памяти павших будьте достойны!».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Вступительное слово учителя: Вся наша страна празднует 65-летие Победы над Фашистской Германией. По всей стране проходят мероприятия, посвящённые Дню Победы. Мы видим по телевидению военные фильмы, по радио слышим рассказы, стихи и песни о войне. И наш долг отдать дань памяти всем тем, кто не вернулся с полей сражений, кто отдал свою жизнь за нас. Сегодня наш урок называется:
– Урок памяти!
– Урок мужества!
– Урок скорби! (Слова напечатаны на плакатах)

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель: Ребята! На данном уроке мы будем вспоминать самые героические события в ходе Великой Отечественной войны, будем слушать захватывающие рассказы о героях войны, увидим, как ваша ровесница совершила бессмертный подвиг во имя своей Родины, прослушаем музыку и проникновенно, выразительно расскажем стихи о войне, споём песню.

III. Работа по теме урока

1) Начало урока

Звучит музыка: «Священная война». Все встают – учителя и ученики.

1-й ученик: (музыка звучит тихо) Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и неизвестных героев.

2- ученик: Враги! Они напали, как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье, 22 июня 1941 года. (Музыка звучит громко).

2) «Вехи войны»

Учитель: 65 лет прошло с того трагического дня, когда началась война. В памяти народной всегда будут живы безмерное страдание и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали наши люди, а ради жизни на Земле.

(Обращение к стенду с плакатами)

– 1418 дней и ночей длилась война;
– 27 млн. сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве...

(Далее ученик, при помощи плакатов и картин, вспоминает и называет самые героические битвы в ходе ВОв: Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин и др.)

3) «Варварство»

Учитель:

Ах, война, ты, война!
Что ж, ты подлая, сделала?
Сколько горя и бед
Позора наделала

Ученик: (выходит на середину зала) «Варварство». Муса Джалиль. Советский поэт, участник ВОв, узник и пленник концлагеря.

Они с детьми погнали
матерей
И яму рыть заставили,
а сами –
Они стояли – кучка
дикарей
И хриплыми смеялись голосами…

(читает наизусть выразительно до конца)

4) «Без малого 4 года»

Учитель:

– 4 года страна истекала кровью битв и сражений;
– 4 года страна ковала победу на фронтах в тылу врага и в тылу страны.

Ученик:

Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас
И мир огромен и прекрасен
Его приветствует сейчас!

5) «Кто они?»

Ученик: Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. Они смело принимали смерть ради защиты своего Отечества!
– Кто они?

Каждый ученик встаёт и называет героя Вов. или сразу несколько, которых он запомнил, примерно их:

– Зоя Космодемьянская
– Лёня Голиков
– Александр Матросов
– Олег Кошевой
– Володя Дубинин
и многих других

6) «Их подвиг бессмертен!»

Презентация о подвиге Зои Космодемьянской. (Приложение 1)

7) «Без малого 4 года»

Учитель:

– 4 года страна истекала кровью битв и сражений
– 4 года страна ковала победу на фронтах в тылу врага и в тылу страны.

Ученик:

Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас
И мир огромен и прекрасен
Его приветствует сейчас!

8) «Ты шла, затаив своё горе»

Учитель: Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно под пулями снарядов тащила с поля боя своего раненого солдата, и чужого немецкого солдата. И сейчас мы прослушаем рассказы о женщине на войне.

(4 девочки по очереди ведут краткий рассказ о подвигах женщин в ВОВ)

1-я ученица: Рассказ «Бой под Будапештом»;
2-я ученица: Рассказ о помощи женщины партизанам;
3-я ученица: Рассказ о куске хлеба голодным пленным немцам;
4-я ученица: Рассказ о женщине-партизанке.

Учитель: Так можно ли было победить такой народ, солдат которого, несмотря на ненависть к своему врагу делится с ним куском хлеба? Нет! Тысячу раз нет!
– О подвиге русской женщины в тылу написано немало стихов и песен, и одно из них М. Исаковского «Русской женщине» (отрывок).

1-й ученик:

Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну
И всё без конца и без счёта
Печали, труды и заботы
Пришли на тебя на одну

2-й ученик:

В холодные зимы, в метели
У той, у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

3-й ученик:

Ты шла, затаив своё горе
Суровым путём трудовым
Весь фронт, что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим.

4-й ученик:

Рубила, возила, копала
Да разве всего перечесть
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь

9) «Синий платочек»

Учитель: Вклад в победу вносили и деятели культуры. На фронтах и в госпиталях перед ранеными выступали бригады советских артистов.
Знаменитая певица военного времени Клавдия Ивановна Шульженко пела фронтовые песни, которые потом повторяли бойцы, идя в бой. Это всем известные песни «Синий платочек» и «Катюша». Сейчас прослушаем песню в исполнении Клавдии Ивановны – «Синий платочек».

(Звучит мелодия песни «Синий платочек»)

10) «Книга памяти»

Учитель: 27 млн. сыновей и дочерей погибли в этой ужасной войне и среди них наши земляки – односельчане, наши деды и прадеды, наши бабушки и ваши прабабушки.
– Назовём же их имена, ребята!

(По «Книге памяти» учащиеся называют имена своих земляков – односельчан, которые не вернулись с фронта или пропали без вести)

11) «Реквием»

Учитель: Ребята! Никогда не забывайте, какою ценой завоёвана свобода нашей страны и нашего народа!
– Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика, ковавшего победу!
– Наш долг – всегда помнить об этом подвиге и стойкости наших предков во время войны, о мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству!
– И сейчас прозвучат важные слова из стихотворения Роберта Рождественского, пусть каждый из вас вдумается, прочувствует сердцем своим каждое слово, каждое обращение поэта к нам, к вам, ко всем людям Земли!

1-й ученик:

Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!

2-й ученик:

Не плачьте! В горле сдержите стоны
Горькие стоны
Памяти павших будьте достойны
Вечно достойны!

3-й ученик:

Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста,
Помните!

4-й ученик:

Встречайте трепетную весну
Люди Земли!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди Земли!

5-й ученик:

Хлебом и песней, мечтой и стихами
Жизнью просторной
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!

6-й ученик:

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда
Заклинаю! Помните!

12) «Бухенвальдский набат»

Учитель: Сейчас, ребята, прозвучит музыка «Бухенвальдский набат». Эта песня – гимн памяти о тех, кто был жестоко замучен или заживо сожжён в газовых печах в застенках фашистских концлагерей. В Бухенвальде, в немецком городе был такой концлагерь, в котором было уничтожено 56 тысяч заключённых. Вдумайтесь в эту цифру, в каждое слово песни, которое звучит как набат.

(Звучит музыка – «Бухенвальдский набат». Все встают.)

13) «Спасибо вам, солдаты!»

1-й ученик:

Вы в битве Родину спасли
Преодолели все преграды
Спасибо вам от всей Земли!
За всё спасибо вам, солдаты!

2-й ученик:

И в добрый час, счастливый час
Час мирного рассвета
Во имя вас, во имя вас!
Мы празднуем победу!

3-й ученик:

Как вы вступали в города
Навстречу вам бежали дети
Вам благодарны навсегда!
Мы все, живущие на свете!

4-й ученик:

Мы помним всех по именам
И всех обнять мы рады
От всей души спасибо вам!
Спасибо вам, солдаты!

IV. Итог урока

Учитель: Ребята! Наш урок подходит к концу. Вспомните, как же называется наш урок?
1-й ученик: Урок памяти!
2-й ученик: Урок мужества!
3-й ученик: Урок скорби!

(Учитель благодарит учеников за подготовку и активное участие в этом уроке)

V. Окончание урока

Все встают и под музыку поют песню «День победы».

Литература:

  1. «История России для детей и взрослых». Москва, «Белый город», – 2003.
  2. Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов. Москва. ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1998.
  3. М. Исаковский. Стихи и песни. Издательство: Московский рабочий, 1952.
  4. Муса Джалиль. Избранные произведения. – М.: Советский писатель, 1979.
  5. «История России». Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С. Сековец, Н.М.Редькина. Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004.