«Урок мужества» проведён в честь 65-летия
Победы в Великой Отечественной войне по истории
Отечества в 9 классе специальной коррекционной
школы VIII вида по теме «Великая Отечественная
война Советского Союза».
Данный урок проведён в нетрадиционной форме, в
школьном зале, украшенном шарами, гвоздиками,
флажками. Торжественная обстановка, красные
ленты на груди у детей, присутствие гостей,
звучание военных мелодий – вселяло в детей
уверенность в важности и значимости момента. На
такой урок требовалась систематическая
предварительная подготовка, так как учащиеся
коррекционных школ имеют замедленность и
непрочность процесса запоминания, быстроту
забывания и неточность воспроизведения
изучаемых исторических событий,
хронологических дат, терминов, стихов, рассказов,
песен. Но нетрадиционная форма урока истории,
который для них является одним из самых сложных
предметов в школе, вызывала у них интерес,
желание показать свои способности в
заучивании и в выразительном исполнении стихов,
в сообщении интересных рассказов и страшных
сведений о войне.
Кроме плакатов, картин, военных стихов, мелодий
песен, рассказов о героях войны, я использовала
Презентацию о подвиге Зои Космодемьянской.
Именно наглядное изображение, является самым
запоминающимся, осмысленным для восприятия и
воспроизведения исторических событий учащимися
коррекционных школ. В Презентации преследовала
цель – показать больше фотографий, иллюстраций,
картин, изображающих Зою и показывающих её юной,
обыкновенной девушкой, почти сверстницей им, но
совершившей самоотверженный подвиг во имя
Родины.
Урок прошёл очень запоминающе торжественно, проникновенно, у взрослых и учителей были видны слёзы в глазах.
Задачи урока:
- создать условия для проведения урока мужества с помощью рассказов о героях Великой Отечественной войны, изучения «Книги памяти», просмотра презентации о подвиге Зои Космодемьянской, песен и стихов о войне;
- способствовать расширению знаний о значении победы советского народа в ВОв, воспитанию патриотических чувств на примерах подвигов героев войны, на примерах погибших односельчан, найденных по «Книге памяти»;
- развивать и активизировать память, обогащать словарный запас детей, с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать грамматический строй речи, учить думать, обобщать, делать выводы.
Оборудование и материалы:
- школьный зал, украшенный гвоздиками, лентами, флажками;
- «История России». Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004;
- «Книга памяти»;
- картины и иллюстрации о войне;
- рассказы, стихи о войне;
- презентация, экран, медиапроэктор;
- музыкальные фрагменты песен; фотография К.И.Шульженко, фотографии героев-пионеров и комсомольцев;
- стенд с плакатами «65 лет со Дня Победы»:
- I плакат – «Они сражались за Родину»;
- II плакат – «1418 дней и ночей длилась война»;
- III плакат – «27 млн. человек погибло в ВОВ»;
- IV плакат – «Памяти павших будьте достойны!».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Вступительное слово учителя: Вся наша
страна празднует 65-летие Победы над Фашистской
Германией. По всей стране проходят мероприятия,
посвящённые Дню Победы. Мы видим по телевидению
военные фильмы, по радио слышим рассказы, стихи и
песни о войне. И наш долг отдать дань памяти
всем тем, кто не вернулся с полей сражений, кто
отдал свою жизнь за нас. Сегодня наш урок
называется:
– Урок памяти!
– Урок мужества!
– Урок скорби! (Слова напечатаны на плакатах)
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель: Ребята! На данном уроке мы будем вспоминать самые героические события в ходе Великой Отечественной войны, будем слушать захватывающие рассказы о героях войны, увидим, как ваша ровесница совершила бессмертный подвиг во имя своей Родины, прослушаем музыку и проникновенно, выразительно расскажем стихи о войне, споём песню.
III. Работа по теме урока
1) Начало урока
Звучит музыка: «Священная война». Все встают – учителя и ученики.
1-й ученик: (музыка звучит тихо) Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и неизвестных героев.
2- ученик: Враги! Они напали, как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье, 22 июня 1941 года. (Музыка звучит громко).
2) «Вехи войны»
Учитель: 65 лет прошло с того трагического дня, когда началась война. В памяти народной всегда будут живы безмерное страдание и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали наши люди, а ради жизни на Земле.
(Обращение к стенду с плакатами)
– 1418 дней и ночей длилась война;
– 27 млн. сыновей и дочерей потеряла наша Родина в
этой битве...
(Далее ученик, при помощи плакатов и картин, вспоминает и называет самые героические битвы в ходе ВОв: Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин и др.)
3) «Варварство»
Учитель:
Ах, война, ты, война!
Что ж, ты подлая, сделала?
Сколько горя и бед
Позора наделала
Ученик: (выходит на середину зала) «Варварство». Муса Джалиль. Советский поэт, участник ВОв, узник и пленник концлагеря.
Они с детьми погнали
матерей
И яму рыть заставили,
а сами –
Они стояли – кучка
дикарей
И хриплыми смеялись голосами…
(читает наизусть выразительно до конца)
4) «Без малого 4 года»
Учитель:
– 4 года страна истекала кровью битв и сражений;
– 4 года страна ковала победу на фронтах в
тылу врага и в тылу страны.
Ученик:
Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас
И мир огромен и прекрасен
Его приветствует сейчас!
5) «Кто они?»
Ученик: Наши сверстники шли по дорогам
войны вместе со своими отцами и старшими
братьями. Они смело принимали смерть ради защиты
своего Отечества!
– Кто они?
Каждый ученик встаёт и называет героя Вов. или сразу несколько, которых он запомнил, примерно их:
– Зоя Космодемьянская
– Лёня Голиков
– Александр Матросов
– Олег Кошевой
– Володя Дубинин
и многих других
6) «Их подвиг бессмертен!»
Презентация о подвиге Зои Космодемьянской. (Приложение 1)
7) «Без малого 4 года»
Учитель:
– 4 года страна истекала кровью битв и сражений
– 4 года страна ковала победу на фронтах в
тылу врага и в тылу страны.
Ученик:
Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас
И мир огромен и прекрасен
Его приветствует сейчас!
8) «Ты шла, затаив своё горе»
Учитель: Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно под пулями снарядов тащила с поля боя своего раненого солдата, и чужого немецкого солдата. И сейчас мы прослушаем рассказы о женщине на войне.
(4 девочки по очереди ведут краткий рассказ о подвигах женщин в ВОВ)
1-я ученица: Рассказ «Бой под
Будапештом»;
2-я ученица: Рассказ о помощи женщины
партизанам;
3-я ученица: Рассказ о куске хлеба
голодным пленным немцам;
4-я ученица: Рассказ о
женщине-партизанке.
Учитель: Так можно ли было победить
такой народ, солдат которого, несмотря на
ненависть к своему врагу делится с ним
куском хлеба? Нет! Тысячу раз нет!
– О подвиге русской женщины в тылу написано
немало стихов и песен, и одно из них М.
Исаковского «Русской женщине» (отрывок).
1-й ученик:
Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну
И всё без конца и без счёта
Печали, труды и заботы
Пришли на тебя на одну
2-й ученик:
В холодные зимы, в метели
У той, у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
3-й ученик:
Ты шла, затаив своё горе
Суровым путём трудовым
Весь фронт, что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим.
4-й ученик:
Рубила, возила, копала
Да разве всего перечесть
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь
9) «Синий платочек»
Учитель: Вклад в победу вносили и
деятели культуры. На фронтах и в госпиталях перед
ранеными выступали бригады советских артистов.
Знаменитая певица военного времени Клавдия
Ивановна Шульженко пела фронтовые песни,
которые потом повторяли бойцы, идя в бой. Это всем
известные песни «Синий платочек» и «Катюша».
Сейчас прослушаем песню в исполнении Клавдии
Ивановны – «Синий платочек».
(Звучит мелодия песни «Синий платочек»)
10) «Книга памяти»
Учитель: 27 млн. сыновей и дочерей
погибли в этой ужасной войне и среди них наши
земляки – односельчане, наши деды и прадеды, наши
бабушки и ваши прабабушки.
– Назовём же их имена, ребята!
(По «Книге памяти» учащиеся называют имена своих земляков – односельчан, которые не вернулись с фронта или пропали без вести)
11) «Реквием»
Учитель: Ребята! Никогда не забывайте,
какою ценой завоёвана свобода нашей страны и
нашего народа!
– Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего
насмерть и подвиг труженика, ковавшего победу!
– Наш долг – всегда помнить об этом подвиге и
стойкости наших предков во время войны, о
мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству!
– И сейчас прозвучат важные слова из
стихотворения Роберта Рождественского, пусть
каждый из вас вдумается, прочувствует сердцем
своим каждое слово, каждое обращение поэта к
нам, к вам, ко всем людям Земли!
1-й ученик:
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
2-й ученик:
Не плачьте! В горле сдержите стоны
Горькие стоны
Памяти павших будьте достойны
Вечно достойны!
3-й ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста,
Помните!
4-й ученик:
Встречайте трепетную весну
Люди Земли!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди Земли!
5-й ученик:
Хлебом и песней, мечтой и стихами
Жизнью просторной
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
6-й ученик:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда
Заклинаю! Помните!
12) «Бухенвальдский набат»
Учитель: Сейчас, ребята, прозвучит музыка «Бухенвальдский набат». Эта песня – гимн памяти о тех, кто был жестоко замучен или заживо сожжён в газовых печах в застенках фашистских концлагерей. В Бухенвальде, в немецком городе был такой концлагерь, в котором было уничтожено 56 тысяч заключённых. Вдумайтесь в эту цифру, в каждое слово песни, которое звучит как набат.
(Звучит музыка – «Бухенвальдский набат». Все встают.)
13) «Спасибо вам, солдаты!»
1-й ученик:
Вы в битве Родину спасли
Преодолели все преграды
Спасибо вам от всей Земли!
За всё спасибо вам, солдаты!
2-й ученик:
И в добрый час, счастливый час
Час мирного рассвета
Во имя вас, во имя вас!
Мы празднуем победу!
3-й ученик:
Как вы вступали в города
Навстречу вам бежали дети
Вам благодарны навсегда!
Мы все, живущие на свете!
4-й ученик:
Мы помним всех по именам
И всех обнять мы рады
От всей души спасибо вам!
Спасибо вам, солдаты!
IV. Итог урока
Учитель: Ребята! Наш урок подходит к
концу. Вспомните, как же называется наш урок?
1-й ученик: Урок памяти!
2-й ученик: Урок мужества!
3-й ученик: Урок скорби!
(Учитель благодарит учеников за подготовку и активное участие в этом уроке)
V. Окончание урока
Все встают и под музыку поют песню «День победы».
Литература:
- «История России для детей и взрослых». Москва, «Белый город», – 2003.
- Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов. Москва. ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1998.
- М. Исаковский. Стихи и песни. Издательство: Московский рабочий, 1952.
- Муса Джалиль. Избранные произведения. – М.: Советский писатель, 1979.
- «История России». Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С. Сековец, Н.М.Редькина. Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004.