Работаем по ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В нашем ДОУ воспитатели и специалисты используют интегрированный подход в обучении детей. Такой подход позволяет увидеть и понять любые явления целостно.

Проводимая непосредственная образовательная деятельность вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения и утомляемости за счёт переключения их на разные виды деятельности.

Наша образовательная деятельность построена на основе тематического принципа, в данном случае – это космос, и она более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на данном этапе. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры, конструирование и музыкально-ритмические движения.

Непосредственная образовательная деятельность объединила детей общими впечатлениями, переживаниями, способствовала формированию коллективных взаимоотношений. Такой вид способствовал более тесному контакту и взаимодействию специалистов.

При подготовке к данной непосредственной образовательной деятельности каждый педагог отвечал за свою часть, но в то же время все задачи решались вместе. Была проведена огромная предварительная работа.

Ниже мы предлагаем конспект непосредственной образовательной деятельности.

Исследования юных астронавтиков

По областям: коммуникация, социализация, познание, здоровье, музыка с детьми старшего дошкольного возраста.

Проектировочный компонент.

Программное содержание по областям:

Коммуникация:

  • продолжать развивать у детей фонематический слух;
  • совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
  • развивать речедвигательную координацию;
  • активизировать словарь детей.

Социализация:

  • уточнять и конкретизировать представления детей о Земле и Солнце;
  • развивать умение общаться в диалоге с воспитателем.

Познание:

  • способствовать формированию у детей целостной картины мира, расширению кругозора;
  • учить детей проводить опытную работу;
  • развивать конструктивные способности детей посредством искусства оригами;
  • продолжать совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность.
  • развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентировку.

Музыка:

  • совершенствовать музыкально-ритмические движения детей;
  • развивать у детей чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения;
  • развивать у детей воображение, образное мышление, музыкальные способности.

Здоровье:

  • вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать чувство доброты и уважения к планете, на которой мы живём;
  • обеспечить оптимальную двигательную активность.

Оборудование и материалы: письмо - “приглашение”, карточки с изображением космического пространства, звёзды, карточки на согласование числительных с существительными, таз с водой, зеркало, фонарь, лист бумаги А4, юла, листы бумаги 10х10 жёлтого цвета, панно “Звёздное небо”, костюмы астрономов по количеству детей.

Предварительная работа: беседы с детьми о планете Земля, космосе, космонавтах, заучивание стихотворения Л.Дайнеко, отгадывание загадок, дидактические упражнения на совершенствование лексико-грамматической стороны речи и развития фонематического слуха, выполнение простейших поделок в технике оригами, проведение практических опытов с воздухом и водой, изготовление костюмов, оформление зала в стиле космической лаборатории, прослушивание Ж.М.Жар “Хронология №2”, разучивание музыкально-ритмических движений.

Организационный компонент.

Ход образовательной деятельности

(дети входят в зал под “космическую музыку”)

В-ль1: Ребята, куда это мы с вами попали? Как будто наш зал и не наш, лица знакомые и незнакомые. Посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Ребята, посмотрите, а что нас окружает? (планеты, звёзды, млечный путь, созвездия малой и большой медведицы).

В-ль1: Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля и о том, что её окружает.

В-ль1: Мы с вами живём в удивительное время. Каждый из вас может стать волшебником – полететь не только в другую страну, но и на другую планету. А может быть, кто-то из вас откроет какую-нибудь тайну планеты. В наше время есть такие люди, которые занимаются волшебством, т.е. изучают другие планеты и отправляют туда спутники. А вы знаете, на что похожа наша планета? (Земля похожа на шар)

В-ль1: (показывает глобус) Вот так наша планета выглядит из космоса. А почему большая часть голубого цвета? (это вода – моря и океаны)

В-ль1: А вы знаете, что жизнь на нашей планете существует благодаря тому, что на ней есть вода? Но её запасы небезграничны. Чтобы сохранить жизнь на нашей планете, надо бережно относиться к воде и к тому, что даёт нам природа.

Ребёнок:

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там - зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой...
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря -
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!

В-ль1: Сейчас мы с вами знаем, как выглядит наша планета. А раньше люди думали, что планета плоская, как блин, и стоит на трёх китах или слонах, а небо – это стеклянный купол. Узнать, что планета круглая, людям помогли путешествия. В наше время мужественные люди на космических кораблях летают в космос. Как называют таких людей? (космонавты)

В-ль1: Кто был первым космонавтом?

В-ль1: (показывая портрет Ю.Гагарина) В детстве Ю.А.Гагарин был простым мальчишкой, таким, как вы. Но уже в детстве он был очень любознателен и мастерил самолёты. А как вы думаете, важна ли профессия космонавта?

В-ль1: Конечно, благодаря полётам космонавтов, мы узнаём, как выглядят другие планеты, почему идёт дождь, светит солнце.

(входит логопед)

Учитель-логопед: Ребята, а к нам в д/с пришло письмо с приглашением в научную лабораторию. Посмотрите, какое необычное приглашение (показывает). Что вы видите на нём? (видим звёздное небо)

Учитель-логопед: Как вы думаете, чем занимаются в этой лаборатории?

Логопед: Мы сейчас с вами отправимся в неё, но пойдут только те ребята, которые выполнят правильно задания.

- ЗАДАНИЕ 1. Игра “Зажги звезду”

Необходимо приклеить – “зажечь” звезду, когда услышите в словах звук “Н”: космонавт, комета, ракета, Луна, Солнце, Земля, Сатурн, Уран.

- ЗАДАНИЕ 2. Игра “Посчитай и назови”

Надо посчитать и правильно назвать количество изображённых предметов на карточке.

- ЗАДАНИЕ 3. Игра “Скажи наоборот”

  • Днём на Земле светло, а в космосе...(темно)
  • Летом на Земле жарко, а в космосе...(холодно)
  • Одни планеты двигаются вокруг солнца быстро, а другие...(медленно)
  • Одни звёзды от Земли далеко, а другие...(близко)
  • На Земле работать легко, а в космосе...(тяжело)

- ЗАДАНИЕ 4. Загадки.

Загадывают дети:

1 ребёнок:

Из какого ковша не пьют, не едят.
А только на него глядят.

2 ребёнок:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А, порой, такой красивый –
Кружевной и синий-синий.

3 ребёнок:

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Вы хорошо выполнили задания и теперь можете отправиться на экскурсию в лабораторию.

- В лаборатории:

В-ль1: Ребята, вы попали в научную лабораторию, в которой изучают звёзды, планеты и различные природные явления. А вы знаете, что такое Солнце? (Солнце – это большая, яркая звезда).

В-ль1: для чего нам нужен солнечный свет? А вы знаете, что солнечный лучик – это множество лучей. Какого они цвета? (жёлтый, белый).

В-ль1: Да, действительно, мы видим солнечные лучи именно такими. Но на самом деле, солнечный луч состоит из 7 цветов радуги. Назовите их. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

В-ль1: И вот сейчас, мы проведём опыт и сможем доказать, что луч света состоит из 7 цветов.

- ОПЫТ 1.

Направляем свет фонаря (вместо солнца) на погруженную в воду часть зеркала.

А теперь рассматриваем отражение луча на листе бумаги.

В-ль1: А почему же тогда мы не видим эти цвета на улице в обычное время? А вот почему! Луч света попадает на Землю с такой огромной скоростью, что наш глаз не успевает его уловить. И это мы сейчас проверим.

- ОПЫТ 2.

Помещаем все цвета радуги на волчок.

Все цвета видно хорошо.

Но как только юла начинает вращаться, все цвета сливаются, и видно только белый.

(входит второй воспитатель)

В-ль2: Ребята, вы так много интересного сегодня узнали в научной лаборатории, а я вас хочу пригласить в конструкторскую лабораторию.

В-ль2: ребята, наверное, многие из вас мечтают полететь на другую планету или открыть новую звезду. Я предлагаю сейчас каждому из вас сконструировать из бумаги звезду, которую вы бы хотели увидеть или открыть. Как называется искусство, когда из бумаги складывают разные фигуры? (оригами)

В-ль2:А поможет нам с вами чудесный квадратик, который посмотрев как-то передачу “Спокойной ночи, малыши”, лёг в свою постельку и начал мечтать, как он гуляет по звёздному небу. И не заметил как уснул... Во сне он сложил ручки вместе (1- сложить пополам квадрат вертикально), неудобно (2-разложить). Поджал ножки к туловищу (3- сложить квадрат пополам горизонтально). Полежал, полежал – неудобно (4-развернуть). Свернулся он тогда калачиком (5- загнуть углы к центру, б.ф. “блинчик”), и приснилось ему, как он был малышом и гулял с мамой. А потом вдруг увидел, что он стал взрослым (6-развернуть) и сел читать книгу (7-сложить пополам, б.ф. “книга”). Прочитал наш квадратик книжку (8-развернуть), и приснилась ему дверь (9- сложить прав. и лев. стороны к центру, б.ф. “дверь”), которая то уменьшалась (10-сложить пополам), то увеличивалась (11- разложить обратно). Открыв её, он увидел маленького друга (12-сложить нижнюю и верхнюю стороны к середине), с которым отправился кататься на катамаране (13- с внутренней стороны потянуть в стороны уголки верхнего слоя бумаги). Путешествие было долгим, поднялась буря, и катамаран выбросило на необитаемый остров. Испугались наши квадратики, подняли ручки к небу (14-правый верхний угол поднять вверх, нижний левый опустить вниз), превратились в звёзды и отправились в необъятное космическое пространство в поисках новых друзей – звёздочек.

Молодцы, ребята, у каждого из вас получилась своя звезда. А теперь давайте заполним этими звёздами наше космическое пространство вокруг нашей планеты Земля.

(дети приклеивают звёзды и возвращаются на свои места)

В-ль2: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас давайте немного пофантазируем и представим, что на нашу планету Земля приземлилась летающая тарелка инопланетянами.

ТАНЕЦ ИНОПЛАНЕТЯН

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В-ль: Ребята, интересная у нас получилась встреча. Давайте вспомним, что мы сегодня видели и где мы побывали? (ответы детей)

В-ль: А когда вы станете взрослыми, может быть, вы действительно полетите на другую планету или звезду, но всегда вы будете возвращаться в свой родной дом, на свою любимую планету Земля.

Ребёнок:

Вот на Земле огромный дом
Под Крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом!
(Л.Дайнеко)

 Непосредственную образовательную деятельность проводили 4 специалиста – два воспитателя, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Нашу образовательную деятельность можно разделить на 3 части:

1.Организационный момент, во время которого был создан эмоциональный настрой.

2. Основная часть, в процессе которой мы использовали различные методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод – это беседа с детьми о планетах, космосе, космонавтах, с показом иллюстраций.

Практический метод – дети использовали свои знания на практике, а именно выполняли задание логопеда по развитию фонематического слуха и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, отгадывали загадки.

Частично-поисковый – ребята попали в лабораторию, в которой вместе с воспитателем проводили опыты. Рассматривали, как получается радуга и из чего состоит луч солнца.

Репродуктивный метод – дети складывали звёзды в технике оригами по определённому алгоритму действий и заполняли ими звёздное панно.

Наглядно-двигательный и метод упражнения использовался в музыкально-ритмических движениях – дети исполняли танец инопланетян.

3. Итоговая часть, в процессе которой ребята вспоминали, чем они занимались и что нового узнали. Закончили образовательную деятельность беседой о сохранности нашей планеты, и прочитали стих о ее красоте.

Список использованной литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. 100 лучших оригами для детей. - М., 2006.
  2. Ёлкина Н.В., Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия “Вместе учимся играя”. – Ярославль, 1997.
  3. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников – М., 2000.
  4. Журнал “Дошкольное воспитание”, 4/2009.
  5. Журнал “Книжки, нотки и игрушки для Надюшки и Андрюшки”, 2/2009
  6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - “Детство-пресс”, 2008.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  8. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., 2004.
  9. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – К., 2007.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М. “Просвещение”, 2010.