Гласные в приставках при- и пре-

Разделы: Русский язык


Цель: определить условия выбора гласных в приставках при- и пре-, научить правильно писать приставки при- и пре-

Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при- и пре; изучить особенности их написания; формировать умение правильно писать приставки при- и пре-.
  • Развивающая: развивать исследовательские навыки, умение сопоставлять
  • Коррекционная: развивать слуховое и зрительное восприятие, концентрацию внимания, понятийное мышление
  • Воспитательная: развивать учебную мотивацию

Оборудование: ПК, экран, проектор, презентация (приложение 1)

План урока

  1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика – 2 мин
  2. Определение темы и задач урока – 2 мин
  3. Мобилизующий момент – 2 мин
  4. Актуализация знаний – 5мин
  5. Изучение нового материала – 7 мин
  6. Закрепление – 15 мин. Физминутка – 3 мин
  7. Подведение итогов – 2 мин
  8. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

2. Определение темы и задач урока.

Презентация.

Слайд 1. Учитель: запишите тему урока в тетради. Сегодня познакомимся с приставками при- и пре-, будем учиться определять значение приставок при- и пре-, объяснять написание. Раз мы говорим о приставках, давайте вспомним ее определение. Что такое приставка? Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов. Упражнение развивает умение давать определение понятий, понятийное мышление

3. Мобилизующий момент. Вносят телеграмму. Учитель: Видно в дороге с телеграммой что-то случилось, некоторые буквы куда-то исчезли.

Слайд 2. Текст телеграммы: Хотели пр..быть на поезде, пр..ходящем ровно в 8.00 на пр..городный вокзал. Но попали в пр..неприятнейшее положение, не сможем пр..ехать вовремя. Будем пр..одолевать пр..грады. Приставки При и Пре.

4. Актуализация знаний. Учитель: Приставки попали в беду. Нам необходимо им помочь, отложим все свои дела и отправимся в путь. Представим, что мы на большом корабле находимся в кают-компании, рядом персональные пульты управления кораблем. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить разрешение на старт. Предлагаю всем пройти к персональным пультам управления и выполнить задание.

Задание для работы на ПК: выдели другим цветом строчку, где есть слово с приставками при- и пре-. Составь слово из букв-вариантов ответа. Упражнение развивает концентрацию внимания, скорость мыслительных действий

К. Приз

С. Пришел

В. Переход

Т. Премилый

И. Пресс

А. Прибегать

Б. Прелый

Р. Приморье

Т. Преумный

Учитель: Какое слово получилось? Слайд 3. СТАРТ. Мы отправляемся в путь.

5. Изучение нового материала.

Учитель: Прошу экипаж вернуться в кают-компанию. В выбранных вами словах в приставках встречаются гласные И и Е. Почему так происходит? Как узнать, какую гласную писать? На эти вопросы мы найдем ответы в энциклопедии путешественника, так назовем сегодня наш учебник.

Исследовательская работа

Работа с таблицей, чтение теории учебника. Ученики рассматривают таблицу, определяют, какая гласная пишется в приставке и какое приставка имеет значение. В заключении читается правило. Слайд 4.

Приставка при- Приставка пре-
Присоединение

Приближение

Близость

Неполное действие (чуть-чуть)

Сходно со значением слова очень

Сходно со значением приставки пере

6. Закрепление. Слайд 5. Маршрут

Учитель: Продолжая путешествие, мы должны проложить маршрут. Для этого мы в бортовых журналах (тетради) выполним задание “Орфографическая диктовка”. Упражнение развивает слуховое восприятие. Но сначала обратимся к энциклопедии путешественника (учебник) и изучим образец рассуждения. Вопросы: От чего зависит выбор гласных И-Е в приставку? От значения. Перечислите значения приставки при- (пре-).

Слова для диктовки: Присесть, премилый, приплыть, прибрежный, пренеприятный, преграда, претерпевать, пришкольный

Физминутка

Учитель: Маршрут проложен, и теперь мы знаем, где искать наших друзей, они попали в царство Орфографии, туда мы и отправимся. Но что это? Корабль сел на мель. Нам страшно. Выполняем упражнение “Ужас”, покажем, как нам страшно. Упражнение для глаз: сильно зажмуриться, резко открыть глаза и посмотреть вдаль.

Учитель: Смелые путешественники не привыкли отступать, приложим все усилия и преодолеем преграду. Упражнение развивает слуховое восприятие

Диктуются слова с приставками при- и пре-. Ученики хлопают в ладоши один раз, если звучит слово с приставкой при-, два раза хлопают, если – с приставкой пре-.

Слова для диктовки

при пре
Прибыл

Приплыл

Прилетел

Приусадебный

приоткрыл

Преумный

Предобрый

Преспокойно

Преградить

Преотважный

Учитель: общими усилиями мы спасли наше судно и прибываем на остров Орфографии. Вспомним, что изучает орфография? Этот раздел изучает правильное написание слов. Королева Орфография вызывает вас на дуэль, только победители сойдут на берег. Пройдите к своим пультам управления и сразитесь с орфографией

7. Орфографическая дуэль (работа на ПК)

Упражнение развивает орфографическую зоркость, концентрацию внимания, зрительное восприятие

Задание. Вставь нужную букву: пр цепить, пр интересный, пр бегать, пр колоть, пр седать, пр ломить, пр гореть, пр умный, пр морский, пр неприятный, пр терпевать

Учитель: Проверьте слова по образцу, подсчитайте количество ошибок. 0 –победа, 1-2 – легкое ранение, 3-4 – тяжелое ранение. Слайд 6

Учитель: Возвращаемся в кают-компанию и готовимся к высадке на берег. Поиски приставок при- и пре- приводят нас к болоту. Срочно нужно построить мостик.

Слайд 7

Работа по цепочке. Упражнение развивает понятийное мышление, концентрацию внимания

Найди соответствие

Слова Значение приставок
Пр..амурский = очень
Пр..умолкнуть присоединение
Пр..мчаться = приставке пере
Пр..шить близость
Пр..града приближение
Пр..интересный неполное действие (чуть-чуть)
Пр..строить  
Преумный  

Вывод о выборе гласных И и Е в приставках

Учитель: королева Орфография теперь уверена, что мы может называться друзьями приставок при и пре, отпускает нас на корабль. Станцуем ей на последок лезгинку (нейрогимнастика). Теперь нам нужно отправляться в обратный путь. Экипажу предлагаю занять места за пультом управления и решить тест, который поможет нам вернуться домой и проверит наши знания.

Решение му-теста. Каждый получает оценку за выполненное задание (приложение 2)

8. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: наше путешествие подошло к концу, но с приставками при- и пре- мы не прощаемся. Теперь это наши друзья, и мы встретимся с ними на следующем уроке. Остается проверить, сможем ли мы их различить?

Вопросы:

  • От чего зависит написание приставок при- и пре-?
  • Перечислите значение приставки при-. Перечислите значение приставки пре-

Если вам на уроке было все понятно, поднимите сигнальный флажок зеленого цвета, если возникли проблемы, есть вопросы – красного цвета

Домашнее задание. Записать текст телеграммы в тетрадь, вставить необходимую букву, обозначить орфограмму.

Индивидуальное задание: подобрать 10 примеров на орфограмму “Гласная в приставках при- и пре-.