Цель: определить условия выбора гласных в приставках при- и пре-, научить правильно писать приставки при- и пре-
Задачи:
- Обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при- и пре; изучить особенности их написания; формировать умение правильно писать приставки при- и пре-.
- Развивающая: развивать исследовательские навыки, умение сопоставлять
- Коррекционная: развивать слуховое и зрительное восприятие, концентрацию внимания, понятийное мышление
- Воспитательная: развивать учебную мотивацию
Оборудование: ПК, экран, проектор, презентация (приложение 1)
План урока
- Организационный момент. Дыхательная гимнастика – 2 мин
- Определение темы и задач урока – 2 мин
- Мобилизующий момент – 2 мин
- Актуализация знаний – 5мин
- Изучение нового материала – 7 мин
- Закрепление – 15 мин. Физминутка – 3 мин
- Подведение итогов – 2 мин
- Домашнее задание – 2 мин
Ход урока
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
2. Определение темы и задач урока.
Слайд 1. Учитель: запишите тему урока в тетради. Сегодня познакомимся с приставками при- и пре-, будем учиться определять значение приставок при- и пре-, объяснять написание. Раз мы говорим о приставках, давайте вспомним ее определение. Что такое приставка? Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов. Упражнение развивает умение давать определение понятий, понятийное мышление
3. Мобилизующий момент. Вносят телеграмму. Учитель: Видно в дороге с телеграммой что-то случилось, некоторые буквы куда-то исчезли.
Слайд 2. Текст телеграммы: Хотели пр..быть на поезде, пр..ходящем ровно в 8.00 на пр..городный вокзал. Но попали в пр..неприятнейшее положение, не сможем пр..ехать вовремя. Будем пр..одолевать пр..грады. Приставки При и Пре.
4. Актуализация знаний. Учитель: Приставки попали в беду. Нам необходимо им помочь, отложим все свои дела и отправимся в путь. Представим, что мы на большом корабле находимся в кают-компании, рядом персональные пульты управления кораблем. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить разрешение на старт. Предлагаю всем пройти к персональным пультам управления и выполнить задание.
Задание для работы на ПК: выдели другим цветом строчку, где есть слово с приставками при- и пре-. Составь слово из букв-вариантов ответа. Упражнение развивает концентрацию внимания, скорость мыслительных действий
К. Приз
С. Пришел
В. Переход
Т. Премилый
И. Пресс
А. Прибегать
Б. Прелый
Р. Приморье
Т. Преумный
Учитель: Какое слово получилось? Слайд 3. СТАРТ. Мы отправляемся в путь.
5. Изучение нового материала.
Учитель: Прошу экипаж вернуться в кают-компанию. В выбранных вами словах в приставках встречаются гласные И и Е. Почему так происходит? Как узнать, какую гласную писать? На эти вопросы мы найдем ответы в энциклопедии путешественника, так назовем сегодня наш учебник.
Исследовательская работа
Работа с таблицей, чтение теории учебника. Ученики рассматривают таблицу, определяют, какая гласная пишется в приставке и какое приставка имеет значение. В заключении читается правило. Слайд 4.
Приставка при- | Приставка пре- |
Присоединение Приближение Близость Неполное действие (чуть-чуть) |
Сходно со значением слова очень Сходно со значением приставки пере |
6. Закрепление. Слайд 5. Маршрут
Учитель: Продолжая путешествие, мы должны проложить маршрут. Для этого мы в бортовых журналах (тетради) выполним задание “Орфографическая диктовка”. Упражнение развивает слуховое восприятие. Но сначала обратимся к энциклопедии путешественника (учебник) и изучим образец рассуждения. Вопросы: От чего зависит выбор гласных И-Е в приставку? От значения. Перечислите значения приставки при- (пре-).
Слова для диктовки: Присесть, премилый, приплыть, прибрежный, пренеприятный, преграда, претерпевать, пришкольный
Физминутка
Учитель: Маршрут проложен, и теперь мы знаем, где искать наших друзей, они попали в царство Орфографии, туда мы и отправимся. Но что это? Корабль сел на мель. Нам страшно. Выполняем упражнение “Ужас”, покажем, как нам страшно. Упражнение для глаз: сильно зажмуриться, резко открыть глаза и посмотреть вдаль.
Учитель: Смелые путешественники не привыкли отступать, приложим все усилия и преодолеем преграду. Упражнение развивает слуховое восприятие
Диктуются слова с приставками при- и пре-. Ученики хлопают в ладоши один раз, если звучит слово с приставкой при-, два раза хлопают, если – с приставкой пре-.
Слова для диктовки
при | пре |
Прибыл Приплыл Прилетел Приусадебный приоткрыл |
Преумный Предобрый Преспокойно Преградить Преотважный |
Учитель: общими усилиями мы спасли наше судно и прибываем на остров Орфографии. Вспомним, что изучает орфография? Этот раздел изучает правильное написание слов. Королева Орфография вызывает вас на дуэль, только победители сойдут на берег. Пройдите к своим пультам управления и сразитесь с орфографией
7. Орфографическая дуэль (работа на ПК)
Упражнение развивает орфографическую зоркость, концентрацию внимания, зрительное восприятие
Задание. Вставь нужную букву: пр цепить, пр интересный, пр бегать, пр колоть, пр седать, пр ломить, пр гореть, пр умный, пр морский, пр неприятный, пр терпевать
Учитель: Проверьте слова по образцу, подсчитайте количество ошибок. 0 –победа, 1-2 – легкое ранение, 3-4 – тяжелое ранение. Слайд 6
Учитель: Возвращаемся в кают-компанию и готовимся к высадке на берег. Поиски приставок при- и пре- приводят нас к болоту. Срочно нужно построить мостик.
Слайд 7
Работа по цепочке. Упражнение развивает понятийное мышление, концентрацию внимания
Найди соответствие
Слова | Значение приставок |
Пр..амурский | = очень |
Пр..умолкнуть | присоединение |
Пр..мчаться | = приставке пере |
Пр..шить | близость |
Пр..града | приближение |
Пр..интересный | неполное действие (чуть-чуть) |
Пр..строить | |
Преумный |
Вывод о выборе гласных И и Е в приставках
Учитель: королева Орфография теперь уверена, что мы может называться друзьями приставок при и пре, отпускает нас на корабль. Станцуем ей на последок лезгинку (нейрогимнастика). Теперь нам нужно отправляться в обратный путь. Экипажу предлагаю занять места за пультом управления и решить тест, который поможет нам вернуться домой и проверит наши знания.
Решение му-теста. Каждый получает оценку за выполненное задание (приложение 2)
8. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: наше путешествие подошло к концу, но с приставками при- и пре- мы не прощаемся. Теперь это наши друзья, и мы встретимся с ними на следующем уроке. Остается проверить, сможем ли мы их различить?
Вопросы:
- От чего зависит написание приставок при- и пре-?
- Перечислите значение приставки при-. Перечислите значение приставки пре-
Если вам на уроке было все понятно, поднимите сигнальный флажок зеленого цвета, если возникли проблемы, есть вопросы – красного цвета
Домашнее задание. Записать текст телеграммы в тетрадь, вставить необходимую букву, обозначить орфограмму.
Индивидуальное задание: подобрать 10 примеров на орфограмму “Гласная в приставках при- и пре-.