Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
- учить детей рассказыванию по опорным картинкам
коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра “Подбери предмет к признакам”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель в костюме Осени
Чтение стихотворения Е. Трутневой “Осень”.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О чём говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Ребята скажите на какие вопросы отвечают слова-действия?
Как мы их обозначаем? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра “Подбери действие”.
Воспитатель выкладывает на доске обозначения слов-действий.
- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
- Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра “Подбери признак”.
Ребята скажите на какие вопросы отвечают слова-признаки?
Как мы их обозначаем? (ответы детей)
Воспитатель выкладывает на доске обозначения слов- признаков.
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
5. Физкультминутка.
Мы вошли в осенний лес:
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер срывает листву.
В стороны руки – плавно помашем-
Листья по ветру летят.
Вот закружились листочки наши
И приземлиться хотят.
6. Воспитатель: Собрала я все слова- признаки и слова-действия в корзинку, и составила для вас рассказ.
Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.
Рассказ “Осень” На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из-за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
Воспитатель по ходу чтения рассказа выкладывает картинки.
Дети пересказывают.
8. Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили? (об осенней поре)
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Список литературы.
- О.С. Гомзяк.- М. Издательство ГНОМ и Д , 2007/ (Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор- составитель А. В. Аджи г. Воронеж 2005г.
- Стихи о временах года и игры г. Москва 2004г.
- Дидактические материалы по развитию речи детей 6-7 лет. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, П. Н. Савинова.