Литературная игра с элементами театра "Расписные ворота сказок". 4–5-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

1. Образовательная:

  • знакомство с зарубежными писателями для детей;

2. Воспитательная:

  • развивать творческие способности и умение работать в команде, культуру поведения на празднике;
  • прививать любовь к книге и библиотеке;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношения с одноклассниками.

Задачи:

  • в игровой форме закрепить знания детей по творчеству зарубежного писателя Х.К. Андерсена;
  • развивать память, речь и интерес к чтению;
  • на примере сказочных героев воспитывать доброту, смелость, находчивость, милосердие веру в дружбу и уважение к старшим.

Предварительная подготовка:

  • прочитать произведения Х.К. Андерсена;
  • провести конкурс-викторину «Мой Андерсен»;
  • провести конкурс детских рисунков «Герои сказок Х.К. Андерсена»

Содержание игры: В игре участвуют две команды. Представление театрализованное. Зрители принимают активное участие. Ребята работают с карточками, отвечают на вопросы, сами задают вопросы друг другу, играют.

Оформление: выставка книг, выставка рисунков, пословицы и поговорки, высказывания выдающихся людей о чтении, парад книжных героев, использование ИКТ в проведении мероприятия.

Форма проведение: театральное представление, сообщения ребят с использованием мультимедийной презентации, урок-игра.

Оборудование: книжная выставка, проектор, компьютер, экран.

Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлиться только до апреля,
Но вы читающий народ,
Любите книгу круглый год! (С.Я.Маршак) Слайд1.

Приложение 1.

«Человек должен быть стойким, как оловянный солдатик, верным, как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки « Огниво», прямодушным, как мальчик в « Новом наряде короля» Слайд 3.

Герои театрализованного представления: [4]

  • Волшебница Читалия
  • Кот ученый
  • Василиса Прекрасная
  • Девочки книги
  • Баба-яга

Звучит песня о библиотеке.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами самый главный праздник в жизни библиотеки – открытие Недели детской книги. Вместе с нами на праздник пришли герои ваших любимых книг.

Кот ученый:

Привет, друзья читатели,
Читатели-мечтатели!
Девчонки и мальчишки,
читающие книжки.

Василиса Прекрасная:

Мы снова вместе с вами,
И прозой и стихами
Работу нужную творим,
О главном с вами говорим.

Девочки-книги:

Мы – книги! Вот и снова мы
И старые и новые
И все такие разные
Справляем этот праздник!
Приветствуем?
Приветствуем!
Гостей и почитателей,
И будущих читателей.

1 уч.: О том, как нам нужна книга, мы часто даже не задумываемся. Просто они у нас есть, и свою жизнь без них мы не представляем. А ведь было время, когда книги еще не печатали, и для нас детей взрослые сочиняли сказки. И вот Неделю детской книги мы решили посвятить сказкам.

2 уч.:

Эта Книжкина Неделя
Пролетит по всей стране,
Как предвествие апреля,
Как приветствие весне.

3 уч.:

Не словами, а на деле,
Мы докажем, что ведет
Наша Книжкина Неделя
За собою книжный год.

Кот ученый. Здравствуйте, гости дорогие! Я кот ученный . За долгую свою жизнь я встречал много интересного, много видел. Да что там! Скажу, не хвастаясь, это ведь я подсказывал сюжеты сказок самому Александру Сергеевичу! Помню, бывало….Э, да что говорить! Сегодня ребята мы встретимся с героями сказок одного замечательного писателя. Имя этого сказочника вы узнаете позже.

Волшебница Читалия:

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пройдем от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Василиса Прекрасная. А меня, ребята, вы узнали? Я Василиса Прекрасная, правда, в одних сказках я – Прекрасная, А в других Премудрая. Может быть, в сказках что-то приукрашено. Но герои всех сказок на своем совете поручили этот праздник провести нам. Мне и ученому коту. Для того же, чтобы ваш праздник получился веселым и интересным, мы будем вам помогать.

Волшебница Читалия. Подождите, подождите, но мы забыли о самом важном. Прежде чем вести с ребятами разговор о сказках, они должны отгадать загадки, которые приготовили мои друзья-книги.

Девочки-книжки по очереди.

  1. Тридцать три сестрички
    Ростом невелички,
    Если знаешь наш секрет,
    Мы покажем целый свет! (алфавит)

  2. Сели птицы на страницы,
    Знают быль и небылицы. (буквы)

  3. Говорит она беззвучно,
    И понятно и не скучно,
    Ты беседуй чаще с ней –
    Станешь вчетверо умней (книга)

  4. У сосны и елки листочки-иголки,
    А на каких листочках
    Растут слова и строчки?

Библиотекарь: Молодцы, ребята: наши герои уже приготовили вам игру.

Баба-Яга: Ну а я! Ну а как же я! Ведь я так спешила сюда на праздник! И ведь это я придумала эту игру. Хочу сама рассказать о ней.

Библиотекарь: Хорошо Бабусечка-Ягусечка начинай.

Ребята, мы сейчас вместе с вами прочитаем слова одного замечательного сказочника. И вы сразу же поймете, какой сказочник будет сегодня у нас в гостях.

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»;

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»;

«Человек должен быть стойким, как оловянный солдатик, верным, как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки « Огниво», прямодушным как мальчик в « Новом наряде короля». Слайд 5

И так приглашаются команды:

  • «Огниво» – 4 Б класс,
  • «Путешественники по сказкам» – 4 А класс

Библ. Команды занимают места. Герои книг занимают места жюри.

Баба-яга. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 году в Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером. Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки, вы, надеюсь, сейчас вспомните.

Библ. Спасибо тебе Баба-Яга. И так мы отправляемся в путешествие по сказкам Х.К. Андерсена. Слайд 6

Представление команд:

Мы сверкаем, мы сверкаем,
Мы добро лишь излучаем,
Никогда не унываем,
Потому что мы – друзья! («Огниво»)

В сказочный мир мы сегодня идем
И за собой всех ребят позовем.
Мы дружная команда, веселые друзья,
Со сказкою рядом шагаем всегда! («Путешественники по сказкам»)

Разминка. (подходят представители от команд и среди портретов известных поэтов и писателей находят портрет Х.К.Андерсена).

1 конкурс «Звездный час». Приложение 2.

2 Конкурс « Кто и о ком говорит». Приложение 3 (команды получают карточки с текстом)

Конкурс для зрителей: « Герои русских народных сказок»

Слайд 8

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)[4]
  2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.(репка)
  3. Кто из сказочных героев любил поговорку: («Одна голова хорошо, а две лучше? Змей Горыныч)
  4. В какой русской народной сказке брат не слушается сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Аленушка и братец Иванушка)
  5. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная шапочка)
  6. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали (Кот в сапогах)
  7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить? («Ловись, рыбка большая и маленькая»)
  8. К семейству, каких домашних птиц, принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали
  9. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму и сходит с ума. (поп в сказке о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин)

«Портреты героев»

Команды задают друг другу вопросы:

  1. В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плесами развевались блестящие крылышки (Эльф «Дюймовочка»)
  2. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица. (Одиннадцать братьев-принцев «Дикие лебеди»)

Задание второй команде:

  1. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все таки уверяла, что она настоящая (Принцесса на горошине, Принцесса)
  2. Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-Два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой (Солдат «Огниво»)

Библ. А сейчас объявляется театральная пауза.

Звучит китайская музыка Слайд 9,10.

1 чтец: [4] Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она еще не забылась совсем. В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора. Он весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что страшно было до него дотронуться. Дворец стоял в прекрасном саду, в котором росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики, и когда дул ветерок, цветы покачивались, колокольчики тихо звенели.

Это было сделано для того, чтобы никто не прошел мимо цветов, не поглядев на них. Вот как умно было придумано (Звон колокольчиков)

2 чтец: Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники. Все они любовались великолепным дворцом и прекрасным садом, но, услышав пение соловья, говорили: « Вот это лучше всего».

Император Что такое? (захлопывает книгу) Как? В моем государстве и даже рядом с моим собственным дворцом живет удивительная птица, а я ни разу не слыхал, как она поет! И мне приходится узнавать о ней из чужих книг! Позвать ко мне моих министров!

(Выходят два министра, кланяясь)

Император. Я прочел в ученой книге, что у нас есть замечательная птица, которую зовут Соловей, ее считают первой достопримечательностью моего государства. Почему же мне ни разу не докладывали о ней?

1-й министр (кланяясь) Ваше высочество! И я не слыхал о ней. Она никогда не была представлена ко двору?

Император: Весь свет знает, что у меня есть, а я не знаю! Я хочу, чтобы, сегодня же вечером птица была здесь и пела передо мной.

1-й министр (обращаясь ко второму) Что такое со-ло-вей? Где найти его?

2-й министр Я никогда не слыхивал о соловье (Смотрят друг на друга, пожимают плечами)

2-й министр (кланяясь) Ваше величество напрасно изволит верить всему, что пишут в книгах; Это все выдумки.

Император: Не говори глупостей. Я хочу слышать соловья. Он должен быть во дворце сегодня же вечером!. А если его не будет здесь в назначенное время (встает), я прикажу после ужина отколотить всех министров палками по пяткам)

(Первый министр обращаясь ко второму) Что будем делать?(появляется девочка)

2-й министр Девочка, не знаешь ли ты, где живет соловей?

Соловей? Ну конечно, знаю. Он так хорошо поет в нашем лесу. Я каждый день ношу моей больной матери остатки от обеда с императорской кухни. А живем мы у самого моря. Там, в лесной чаще, есть старое дерево с большим дуплом и густыми – густыми ветвями. И когда я прохожу мимо этого дерева, я каждый раз слышу соловья. Он поет так нежно, что слезы появляются у меня на глазах, а на душе становится радостно, будто меня целует мама. Пойдемте в лес, там мы его встретим.

«Эрудиты в бой»

1 конверт. Снежная королева сказала ему. «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новеньких коньков»

Какое слово должен сложить Кай? (Вечность)

2. Раз как-то вечерком сидел солдат в своей коморке. Уж совсем стемнело, а у него не было денег на свечку. Тут он вспомнил про ведьмино огниво. Достал солдат огниво и стал высекать огонь. Только ударил он по кремню, дверь распахнулась и вбежала…. Кто вбежал в дверь? (собака)

2 команда.

1. Ах, какой прелестный цветок! Сказала женщина и поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло; и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на пестике цветка сидела.. . Кто это был (девочка)

2. Ну, это сейчас увидим,-подумала старая королева, но не сказала никому ни слова. Она пошла в спальню, сбросила с кровати все тюфяки и подушки и положила на голые доски… Что положила старая королева на доски? (горошину)

Конкурс для зрителей.

Мир сказок Андерсена удивителен, но мы сейчас проверим , как наши читатели знают сказки других писателей.

Узнай героя по предметам:[2]

  1. Герой какой сказки ищет этот предмет на земле и под водой (показать ключ) – Буратино
  2. Героиню какой сказки, злая мачеха, зимой отправляет в лес за подснежниками с этим предметом (корзина) – 12 месяцев.
  3. Герои какой сказки выращивают на окошке белую и красную розы – Снежная королева
  4. Герою какой сказки умные животные приносят монеты – Огниво
  5. В какой сказке встречается мыло, полотенце и другие предметы личной гигиены – Мойдодыр
  6. Какого сказочного героя не было бы без этого предмета (мука)- Колобок
  7. В какой сказке этот фрукт сыграл отрицательную роль (яблоко) – Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  8. Героиня какой сказки купила на базаре этот предмет и напоила чаем всех насекомых (самовар) – Муха-Цокутоха

«Сказочные женихи и невесты». [4]

  1. Ах я несчастная! Выйти бы мне лучше за того прекрасного принца! Ах, бедная, несчастная. (Принцесса из сказки «Свинопас»)
  2. Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот это маленький хлебец. Она стащила его в кухне – там их много, а ты, верно, голодна! (Ворон о своей жене из сказки «Снежная королева»)
  3. Вот бы мне такую жену! – подумал он, – да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет. А мой дом – простая коробка. Нет, ей там не место, но познакомится с ней все же не мешает.
  4. Он очень богат, и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, ион носит чудесную черную бархатную шубку. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним-то не пропадешь. Одна только беда! Он совсем слепой и не увидит тебя… (Дюймовочка)
  5. Слушай, дружище! – сказали они. – Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам! Хочешь бродить с нами быть вольной птицей? Здесь поблизости есть другое болото, там живут премиленькие дикие гуси-барышни. Они умеют говорить: Рап, рап!» Ты такой урод, что, чего доброго, будешь уметь у них большой успех. (Два гусака гадкому утенку из сказки «Гадкий утенок»)
  6. Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживете с ним у нас в тине. Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог сказать сынок. (Жаба Дюймовочке из сказки «Дюймовочка»)

«Мозговой штурм» (для 2-х команд по очереди)[3]

  1. Как называлась заплечная сумка у солдата. (ранец)
  2. Сколько волшебных собак встретили солдата в подземелье.
  3. Каким образом можно было укротить страшных собак из подземелья? (посадить каждую собаку на передник ведьмы)
  4. Что было в третьем сундуке? (Золото)
  5. Что было во втором сундуке? (Серебро)
  6. Что было самым ценным в подземелье? (Огниво)
  7. Как называется современное огниво? (Зажигалка)
  8. В чем заключалось волшебное свойство огнива? (Оно вызывало собак , которые исполняли желания)
  9. Женился ли солдат на принцессе? (Да)
  10. Сколько дней играли свадьбу? (Восемь)

Презентация стихотворения «Школа доброты» Г. Грауби (слайды 12-19)

Подведение итогов.

Итак, подходит к концу наша игра, и прежде чем жюри огласит результаты, я хотела бы поблагодарить всех участников и болельщиков. А главное ваших учителей, которые помогали подготовить наш праздник.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами отправимся в путешествие в страну Данию (слайд 20)

Жюри оглашает победителей. Награждение победителей.

Список использованной литературы:

  1. В Волшебном мире//ЧУИ. – №1, 2005, 38с.;
  2. Любимые сказки Андерсена// Читаем. Учимся. Играем. – №1, 2008. – 6-7с.;
  3. Сказки его жизни//ЧУИ. – №1. – 2005, с. 33-36;4.Школьная библиотека. – №1-2. – С. 151
  4. Семенихина Е. Расписные ворота сказки//Школьная библиотека. – №1-2. – С. 151.

Приложение 4.