Тип урока: урок-исследование.
Форма работы: групповая. Предварительно учащиеся разделены на группы, выбран лидер группы, эксперт.
Методические приемы: постановка проблемных вопросов для обсуждения, самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа, самооценка.
Цели обучающие:
- дать сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, познакомить с храмами и иконами, находящимися в нашем Орехово-Зуевском районе, посредством исследования, творческого задания;
- совершенствовать умение устной и письменной речи, навык выразительного чтения.
Цели развивающие: развитие логического мышления и способность художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Цели воспитательные: воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать способность слушать, сопереживать.
Оборудование: Евангелие, учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» автор: Л.Л.Шевченко. Москва.2007г., иллюстрации икон, набор для групповой работы учащихся( карточки с индивидуальными заданиями, оценочный лист).
Основные понятия: Богородица, Чудотворные иконы, Почитание святынь, Благословение, Духовные плоды, любовь, Долготерпение, Милосердие.
Предварительное задание ученикам к уроку, выполняемое по группам (Краеведы, Историки, Художники):
- узнать историю храмов Орехово-Зуевского района, в названиях которых отражена жизнь Богородицы, приготовить презентацию своего исследования;
- изучить житие Божией Матери, познакомить с источниками о жизни Богородицы;
- исследовать списки-копии чудотворных икон, находящихся в храмах района, сделать фотоснимки, представить отчет в форме презентации.
Ход урока
Организационный момент
Целеполагание (слово учителя):
«Для верующего человека церковь-место встречи с Богом. Душу свою христианин открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери (слайд 1). Почему? Во все века - вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений - христиане прибегали к помощи Пресвятой Богородицы. Называли её заступницей, верили, что Она, стоя у Престола Небесного, заступится за христиан. Глубокая любовь христиан к Божией Матери выразилась в почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь (слайд 2).
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божьей, кроткий лик
Взглядом Своим прямо в душу проник.
Слышу слова: приходите ко мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми Святой Свой Покров,
Кто Мне молиться и верить готов.
Тема нашего занятия «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. Наша работа на уроке пройдет в группах, каждая группа «Историки», «Краеведы», «Художники» провела поисковую работу, получив предварительное задание. В процессе урока ребята расскажут о своих поисках. На столах каждой группы лежит пакет, в котором находится следующий материал: алгоритм действия группы, иллюстрации, текст источника, учебное пособие. Оценивать работу в группах будут эксперты, которые должны в процессе работы заполнить карту урока (показать).
- Раскройте пакеты, посмотрите содержимое.
Учитель:
«Говоря о Богородице, нельзя пройти стороной сведения о ее жизни. Первыми своими исследованиями поделится группа « Историков (слайд 3).»
Ученики из группы «Историки»:
«Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из источников, что повествовали о Христе: канонических и апокpифических Евангелий. Дева Мария родилась у супругов из Иерусалима, Иоакима и Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные водители посвятили девочку Богу, отдали ее в возрасте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор одного апокрифического Евангелия писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей (слайд 4-6).
Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени умели, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифа-плотника, обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии. Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто приходила в храм и помогала Иеpусалимским девам делать большую завесу для святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" - воскликнула Мария. Но сын Божий должен был родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству. Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус; спеленав, его положили в ясли - кормушку для скота (слайд 7).
В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Магию и ребенка и отправиться в Египет. Там святое семейство переждало гонения Ирода. Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала на распятии, а затем погребала его тело. Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее (слайд 8-10).»
Учитель:
-Спасибо ребята! Давайте все вместе обратимся к тексту Евангелия от Луки гл1 ст.28-33и проверим свои знания о жизни Богородицы.
-Прочитайте и скажите, о каком событии из жизни Богородицы рассказывает Евангелие?
(ребята изучают текст и отвечают на поставленные вопросы)
Учитель:
«Изучение Священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой Богородицы. И наш Орехово-Зуевский район не является исключением (слайд 11). Ребята из группы «Краеведы» провели поисковую работу и сегодня поделятся результатами своих поисков».
Ученики из группы «Краеведов»:
«В ходе поисковой работы мы узнали, что из 45 храмов Орехово-Зуевского района (включая старообрядческие) 11 храмов освящены в честь Пресвятой Богородицы: 6 церквей Рождества Богородицы, 3 – Успения Пресвятой Богородицы и 2 храма – Покрова Пресвятой Богородицы.
Рождества Пресвятой Богородицы: деревня Гора, Красная Дубрава, Рудня-Никитское, Мисцево, Нестерово, Селиваниха (слайд 12-15).
Успения Пресвятой Богородицы: деревня Войново-Гора, Беливо, Красное (слайд 16-17).
Покрова Пресвятой Богородицы: село Старый Покров, Пашнево (слайд 18).
Учитель:
-Ребята в своем поиске вы назвали храм Покрова Пресвятой Богородицы и это не случайно, традиция глубокого почитания Богородицы на Руси приводит к появлению праздника Покрова Божией Матери. Обратимся к учебному пособию (стр.238) и прочитаем текст об истории возникновения праздника.
-Что сделала Богородица?
-Когда празднуется на Руси?
Запишите в тетрадь новые слова, встретившиеся в тексте.
Учитель:
«Ребята третьей группы «Художники» исследовали и изучили иконографию наиболее почитаемых икон Богородицы в храмах района? Результаты своего поиска они любезно предоставили каждой группе. На ваших столах лежат художественные списки икон.
Ученики из группы «Краеведов»:
«В ходе поисковой работы мы узнали, что 6 храмов Орехово-Зуевского района (слайд 19) освящены или почитают образы Пресвятой Богородицы.
3 церкви - Казанской иконы Божией Матери: деревня Запутное, Слободище, Губино (слайд20-22)
2 церкви - Ахтырской иконы Божией Матери: деревня Яковлево, Старый Покров (слайд 23-24)
1 церковь - Иконы Взыскание Погибших: деревня Савинское (слайд 25)
Учитель:
«Душевность образа Марии, её близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери, их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа.
- в нашем учебном пособии в рубрике « Представление иконы» есть образы Богородицы. Рассмотрите и назовите, какие образы вы узнали? Какие увидели впервые? (ребята называют).
Заключение
Учитель:
«Говорить о Богородице можно бесконечно. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы - « древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на нас. Матерь Божия - Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери». Любовь к матери идет от самого сердца, а с чем вы обратились бы к матери Бога?
Давайте подумаем и послушаем песню Ж. Бичевской, посвященной Богородице (звучит песня «О! Всепетая мати»).
-Ребята! О чем говорили на уроке?
-Что понравилось?
Эксперты подведите итоги работы в группах и оцените ребят.
Домашнее задание: Представить себя группой филологов и познакомиться с сюжетами литературных произведений русских писателей. Прочитать отрывок И.С. Шмелева «Лето Господне», «Покров» и ответить на вопросы.