Задачи: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы, развивать умения работать с разными источниками информации, воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков,), кроссворд «Грибы», презентация, заплесневевшие продукты (мандариновая корка, хлеб)
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес, но для этого нужно быть внимательными и много знать.
II. Подготовка к изучению нового
-Что такое лес? Что вы о нем знаете?
-Какое значение имеет лес в природе?
-Что такое природа?
- Какая бывает природа? (слайд 2)
-Что мы относим к живой природе?
Сегодня во время путешествия мы познакомимся с жителями нижнего яруса леса. Послушайте сказку «Путешествие Колобка»
Подарила бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик! Сверху- белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.
Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг, кто знакомый встретится – будет чем похвастаться.
Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро. «Видно, от удивления, думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался Колобок и слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листве, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик!. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем. Замечательный зонтик! Но летний дождик короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и – неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал. Уж как под кустами ползал. И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень – пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. «Ой, что же это?» - подумал Колобок.
- Ребята, вы догадались, что это за камень - пенек?
-А почему он вдруг стал расти?
III. Целеполагание
- О чем мы будем говорить на уроке? (О грибах.)
Отметьте на «Листах самооценки» уровень ваших знаний о грибах.
Долгое время грибы считали растениями. Но это не так. Грибы – очень интересные организмы. Они не растения и не животные. Поэтому учёные их выделили в самостоятельную большую группу
IV. Формирование новых знаний.
- Части гриба
Рассмотрите внимательно гриб. ( слайд 3)
Что обычно мы называем грибом – это его плодовое тело? Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых нитей – грибниц. Они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Поэтому грибы нельзя вырывать, их аккуратно срезают ножом, чтобы не повредить грибницу. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.
-Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как. по-вашему, какая из них играет важную роль в жизни гриба?
- Группы грибов
– А вы знаете, что сбор грибов – это не простая работа. Не все грибы можно собирать. А вы знаете, какие бывают грибы? (слайд 4)
- Выступления детей о грибах (слайды 6-12)
- Загадки (карточки с отгадками складываем в корзины) Распределить на две группы.
– Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(Боровик.)
Зашёл мужик в сосняк,
нашёл слизняк.
Бросить жалко,
съесть сыро.
(Груздь.)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный.
(Мухомор.)
Золотистые …
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
(Лисички.)
Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опёнки.)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, –
Зовусь я – …Подосиновик.)
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята
Под сосной растут …(Маслята.)
– Почему у вас два гриба оказались в другой корзине? (Это ядовитые грибы: мухомор и бледная поганка. Их есть нельзя. Остальные можно.)
– У каждого гриба есть свои любимые места. Давайте посмотрим, какие грибы где растут? (Подберёзовик растёт около берёз. Подосиновики любят осинники. В еловых лесах встречаются сыроежки, грузди. Среди моховых полянок желтеют шляпки лисичек. Белые грибы растут около берёз, дубов, хвойных деревьев. На пеньках располагаются опята.)
- Правила сбора грибов. (слайд13)Будьте осторожны! Грибы способны накапливать в своём плодовом теле вредные ядовитые вещества. Не собирайте старые грибы.
Физкультминутка
«Съедобные – несъедобные»
Если гриб съедобный – наклоняемся, несъедобный – шагаем
- «Плесневые» грибы (слайды 14-15)
А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы ( хлеб и мандариновая корка, покрытые плесенью, рассматриваются под микроскопом)
–Какое строение они имеют? (Как шляпочный гриб)
-Можно его назвать шляпочным? (Нет шляпки.)
-Как бы вы назвали этот гриб?
Этот вид грибов называется «плесневые»
- Игра «Третий лишний» (слайды 17-18)
V. Закрепление изученного.
Работа по учебнику
–Откройте учебник, прочитайте текст и выделите информацию, которая не прозвучала на уроке. (Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. Из плесневых грибов готовят лекарства, которыми мы лечимся) (слайд 16)
Пенициллин- это лекарство, которое изготавливают из плесневых грибов (показываю упаковки лекарства)
Игра «Да-нет»
– Ответьте хором «да» или «нет»:
- Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы? (Да.)
- В лесу можно шуметь? (Нет.)
- Боровик, маслята, опята – съедобные грибы? (Да.)
- Ядовитыми грибами лечатся лесные животные? (Да.)
- Подберёзовик растёт под осиной? (Нет.)
3. Работа в группах. Разгадывание кроссворда (рисунок 1)
VI. Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Совпала ли ваша самооценка в начале урока и в конце?
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, которая называется микология.
VII. Домашнее задание
Нарисовать любимый гриб и рассказать о нем.