Класс: 6.
Цели урока:
- создать условия для формирования у учащихся знаний о живом организме как целостной системе, используя обобщенные знания о клетках, тканях, органах и их системах;
- развивать умение слушать, обобщать, формулировать выводы, работать с текстом учебника, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
- формировать интерес к предмету.
Задачи урока:
- распознавать и описывать органы и системы органов живых организмов;
- характеризовать причины нарушения целостности организма;
- доказывать, что организм – единое целое.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point , карточки для работы в группах, ведомость для учета баллов, листы рефлексии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 1-2 минуты Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: – создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные Мотивация учащихся Шкала выставления оценок: «5» – 26 и более «4» – 21 – 25 баллов «3» – 15 – 20 баллов «2» – менее 15 баллов |
1) Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.) 2) Учитель формулирует тему урока, привлекает класс к постановке цели урока. Сегодня на уроке мыдолжны обобщить знания о строении и жизнедеятельности живых организмов, упорядочить их, систематизировать. Обращает внимание учащихся на шкалу выставления оценок (приложение 1). Тема нашего урока «Организм как единое целое». (Слайды 1-2) 3) Учитель создает проблемную ситуацию, используя вопросы беседы с учащимися. Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов. (слайд 3) – Скажите, как называется самая маленькая структурная часть любого живого организма? – Во что клетки объединяются по выполняемым функциям? – Какие вы знаете ткани у растений? – у животных? – Какая часть организма образуется разными типами тканей? – Какие вы знаете органы? – Что образуют органы, выполняющие одинаковые функции? – Какие вы знаете системы органов? По ходу беседы схема (слайд 4) дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур. Проблема: (слайд 5) Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом? |
Приветствие учителя. Организация рабочих мест. Внимательно слушают инструктаж Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды. Клетка В ткани Покровная, основная, механическая у растений; соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных. Органы Приводят примеры органов растений и животных Системы органов Побеговая и корневая системы у растений; примеры систем органов животных |
2. Проверка домашнего задания: Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно оценивать результаты домашней работы Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: научить обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности Методы самоконтроля: индивидуальные, с применением компьютера. Задачи: установить правильность выполнения всеми обучающимися домашнего задания, устранить обнаруженные пробелы. Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный. Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов. Методические приемы: сравнение с образцом. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: оценивание выполнения домашней работы. Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: по 3-балльной системе в соответствии с предложенными критериями. |
Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько вы хорошо ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений. Ваша задача: найти лишний объект и объяснить, почему он является лишним. Право ответа получает та, команда, которая первой поднимет карточку со своим номером. Полностью выполненное задание оценивается в 1 балл. Демонстрируются слайды [слайд 6-11]. Команды выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда. Результаты обучающиеся вносят в лист учета знаний (Приложение 1) и оценивают в соответствии с набранными баллами. Максимальная оценка 6 баллов. После подведения итогов этого конкурса организуется работа в группах. |
Отвечают на поставленные вопросы |
3. Обобщение знаний, умений, навыков. 28-30 минут Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь анализировать, отвечать на вопросы. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить глубину понимания изученного материала. Задачи: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы. Формы и методы достижения поставленных целей в ходе обобщения учебного материала: групповая деятельность. |
1. «Спор растений». (слайд 12) Как-то раз в некотором царстве – государстве, разгорелся нешуточный спор между органами растения на тему «Кто из них главнее?». Сейчас я предлагаю вам прослушать запись этого спора. А потом в течение 3 минут обсудить в группах, прав ли какой-нибудь орган? Решите, поддержите ли вы кого-нибудь? максимальная оценка 5 баллов. Организация прослушивания «спора». (слайд 13) Организация обсуждения командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер). (слайд 14) Организация заслушивания ответов групп в порядке, определенном жеребьёвкой. Учитель контролирует дисциплинированность и взаимное уважение учащихся. (слайд 15) Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию Оценивание ответов групп. 2. Организм растения состоит из двух взаимосвязанных систем органов – побеговой и корневой, организм животных также состоит из систем органов, каждая из которых выполняет свои функции. Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом? (слайд 16) Будем решать эту проблему в группах. Группы получают бланки с заданиями (приложение 2) которые они должны выполнить. (слайды 16-18) Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и выполняете задание на карточке. Максимальная оценка 7 баллов. Заслушивание ответов команд. При заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов (слайды 19-22). (слайды 23-24) – Скажите, а какую функцию должна выполнять нервная система? – К чему может привести нарушение ее работы? Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока. Учащиеся, с помощью учителя, делают вывод: (слайд 25) Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм – единое целое, а не набор отдельных частей. Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом. Заполнение бланка ответов. Максимальная оценка 6 баллов. |
Внимательно слушают «спор растений». Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу. Высказывают свою точку зрения. Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке. Регуляторную, координационную. Сбою работы всех систем органов и организма в целом. |
4. Рефлексия Цель: самооценка результатов деятельности обучающимися Шкала выставления оценок: «5» – 26 и более «4» – 21 – 25 баллов «3» – 15 – 20 баллов «2» – менее 15 баллов |
1. Проведение рефлексии по карточкам (приложение 3). 2. Учащиеся подводят итог урока. (Слайды 26-27). – Какие задачи ставили? – Удалось ли решить поставленные задачи? 3. Учащиеся заполняют листы учета знаний, подсчитывают итоговый балл. Пользуясь шкалой, выставляют оценки. |
|
5. Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися при выполнении домашнего задания: закрепить умение и знания по данной теме. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение самостоятельно применять изученный материал. Задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания. |
Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения. Домашнее задание: (Слайд 28). 1. Учебник стр. 52-55, пересказ. 2. Рабочая тетрадь 3.Подготовиться к диктанту по терминам. |