Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: УРОК-ИГРА.
Цель урока: обобщить знания обучающихся о царстве Грибы.
Задачи:
- систематизировать и проверить знания обучающихся о грибах;
- развивать логическое мышление, познавательную активность, умения самостоятельно искать и отбирать учебный материал на заданную тему;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к грибным ресурсам.
Оборудование:
- четыре игровых стола с цветными табличками – весь класс принимает участие в игре, равномерно поделённый на четыре команд – групповая форма работы;
- проектор;
- презентация «Грибы – чудо природы» в программе Microsoft Office PowerPoint 2007;
- выставка книг о грибах;
- наглядное оформление – плакат «Грибы – чудо природы», иллюстрации «Грибы», муляжи грибов;
- раздаточные игровые материалы (4 фланелеграфа, карточки, ребусы, головоломки).
Использованные педагогические технологии – игровая,
групповая
проектная
Предварительная подготовка к обобщающему уроку – на первом уроке изучения темы «Грибы» учащиеся получили задание – подготовить презентацию об одном из грибов Красной книги, найти загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о грибах, литературные и музыкальные произведения о грибах, один ученик получил индивидуальное задание – исследовать по научным источникам виды мухоморов.
Ход игры
I. Организационное начало.
При входе в класс учащиеся из корзинки вытаскивают сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлено четыре цвета), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются в соответственно цвету в 4 команды.
Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний.
– В течение трёх уроков мы с вами изучали особенности строения представителей удивительного царства органического мира, говорили о практическом значении их в природе и жизни человека. Сегодня мы подведём итог – что и сколько знаем мы о грибах, будем весь урок играть, определим лидеров и знатоков, постараемся ответить на вопрос «Почему «Грибы – чудо природы???».
Слайд 2.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова
«Весь огромный мир вокруг нас полон неизведанных тайн. Их надо открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
Слайд 3.
III. Объяснение правил игры.
– Мы одна команда! Уважай мнение каждого игрока команды.
– Слушай внимательно задание – в вопросе может быть подсказка.
– Если выигрываете – не зазнавайтесь, если проиграли – не отчаивайтесь, в следующем туре обязательно выиграете.
– Главное в игре «Что и сколько знаем мы», «Если не знаем, то узнаем», «Учиться всегда пригодится».
– Ну, что же! Вперёд за знаниями к победе!
Представление жюри – одиннадцатиклассники – три человека, кто будет сдавать ЕГЭ
- ______________________
- ______________________
- ______________________
Члены жюри будут тоже совершенствовать свои знания о грибах
– Каждый правильный ответ жюри будет оценивать по одному баллу, кто наберёт больше всех баллов – станет знатоком грибов. (Протокол ЖЮРИ см. в Приложении 1)
Грибы всегда привлекали внимание человека. Их использовали древние шаманы в ритуальных обрядах, человек научился их использовать в пищу, получать из них биологически активные вещества и лекарства. Перед вами библиотечка книг о грибах. Три книги из классной библиотечки, остальные из школьной библиотеки, пополнить свои знания о грибах вы сможете в данных справочниках и в произведениях художественной литературы. Помните «Кто много читает, тот много знает»
IV. Представление команд.
– Мы разделились по жребию на 4 команды.
– Определите в команде капитана, придумайте название (30 секунд).
– Давайте знакомиться.
(команды по очереди представляют своё название и капитана)
Слайд 4.
V. Разминка. Первый конкурс «Цепочка».
– По очереди команды называют грибы. Какая команда назовёт последней, та и заработает 1 балл.
Слайд 5.
VI. Второй конкурс «Блиц-опрос».
- Как называется наука, изучающая грибы? (микология)
- Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных)
- В чём сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных в-в всей поверхностью тела)
- Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружных скелете креветки)
- Какие ещё признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина)
- Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетённых нитей – ГИФ)
- Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое… (грибница, мицелий)
- Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты)
- Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза)
- Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения)
- Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование)
- Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи)
- Как размножаются дрожжи? (почкованием)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики)
- Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергилл)
- Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл)
- Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора)
- Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья)
- Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)
- Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель)
Слайд 6.
Фотографии вешенки – грибы подвешены, так и называются, шампиньоны, трюфели – это самый дорогой гриб в мире)
VII. Третий конкурс «Конкурс капитанов».
Каждый капитан получает конверт. Надо собрать разрезную картинку и разложить её на фланелегафе. Определить что за гриб, сообщить о нём интересную информацию, если, конечно, знаете.
(в конвертах разрезные картинки «Пазл» – грибы из Красной книг см.в Приложении 2)
Слайд 7
VIII. Четвёртый конкурс «Узнай по портрету» – Фотопортрет.
Назовите грибы на доске
1. Белый, подберёзовик, подосиновик, маслёнок
Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?
(условно-съедобные, трубчатые)
Слайд 8
2. Опята, сыроежка, лисичка, волнушка
Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?
(условно-съедобные, пластинчатые)
Слайд 9
3. Бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята, мухоморы
Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?
(несъедобные, пластинчатые)
Слайд 10
IX. Проверка выполнения заданий третьего конкурса капитанов «Составь картинку» и угадай гриб из Красной книги».
– Перед началом изучения темы вы получили задание познакомиться самостоятельно с грибами, которые занесены в Красную книгу, создать презентацию об одном из интересных грибов, представить краткую информацию о грибах. Если не называет капитан гриб, может помочь команда. Если команда не отвечает, то может ответить другая команда, заработав дополнительный балл.
Решеточник красный
Слайд 11
Паутинник фиолетовый
Слайд 12
Сетконоска – Дама с вуалью (Диктиофора сдвоенная) – издаёт неприятный запах
Слайд 13
Весёлка обыкновенная
Слайд 14
X. Пятый конкурс «Ребусы».
(см. в Приложении 3)
Поверка ребусов – переключение по щелчку
лисичка
подберёзовик
подосиновик
мухомор
Слайд 15
XI. Это интересно! Дополнительная познавательная информация.
Удивительные красавцы – мухоморы – исследовательская работа Шилова Артёма – выступление учащегося
Виды мухоморов – красный, белый, вонючий, пантерный,
Слайд 16
Виды мухоморов – порфировый, поганковидный, толстый, серо-зелёный, пурпуровый
Это интересно! Национальная легенда.
«Чукчи и многие камчатские народы считают, что мухоморы – это особое племя, мухоморные девушки уводят в тундру охотников и соблазняют их (в русском фольклоре – это русалки)» (Доманова Н.М., Мартынов А.С., Симонов Е.А. «Пособие для детей и министров. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия. Взгляд с востока», М, 1998)
Слайд 17
XII. Шестой конкурс. Найди лишний гриб.
(см. в Приложении 4)
Работа по карточкам, команды выполняют задание по карточкам, затем отдают в жюри, по слайду проверяют – переключение идёт по щелчку.
В каждой строчке написаны по четыре гриба – один лишний – 4 минуты.
Надо определить, какой гриб лишний и почему.
Проверка после сдачи листов ответов.
(по щелчку появляется каждая группа
1 | подберёзовик | сыроежка | белый | подосиновик |
2 | сыроежка | вешенка | волнушка | свинушка |
3 | лисичка | мукор | белый | подосиновик |
4 | аспергилл | маслёнок | мукор | пеницилл |
Сыроежка – пластинчатый гриб, все остальные трубчатые.
Вешенка – выращивают в теплицах, все остальные растут в лесу
Мукор – одноклеточный гриб, все остальные – многоклеточные
Маслёнок – съедобный, другие – плесневые грибы
Слайд 18
XIII. Седьмой конкурс – домашнее задание «Грибные загадки».
Домашнее задание было найти загадки, пословицы, поговорки.
Каждая команда загадывает по одной загадке команде соперников, если отгадали, получают балл.
Слайд 19
XIV. Восьмой конкурс «Головоломка».
(см. в Приложении 5)
На уроке мы говорили о разных грибах, заполните головоломку названия грибов, оканчивающиеся на букву К. (см в приложении)
Проверка головоломки
(рыжик, опёнок, сморчок=боровик, трутовик=маслёнок, дождевик, подосиновик, подберёзовик)
– А как правильно собирать грибы? (плодовое тело шляпочного гриба лучше всего срезать ножом)
– С чем лучше пойти в лес: с сумкой, пакетом или корзинкой? (корзинкой)
XV. Подведение итогов жюри. Награждение команд, вручение Грамот.
(см. в Приложении 6)
Итог игры. Систематизация знаний.
– Каково значение грибов в природе и жизни человека?
(санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ;
патогенные – вызывают различные болезни;
звено в цепи питания;
источник белковой пищи;
получают лекарства, витамины, лимонную кислоту)
– Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?
(сочетают признаки и растений и животных, разнообразны по внешнему облику. Помните «кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн, открывайте загадочные и удивительные тайны природы.
Слайд 20.
Дополнительный материал (по времени)
Грибы в сказках (Сутеев «Под грибом», А.Толстой «Живые грибы», «Как грибы с горохом воевали»
Слайд 21.
Грибные приметы
- Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.
- Зацвела сосна — зернистый маслёнок появился.
- Овёс набрал восковую спелость и зажелтели первые листья берез — собирайся брать опёнки.
- Зацветает ольха и берёза — появляются сморчки и строчки.
- Сыплет снегом черёмуха — появляются первые подберёзовики.
- Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.
Слайд 22.
Пословицы и поговорки о грибах, объясните их значение.
- Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
- Весна красна цветами, а осень — грибами.
- Где дубы, там и грибы.
- Тихий дождь без ветра — к грибам.
- Вечером дожди — утром грибов жди.
- Любят грибы за нос водить.
- Когда сыро, тогда и грибов много.
- Раньше лисичек грибы не растут.
Спасибо за игру!