Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».
(Всего уроков по теме – 6, данный урок – шестой).
Форма урока: смотр знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Иркутской области, коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «География. Природа и люди. 6класс» под редакцией А.И.Алексеева
Цель: Достижение образовательных результатов.
Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.
Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.
Цели будут достигнуты через развитие следующих УУД:
ЛичностныеУУД | РегулятивныеУУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация). | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах). |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целевой блок.
Слово учителя: Мы закончили изучение темы «Литосфера», что мы обычно делаем после изучения темы?
Ответы учащихся.
Учитель: Сегодня мы проводим смотр знаний. Кто, кому покажет свои знания?
Ответы учащихся.
Дети должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания, применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.
На доске символично нарисована гора знаний, на вершину которой можно подняться, если в ходе урока выполнить все задания. Кроме того, обучающиеся, которые ответят на пятёрку, получат наклейку на тетрадь – «Молодец!». Все обучающиеся работают на зачётных листах.
III. Процессуальный блок.
Задание для класса географическое.
Вопрос: Представь, что на фантастическом корабле ты опускаешься в недра Земли. Как устроена наша планета внутри? Что входит в состав литосферы?
Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.
Задание №1
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Найди ошибку.
|
3 | Найди ошибку.
|
1 |
Задание о здоровье для всего класса.
Внимание «Чёрный ящик». Угадайте, что в ящике.
Это горная порода. Древние римляне верили в её сверхъестественную силу. Организму человека она необходима. Древние люди получали её только с пищей (растительной и животной). Современный человек её употребляет в пищу каждый день. Что это?
(Соль) В нашем желудке вырабатывается небольшое количество соляной кислоты для переваривания пищи и для защиты от бактерий. Сырьём для образования соляной кислоты служит соль. Разбавленная соляная кислота – необходимый компонент желудочного сока. Избыток соли (как и недостаток) её вреден для человека. Суточная норма для взрослого человека 10-15 гр.
Задание математическое индивидуальное
Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.
Задание №2
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы. Выбери правильный ответ 1. 50-75 г. 2. 75-105 г. 3. 70-105 г. |
3 | Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни. Выбери правильный ответ 1. 70-105 г. 2. 90-125 г. 3. 140-210 г. |
3 |
Задание биологическое для всего класса.
Учитель, из коллекции горных пород, показывает детям известняк и уголь. (не называя) Что связывает эти породы?
Ответы обучающихся.
Учитель: продолжите список.
Учитель: Перед вами глобус, он гладкий. А наша планета такая же?
Ответы: нет. Она неровная.
Учитель: Как называют неровности земной поверхности?
Ответ: рельеф.
Задание спортивное для всего класса.
«Состязание» у географической карты на знание номенклатуры.
Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.
Задание №3
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Выбери правильное обозначение гор.
|
2 | Выбери правильное обозначение равнин.
|
1 |
Задание №4
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)
|
1 | Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)
|
2 |
Задание исследовательское для всего класса.
Учитель вывешивает карту Иркутской области.
Какая территория изображена на карте?
Что Вы можете сказать о рельефе нашей области?
Подумайте, если бы Вам предложили построить новую железную дорогу, как бы она прошла и почему? (Рассмотреть различные мнения).
Задание дружное в парах.
На обратной стороне зачётных листов записаны загадки. Чтобы их прочитать, надо сложить два листа соседей по парте (начало загадки на одном листе, конец – на другом).
Загадки (Приложение А).
Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.
Задание №5
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Выбрать ответ на загадку. |
Выбрать ответ на загадку. |
Учитель: течёт вода, плывут облака… нет ничего надёжней, устойчивее земли под ногами. Так ли это?
Ответы детей.
Учитель: Что доказывает движение земной коры?
Учитель: Ещё одна загадка. Что это? ( видеофрагмент работающего сейсмографа).
Ответы детей.
Задание художественное (домашнее задание).
Обучающиеся выполнили рисунки о литосфере, из работ оформлена выставка.
Задание историческое для всего класса.
На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Что Вы знаете об этом событии?
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом
Под каменным дождём, бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)
Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.
Разбушевавшегося Везувия, Айвазовский изобразил со стороны моря. Написал он эту картину в 1889 году. (На экране).
Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.
Задание №6
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Выбери правильное обозначение частей вулкана.
|
2 | Выбери правильное обозначение частей землетрясения.
|
1 |
Вопрос: Если звучит в СМИ, что будет землетрясение 3-4 балла, надо ли его бояться?
Вопрос: Какие, по силе, землетрясения опасны для человека?
Учитель: Назовите, людям, каких профессий могут понадобиться знания о литосфере?
Ответы обучающихся. (Геолог, шахтёр, строитель)
IV. Оценочный блок.
Заключение.
На экране выводится шифр правильных ответов, обучающиеся самостоятельно проверяют свои работы.
Имена обучающихся, которые справились с заданиями на пять, записываются на «вершине горы» знаний на доске. Вручение наклеек на тетрадь «Молодец».
Учитель: Какую цель мы ставили пред уроком? Достигли мы её?
Рефлексия.
На экране высказывания:
- Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
- Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
- Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.
Учитель: Кто выбрал первое высказывание поднимите руку… кто второе… Остальные могут не поднимать.