Обобщающий урок по теме "Литосфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».

(Всего уроков по теме – 6, данный урок – шестой).

Форма урока: смотр знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Иркутской области, коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «География. Природа и люди. 6класс» под редакцией А.И.Алексеева

Цель: Достижение образовательных результатов.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.

Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.

Цели будут достигнуты через развитие следующих УУД:

ЛичностныеУУД РегулятивныеУУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация). целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевой блок.

Слово учителя: Мы закончили изучение темы «Литосфера», что мы обычно делаем после изучения темы?

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мы проводим смотр знаний. Кто, кому покажет свои знания?

Ответы учащихся.

Дети должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания, применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.

На доске символично нарисована гора знаний, на вершину которой можно подняться, если в ходе урока выполнить все задания. Кроме того, обучающиеся, которые ответят на пятёрку, получат наклейку на тетрадь – «Молодец!». Все обучающиеся работают на зачётных листах.

III. Процессуальный блок.

Задание для класса географическое.

Вопрос: Представь, что на фантастическом корабле ты опускаешься в недра Земли. Как устроена наша планета внутри? Что входит в состав литосферы?

Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.

Задание №1

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа
Найди ошибку.
  1. Имеет самую высокую температуру ядро.
  2. Состоит из магмы мантия.
  3. Твёрдая часть – мантия.
3 Найди ошибку.
  1. Соприкасается со всеми оболочками ядро.
  2. Земная кора бывает океаническая и материковая.
  3. Самая низкая температура у земной коры.
1

Задание о здоровье для всего класса.

Внимание «Чёрный ящик». Угадайте, что в ящике.

Это горная порода. Древние римляне верили в её сверхъестественную силу. Организму человека она необходима. Древние люди получали её только с пищей (растительной и животной). Современный человек её употребляет в пищу каждый день. Что это?

(Соль) В нашем желудке вырабатывается небольшое количество соляной кислоты для переваривания пищи и для защиты от бактерий. Сырьём для образования соляной кислоты служит соль. Разбавленная соляная кислота – необходимый компонент желудочного сока. Избыток соли (как и недостаток) её вреден для человека. Суточная норма для взрослого человека 10-15 гр.

Задание математическое индивидуальное

Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.

Задание №2

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа
Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы.

Выбери правильный ответ
1.
50-75 г.
2. 75-105 г.
3. 70-105 г.
3 Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни.

Выбери правильный ответ
1. 70-105 г.
2.
90-125 г.
3.
140-210 г.
3

Задание биологическое для всего класса.

Учитель, из коллекции горных пород, показывает детям известняк и уголь. (не называя) Что связывает эти породы?

Ответы обучающихся.

Учитель: продолжите список.

Учитель: Перед вами глобус, он гладкий. А наша планета такая же?

Ответы: нет. Она неровная.

Учитель: Как называют неровности земной поверхности?

Ответ: рельеф.

Задание спортивное для всего класса.

«Состязание» у географической карты на знание номенклатуры.

Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.

Задание №3

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа

Выбери правильное обозначение гор.
  1. 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны.
  2. 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны.
  3. 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал.
2
Выбери правильное обозначение равнин.
  1. 1 – Восточно-Европейская,
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Среднесибирское
  2. 1 – Среднесибирское
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Восточно-Европейская,
1

Задание №4

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа

Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)
  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.
  2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.
1
Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)
  1. 500 м., 1000 м., 1500 м.
  2. 1000 м., 2000 м., 3000 м.
  3. 2000 м., 3000 м., 5000 м.
2

Задание исследовательское для всего класса.

Учитель вывешивает карту Иркутской области.

Какая территория изображена на карте?

Что Вы можете сказать о рельефе нашей области?

Подумайте, если бы Вам предложили построить новую железную дорогу, как бы она прошла и почему? (Рассмотреть различные мнения).

Задание дружное в парах.

На обратной стороне зачётных листов записаны загадки. Чтобы их прочитать, надо сложить два листа соседей по парте (начало загадки на одном листе, конец – на другом).

Загадки (Приложение А).

Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.

Задание №5

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа
Выбрать ответ на загадку.
  Выбрать ответ на загадку.
 

Учитель: течёт вода, плывут облака… нет ничего надёжней, устойчивее земли под ногами. Так ли это?

Ответы детей.

Учитель: Что доказывает движение земной коры?

Учитель: Ещё одна загадка. Что это? ( видеофрагмент работающего сейсмографа).

Ответы детей.

Задание художественное (домашнее задание).

Обучающиеся выполнили рисунки о литосфере, из работ оформлена выставка.

Задание историческое для всего класса.

На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Что Вы знаете об этом событии?

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом
Под каменным дождём, бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.

Разбушевавшегося Везувия, Айвазовский изобразил со стороны моря. Написал он эту картину в 1889 году. (На экране).

Работа в зачётных листах (индивидуальное) по вариантам.

Задание №6

Задание I-В Вариант ответа Задание II-В Вариант ответа

Выбери правильное обозначение частей вулкана.
  1. 1 – очаг, 2 – мантия, 3 – кратер.
  2. 1 – кратер, 2 – жерло, 3 – очаг.
  3. 1 – мантия, 2 – очаг, 3 – кратер.
2
Выбери правильное обозначение частей землетрясения.
  1. 1 – эпицентр, 2 – очаг.
  2. 1 – очаг, 2 – эпицентр.
1

Вопрос: Если звучит в СМИ, что будет землетрясение 3-4 балла, надо ли его бояться?

Вопрос: Какие, по силе, землетрясения опасны для человека?

Учитель: Назовите, людям, каких профессий могут понадобиться знания о литосфере?

Ответы обучающихся. (Геолог, шахтёр, строитель)

IV. Оценочный блок.

Заключение.

На экране выводится шифр правильных ответов, обучающиеся самостоятельно проверяют свои работы.

Имена обучающихся, которые справились с заданиями на пять, записываются на «вершине горы» знаний на доске. Вручение наклеек на тетрадь «Молодец».

Учитель: Какую цель мы ставили пред уроком? Достигли мы её?

Рефлексия.

На экране высказывания:

  1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
  2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

Учитель: Кто выбрал первое высказывание поднимите руку… кто второе… Остальные могут не поднимать.

Приложения.