Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель: Ознакомление детей с основами правового сознания.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с основами, правового сознания: все люди защищены. Законом, никто не может нарушать права, записанные в Декларации (право на выбор, право на дружбу, право на внимание, а также право на защиту от унижения, жестокости).
- Развивать доказательную речь, интерес к своим правам, для дальнейшего использования.
- Воспитывать интерес и внимание, способность выйти из проблемной ситуации с помощью знаний своих прав и законов.
Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка». Чтение русских народных сказок «Морозко», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», сказки “Золушка” Ш. Пьеро, «Золотой ключик» А. Толстого заучивание стихотворения «Моя семья», пословиц о семье.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Демонстрационный материал: Проектор со слайдами к иллюстрациям сказок; знаки-символы по правам ребёнка, магнитофон, грамзапись песни «Большой хоровод» Композитор А. Чурляев
Раздаточный материал: дидактическая игра «Собери знак, назови его», знаки «+» и «-».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня вас ждёт один очень известный сказочный герой, вот он.
(показ слайда «Буратино»)
Воспитатель: Буратино нам принёс письмо, в котором нарисован знак-символ «УНИЖЕНИЕ». А ещё письмо.
(показ слайда)
Воспитатель читает послание: «Карабас-Барабас решил погубить сказочный город. Он хочет, чтобы все ему все подчинялись и всегда была ночь. Спасти жителей могут лишь те, кто знает права, записанные в декларации прав человека. Помогите нам!»
(показ слайда)
Вопрос: дети, что такое декларация? (это Закон).
(показ слайда)
Ребята, посмотрите эти знаки-символы.
1. Все люди на земле имеют одинаковые права, независимо от того: ребёнок или (взрослый); мальчик или (девочка); бедный или богатый; живёт он на севере или на (юге); говорит он на русском языке (или на английском, или французском языках).
Мы с вами знаем очень много разных сказок весёлых и грустных, злых и добрых. Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка».
(показ слайда)
Ребята, скажите, что сделала лиса с зайкой?
(Она отобрала у зайки избушку и сама выгнала зайца на улицу).
Какие права были нарушены в этой сказке?
(Право на жилище, отдых и пищу.)
(Дети отвечают и показывают символ).
2 .В каких сказках мачеха заставляла работать целый день («Золушка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Крошечка-Хаврошечка»). (Ответы детей).
(показ слайда)
а) «Золушка» – мачеха заставляла перебирать горох, убирать, помыть, постирать, сшить, посадить 40 кустов роз;
(показ слайда)
б) «Морозко» – мачеха отправила девочку в лютый холод за хворостом;
(показ слайда)
в) Двенадцать месяцев – девочку отправили в лютый мороз за подснежниками;
(показ слайда)
г) «Крошечка-Хаврошечка» – заставляли работать целый день;
Дети показывают знаки-символы: (права на жилище, отдых, пищу, защита от жестокости, унижения; защита от рабства).
д) Сказка ”Гуси-лебеди”, ”Маша и медведь”.
(показ слайда)
Дети показывают знаки-символы: (право защиты от разлуки или никто не имеет право разлучать ребенка с родителями, или мать от ребенка).
(показ слайда)
Физ.минутка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
(показ слайда)
– Ребята, посмотрите на этот символ, что он означает? (знак «Семья») – ответы детей.
Мы с вами знаем очень хорошее стихотворение о семье. Прочтите его.
Наша дружная семья
Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я-
Наша дружная семья!
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
пол мету и пыль стираю
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя-
Наша дружная семья!
И сестренку я люблю,
И братишку я люблю,
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем,
мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!
– Кто больше всех любит вас? (мама, папа, бабушка, дедушка)
– Как это назвать одним словом? (Это семья).
Действительно, ваши родители обязаны о вас заботиться, вы имеете право на заботу, внимание на доброе и ласковое отношение со стороны взрослых, ваших родителей. Вам сейчас 6-7 лет и вы пойдёте в школу. А чему вы хотите научиться в школе? (Ответы детей).
Вы пойдёте в школу, получать знания. Учится считать, писать и многим другим наукам, которые нужны в жизни, потому что каждый ребёнок имеет право на образование, дружбу, семью.
(Показ: знак – символ о семье)
Как вы думаете, имеет ли ребёнок право на ошибку? (Ответы детей)
Да, ребёнок имеет право на ошибку, потому что любую ошибку можно исправить. Ведь говорят: «Человек сколько живёт, столько учится»; «Век живи, век учись», мы вместе решаем задачи и выходим из проблемной ситуации, и здесь всегда помогут друзья и дружелюбное отношение.
Давайте вспомним пословицы о дружбе.
(Дети называют).
Пословицы о дружбе:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друг познаётся в беде.
- Новых друзей наживают, а старых не забывают.
- Старый друг, лучше двух новых.
Ребята, сейчас каждый ряд соберёт знаки-символы и расскажет, что он означает.
Детская игра «Знаки-символы».
Молодцы ребята, вы правильно собрали эти знаки-символы, и дали им определение.
Какие права вы ещё знаете?
(Дети называют)
- Иногда можно ставить себя на 1 место.
- Просить о помощи и эмоциональной поддержке.
- Право иметь своё мнение и убеждение.
- Совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь.
- Добиваться перемены договоренности, которая не устраивает.
А сейчас, давайте посмотрим на стенд, и вспомним, какие права у нас есть (повторение прав по картинкам).
(показ слайда «Буратино»)
Воспитатель: Буратино, ты слышал ответы детей?
Буратино: Дети, я вижу, что вы хорошо знаете права, и что они означают, а вместе с вами эти права выучил и я. Теперь я смогу помочь жителям сказочной страны. До свидания!
(дети прощаются с Буратино)
Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь, и я вам предлагаю исполнить песню про счастливое детство «Большой хоровод»
(показ слайда)
(пение детей под фонограмму)
ОБОБЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, оцените, на сколько вы были сегодня активны. (Дети себя оценивают с помощью карточек со знаками «+» и «-»).
Воспитатель: Ребята, я согласна с вашей оценкой и ставлю вашей активной работе высший уровень.
Давайте подведем итог:
- Что нового и интересного сегодня вы узнали?
- В каких ситуациях и случаях можно использовать свои права?
На этом наша встреча заканчивается. А в следующий раз мы поговорим не только о наших правах, но и обязанностях.
Я благодарю вас за старание.