Цель: дети закрепляют знания по таблице умножения на 5 и учатся делить на 5.
Задачи:
- отрабатывают навык устного счета,
- составляют таблицу деления на 5 на основе знаний таблицы умножения на 5, совершенствуют навык решения составных задач,
- формируют умение решать задачи геометрического содержания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа.
Оборудование: снеговик (из цветной бумаги); карточки с таблицей умножения на 2, 3, 4, 5; квадраты для учеников (из цветной бумаги), конверт с 5-ми.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Ребята, на улице сейчас холодно, мороз, наденем на пальчики перчатки (упражнение для пальцев). Разотрем ладошки. Стало жарко, подуем на них.
Ученица: Ребята, скажите, о каком месяце мой стишок?
Последний лист в календаре,
Последний месяц на дворе.
(декабрь)
II. Устный счет.
– Ребята, откройте тетради и подпишите число.
Наступил декабрь, значит скоро Новый год, скоро в гости придет Дед Мороз, но сейчас у него совсем нет свободного времени, поэтому он отправил к вам с письмом своего помощника, снеговика.
Ой, ребята, видимо, он так спешил, что запнулся за порог и рассыпался.
– Что же делать?
– Нужно помочь ему.
– Чтобы появился первый ком, выполним устный счет в парах
1) повернулись друг к другу (работа по карточкам на умножение 2, 3, 4, 5 – 2 минуты) Шепните на ушко соседу оценку за устный счет.
Поднимите руку у кого 5? 4?
2) «Куча мала» перемножь соседей: 5 1 2 3 0 , отвечает 1 ученик, остальные – топ, хлоп. Какие правила умножения чисел вы вспомнили?
(числа можно умножать в любом порядке, а х 0 = 0 и 0 х а =0, а х 1 =а и 1 х а = а)
– А какие числа из основания «кучи» делятся друг на друга?
(5:1, 2:1, 3:1, 0:1)
Вывод: а:1=а, 0:а=а, на 0 делить нельзя.
– Отлично, у Снеговика появился первый ком.
III. Новый материал.
1) Ребята, может быть, кто-то из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?
– Умножение и деление на 5.
Цель: закрепить знания по таблице умножения и деления на 5.
– В школе Деда Мороза Снеговик решал выражения на умножение, проверьте его:
- 5 х 1 =1
- 5 х 2 = 10
- 5 х 3 = 18
- 5 х 4 = 20
- 5 х 5 = 25
- 5 х 6 = 35
- 5 х 7 = 30
- 5 х 8 = 48
- 5 х 9 = 50
(дети исправляют ошибки)
– Что вы знаете о результатах при умножении на 5?
(увеличиваются на 5)
– Что забыл Снеговик?
(таблицу умножения числа 5)
– Зная таблицу умножения, мы легко можем составить таблицу ....
(деления на 5) (дети по 1 составляют таблицу)
2)Работа в рабочей тетради с. 3 № 2 – заполни пропуски, проверяем по цепочке.
– Вы отлично запомнили таблицу деления на 5 и с вашей помощью, у Снеговика появился второй ком.
IV. Физ. минутка.
Учитель показывает карточки с выражениями на умножение и деление, если в выражении ответ верный, дети стоят, если нет, то прячутся за стулик.
V. Решение задач.
Учебник с. 7 №16.
Ученик решат у доски с объяснением:
1) 20:5=4 (х.) – в одной клетке.
2) 4х3=12 (х.)
Ответ:12 хомячков.
– Какие знания помогли решить задачу?
– Теперь у Снеговика появилась голова.
VI. Геометрический материал.
– Все ли у Снеговика на месте?
(нет головного убора).
Измерьте стороны геометрической фигуры на вашем столе, назовите ее (квадрат)
– Почему? (все стороны равны).
С/р – Найдите периметр квадрата. Один у доски, объясняет решение:
5+5+5+5=20 (см), удобнее 5х4=20 (см)
– Головной убор на месте.
VII. Из истории.
Рассказывает ученик: И 100 лет назад дети учились в школах и решали задачи. А знаете ли вы, что раньше на Руси массу измеряли не в килограммах, а в пудах.
1 пуд = 16 кг.
А 2 пуда?
– Устно решим задачу на с. 10.
VIII. Итог урока.
– О чем вы расскажете дома?
– Мы закрепили знания по таблице умножения и деления на 5, составили таблицу деления на 5, учились решать задачи, делать выводы.
Нарисуйте веселого смайлика, если вы все поняли и можете объяснить другому, серьезного, если вам еще нужна помощь, грустного, если было трудно.
– А где же письмо от Деда Мороза? В нем пятерки для вас, здесь Дед Мороз написал, 1 оставь себе, а вторую подари тому, кто сегодня на уроке хорошо работал.