Класс: 2, УМК «Школа 2100».
Дидактическая цель урока: организовать совместную работу в малых группах с целью восстановления деформированных текстов.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию восстанавливать деформированный текст с опорой на цепочки связей в тексте.
Метапредметные:
- познавательные: формировать умение делить текст на части и выделять их при записи; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
- коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
- регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
- личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог;учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Средства обучения:
- компьютерная презентация;
- рабочие листы;
- конверты с индивидуальными заданиями для групп;
- карточки с деформированным планом;
- оценочные листы.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность научиться восстанавливать деформированный текст-повествование.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;
- личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | – Сегодня на уроке мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы. Работать вы будете в группах. – Вспомним правила работы в группах. |
1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывают вежливо. 5. Если не понял, переспроси. 6. Избегай прямых указаний и назидательности. |
Приложение 1 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | – Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? – Посмотрите, что лежит перед вами. У каждой группы два конверта: № 1 и № 2, рабочий лист, оценочный лист и деформированный план. – Возьмите конверт № 1. О чём говорят вам эти названия? Что это? – Задание группам: расположите карточки-названия в нужном порядке и наклейте их на рабочий лист. Подумайте, с какой целью я положила в конверт 3 буквы Z. 2 минутки вам на выполнение задания. – Готовность групп прошу показать сигнальными карточками. Представьте свои результаты. – Попрошу выйти к доске представителя от группы, прикрепить первую карточку-название на доске и доказать свой выбор. – Все согласны с выбором группы № 1? (сигнальные карточки) – Все согласны с выбором группы № 2? (сигнальные карточки) – Все согласны с выбором группы № 3? (сигнальные карточки) – Прошу представителя группы № 4 прикрепить букву Z и объяснить её роль. – Спасибо. Перед вами оценочные листы. Оцените работу своей группы на 1 – м этапе. |
– Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. – Это название частей текста. И буква Z – обозначение красной строки. Работа в группах: наклеивание на рабочий лист название частей текста в определённом порядке. Представитель группы № 1: – Мы считаем, что первая – это Вводная часть, т.к. она вводит в текст. Представитель группы № 2: – Мы считаем, что вторая часть – основная, т.к. она описывает главные события. Представитель группы № 3: – Мы считаем, что третья часть – заключительная, т. к. она заканчивает текст. Представитель группы № 4: – Мы считаем, что Z надо поставить перед каждой из частей, т.к. она напоминает, что каждая часть текста пишется с красной строки. |
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 6 |
3. Постановка учебной задачи. | – Как вы думаете, для чего мы повторяли части текста? Сформулируйте цель своей деятельности. – Возьмите конверт № 2. Вам знаком этот вид работы? |
– Мы будем восстанавливать деформированный текст и делить его на части. | Приложение 4 Слайд 1 Приложение 5 |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | – Как мы будем работать. Что нужно сделать сначала? – Перед вами лист с деформированными частями плана. Расположите части плана в нужном порядке, расставив цифры. – Оцените деятельность работы группы на втором этапе работы. |
– Составить план работы. Работа в группах: восстанавливают деформированный план. Готовность групп определяем по сигнальным карточкам. |
Приложение 7 Приложение 4 Слайд 2 Приложение 6 |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | – Каждая группа получила набор предложений, из которых нужно составить текст и наклеить его на рабочий лист. Название частей текста на ваших рабочих листах и буква Z, будут служить вам напоминанием, что каждая часть начинается с красной строки. Приступите к работе. – Какое задание выполняли? Чем руководствовались в своих действиях? – К доске я приглашаю представителя группы № 1. – Выслушаем мнение группы № 2, у которой был этот же текст. Оцените работу группы № 1. – Спасибо. – Приглашаем к доске представителя группы № 3. – Выслушаем мнение экспертов группы № 4, которые тоже работали над этим текстом. – Спасибо. – К доске приглашается представитель группы № 5. – Выслушаем мнение экспертов группы № 6. – Спасибо. – Оцените результат своей деятельности на 3 этапе. |
Работа в группах: ученики восстанавливают деформированный текст, делят его на три части, наклеивают его на рабочий лист, выделяя красной строкой части текста. Готовность групп сигнализируют карточками. Ученик читает получившийся текст. Рабочий лист групп №1, №2 повесить на доску. Ученик читает получившийся текст. Рабочий лист групп № 3 и № 4 повесить на доску. Ученик читает получившийся текст. Рабочие листы групп № 5 и № 6 повесить на доску. На оценочных листах. |
Приложение 5 Приложение 10 – тексты для проверки у учителя и на интерактивной доске Приложение 4 Слайд 3 – сравниваем результат на рабочем листе с эталоном на слайде интерактивной доски Приложение 4 Слайд 4 Приложение 9 Приложение 4 Слайд 5 Приложение 6 |
6. Рефлексия деятельности. | – Оценочный лист разделён на две части: оценка группы и личная оценка. Прошу каждого из вас дать личную оценку своей работы в группе. – Представителей групп прошу вывесить оценочные листы на доску. – Вы сегодня успешно рассуждали, над чем-то спорили, в чём-то убеждали. Так держать! |
На оценочные листы наклеивают смайлики разных цветов из Приложения 11 | |
7. Домашнее задание. | – У нас остался последний 3-й конверт. Откройте его. Перед вами карточка с домашним заданием – 3 уровня. Предлагаю вам выбрать тот уровень, к которому, по-вашему мнению, вы готовы. 1 ур. – лёгкий, 2 ур. – средний, 3 ур. – повышенной сложности. Желаю вам успехов в выполнении домашнего задания. – Спасибо за урок. |
Приложение 8 |