Урок по теме "Приемы деления и умножения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: закрепить знания и умения в решении примеров и задач на умножение и деление двузначного числа на однозначное.

Задачи :

  • Закрепить и обобщить правила умножения и деления двузначного числа на однозначное, формировать универсальное учебное действие по извлечению информации и её анализу, умения решать уравнения; повторить знания геометрического материала.
  • Продолжить расширение математического кругозора, развивать мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма урока: комбинированный с элементами игровой технологии.

Ход урока

Организационный момент.

Введение в урок.

Слайд 1 Приложение 1

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

Ученики:

Постараемся понять,
Многое хотим узнать.

Слайд 2

Учитель: Тихо садимся. И каждый себе скажет: «У меня сегодня все получится»

Нашими помощниками сегодня будут: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, СТАРАНИЯ.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа.

Проверка домашнего задания и чистописание (по цифре 2).

Слайд 3

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа.

 Вопросы к чистописанию:

- Сколько учащихся обучается в нашем классе ?( 22)

-Какой праздник мы празднуем в феврале и когда ?(23 февраля – День Защитника Отечества) .

-Назовите мне эти числа на адыгейском языке ( элемент биллингвального обучения).

Учитель: Правильно, запишите числа 22 и 23

1 этап. Постановка цели и задач урока:

Учитель: Какие сказки вы любите? Назовите мне сказки, в которых присутствует волшебство.

Урок у нас будет необычный. Я расскажу вам сказку «Новые приключения Ивана-царевича», В этой сказке герои разбираются в математике. Мы поможем им в этом, покажем наши умения решать примеры и задачи на умножение и деление двузначного числа на однозначное.

2 этап. Применение учебных навыков при решении познавательных задач.

Учитель начинает рассказ.

Слайд 4

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич и Елена Прекрасная. Жили, не тужили. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.

Слайд 5

Тужил–тужил Иван-царевич и решил ехать выручать свою любимую. Сел он на коня и отправился в путь. Ехал-ехал и оказался у реки.

Слайд 6

Нет моста через реку. Никак не проехать. Иван-царевич у речки спрашивает: «Речка, матушка, как перебраться мне на другой берег?»

Слайд 7

А речка ему отвечает: « Покажи-ка, мне, как ты умеешь устно примеры решать. Решишь правильно, будет тебе мост».

Устный счёт:

Учитель: Я буду показывать вам два числа (на интерактивной доске и на карточках на столах детей). Если они написаны на зелёном фоне, то их надо -умножить, если на жёлтом - разделить. В тетрадь надо записать только ответы.

(Учитель разъясняет с переводом на адыгейский язык действия учащихся деления и умножения).

Слайд 8-9

Учитель показывает.

  • 39 и 3 на жёлтом фоне (13)
  • 24 и 4 на жёлтом фоне (6 )
  • 23 и 3 на зеленом фоне (69)
  • 84 и 7 на жёлтом фоне (12)
  • 17 и 2 на зелёном фоне (34)
  • 25 и 3 на зелёном фоне (75)
  • 18 и 5 на зеленом фоне (90)
  • 66 и 6 на желтом фоне (11)

Проверка после выполнения в парах: взаимопроверка и самопроверка.

Задачи для устного решения ( в раздаточном материале на карточках)

  1. Пять ворон на крышу сели,
    Семь ещё к ним прилетели.
    Отвечайте быстро, смело,
    Сколько всех их прилетело? (12)
  2. Двенадцать щенят в футбол играли,
    Шесть щенят домой позвали.
    Гиса наш сидит считает,
    Сколько их теперь играет? (6)
  3. К трём зайчатам в час обеда
    Прискакали три соседа.
    В огороде зайцы сели
    И по семь морковок съели.
    Кто считать, ребята, ловок?
    Сколько съедено морковок? (42)

Задания проверяются совместно с учащимися.

- Молодцы! Справились с заданием. Помогли мы Ивану-царевичу.

3 этап. Усвоение изученных знаний

Учитель: Поехал Иван-царевич дальше. Видит, впереди камень огромный на дороге лежит. Весь путь закрывает. На камне написаны четыре уравнения. Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу. Давайте поможем Ивану-царевичу.

Слайд 10

К доске вызываются два ученика и решают уравнения. Остальные учащиеся работают в парах.

х : 27 = 3

4 . х = 56

36 : х = 2

х : 16 = 5

Иван-царевич едет дальше.

Слайд 11-12

Учитель: Долго ехал Иван-царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он решит её задачу.

Один человек решает у доски. Остальные работают в тетрадях, координируя свои действия по парам.

Слайд 13

Задача: Леший собрал 56 грибов и разложил их в каждую корзину по 7 грибов. 3 корзины отдал Кикиморе. Сколько корзин у него осталось?

Детям предлагается поставить вопросы к задаче. Обсуждают вопросы друг с другом в парах, затем представитель группы озвучивает.

56 : 7 = 8 (к.) – получилось.

8-3 = 5 (к.)- осталось.

Ответ: 5 корзин осталось.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Слайд 14-15

Учитель: Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о том, где находится замок Кощея Бессмертного, и где он прячет Елену Прекрасную. Подслушал чёрный ворон этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье. Замкнул его на шесть замков и посадил своего кота охранять Ивана.

Просит Иван кота помочь ему, открыть замки.

Слайд 16

А кот ему отвечает: «Реши, Иван, мою геометрическую задачу. Тогда отпущу тебя».

Геометрическая задача: (один ученик решает у доски, остальные по парам в тетрадях).

Длина прямоугольника 12 см, а ширина 6 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

Р = ( 12 + 6 ) . 2 = 36 (см)

S = 12 . 6 = 72 (см2 )

Ответ: 36 см, 72 см2. (Проверяется как в парах, так и с комментарием учителя)

Физкультминутка для глаз

Приложение 2

Учитель: Молодцы! Помогли Ивану-царевичу. Открыл кот шесть замков и отпустил Ивана. И сам с ним пошёл.

Слайд 17

Говорит: «Надоело мне Кощею служить, возьми меня к себе жить!». Согласился Иван, обрадовался, и пошли они Елену спасать. А она была заперта в высокой башне, и чтобы двери в башню открылись, надо решить несколько примеров.

- Ребята, поможем ещё раз Ивану?

Примеры: (Учащиеся решают самостоятельно, используя знакомый алгоритм выполнения задания)

Слайд 18

32 . 3 = (96)

40 : 4 = (10)

80 : 20 = (4)

19 . 3 = (57)

23 . 4 = ( 92)

(24 + 36) : 6 = (10)

(20 + 25) : 5 = (9)

Учитель: Решил Иван с нашей помощью все примеры правильно.

Слайд 19-20

Открылись двери в башню, и выбежала навстречу Ивану-царевичу Елена Прекрасная. И в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной и котом, приехали домой и стали жить – поживать и добра наживать.

4 этап. Итог урока:

  • Мы помогли Ивану - царевичу спасти Елену Прекрасную.
  • Что для этого мы делали? Применили свои знания и умения в математике. Вопросы на рефлексию интерактивной работы :
  • Что было хорошо нами сделано?
  • Что не получилось?
  • Что нового узнали для себя?
  • Каких достигли результатов?
  • Над чем предстоит работать?

Слайд 21

Домашнее задание: учебник № 12 с.23 , тетрадь № 36 с. 16.

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя : Ребята , очень важно то, что мы с вами сегодня помогали героям сказки сделать доброе дело. Даже Баба Яга ,благодаря нашей помощи стала лучше. Значит наши знания и умения могут пригодиться в жизни и помогут вам стать лучше.