Цель: закрепить знания и умения в решении примеров и задач на умножение и деление двузначного числа на однозначное.
Задачи :
- Закрепить и обобщить правила умножения и деления двузначного числа на однозначное, формировать универсальное учебное действие по извлечению информации и её анализу, умения решать уравнения; повторить знания геометрического материала.
- Продолжить расширение математического кругозора, развивать мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.
- Воспитывать чувство коллективизма, формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для учащихся.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма урока: комбинированный с элементами игровой технологии.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в урок.
Слайд 1 Приложение 1
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Ученики:
Постараемся понять,
Многое хотим узнать.
Слайд 2
Учитель: Тихо садимся. И каждый себе скажет: «У меня сегодня все получится»
Нашими помощниками сегодня будут: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, СТАРАНИЯ.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа.
Проверка домашнего задания и чистописание (по цифре 2).
Слайд 3
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа.
Вопросы к чистописанию:
- Сколько учащихся обучается в нашем классе ?( 22)
-Какой праздник мы празднуем в феврале и когда ?(23 февраля – День Защитника Отечества) .
-Назовите мне эти числа на адыгейском языке ( элемент биллингвального обучения).
Учитель: Правильно, запишите числа 22 и 23
1 этап. Постановка цели и задач урока:
Учитель: Какие сказки вы любите? Назовите мне сказки, в которых присутствует волшебство.
Урок у нас будет необычный. Я расскажу вам сказку «Новые приключения Ивана-царевича», В этой сказке герои разбираются в математике. Мы поможем им в этом, покажем наши умения решать примеры и задачи на умножение и деление двузначного числа на однозначное.
2 этап. Применение учебных навыков при решении познавательных задач.
Учитель начинает рассказ.
Слайд 4
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич и Елена Прекрасная. Жили, не тужили. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.
Слайд 5
Тужил–тужил Иван-царевич и решил ехать выручать свою любимую. Сел он на коня и отправился в путь. Ехал-ехал и оказался у реки.
Слайд 6
Нет моста через реку. Никак не проехать. Иван-царевич у речки спрашивает: «Речка, матушка, как перебраться мне на другой берег?»
Слайд 7
А речка ему отвечает: « Покажи-ка, мне, как ты умеешь устно примеры решать. Решишь правильно, будет тебе мост».
Устный счёт:
Учитель: Я буду показывать вам два числа (на интерактивной доске и на карточках на столах детей). Если они написаны на зелёном фоне, то их надо -умножить, если на жёлтом - разделить. В тетрадь надо записать только ответы.
(Учитель разъясняет с переводом на адыгейский язык действия учащихся деления и умножения).
Слайд 8-9
Учитель показывает.
- 39 и 3 на жёлтом фоне (13)
- 24 и 4 на жёлтом фоне (6 )
- 23 и 3 на зеленом фоне (69)
- 84 и 7 на жёлтом фоне (12)
- 17 и 2 на зелёном фоне (34)
- 25 и 3 на зелёном фоне (75)
- 18 и 5 на зеленом фоне (90)
- 66 и 6 на желтом фоне (11)
Проверка после выполнения в парах: взаимопроверка и самопроверка.
Задачи для устного решения ( в раздаточном материале на карточках)
- Пять ворон на крышу сели,
Семь ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (12) - Двенадцать щенят в футбол играли,
Шесть щенят домой позвали.
Гиса наш сидит считает,
Сколько их теперь играет? (6) - К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (42)
Задания проверяются совместно с учащимися.
- Молодцы! Справились с заданием. Помогли мы Ивану-царевичу.
3 этап. Усвоение изученных знаний
Учитель: Поехал Иван-царевич дальше. Видит, впереди камень огромный на дороге лежит. Весь путь закрывает. На камне написаны четыре уравнения. Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу. Давайте поможем Ивану-царевичу.
Слайд 10
К доске вызываются два ученика и решают уравнения. Остальные учащиеся работают в парах.
х : 27 = 3
4 . х = 56
36 : х = 2
х : 16 = 5
Иван-царевич едет дальше.
Слайд 11-12
Учитель: Долго ехал Иван-царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он решит её задачу.
Один человек решает у доски. Остальные работают в тетрадях, координируя свои действия по парам.
Слайд 13
Задача: Леший собрал 56 грибов и разложил их в каждую корзину по 7 грибов. 3 корзины отдал Кикиморе. Сколько корзин у него осталось?
Детям предлагается поставить вопросы к задаче. Обсуждают вопросы друг с другом в парах, затем представитель группы озвучивает.
56 : 7 = 8 (к.) – получилось.
8-3 = 5 (к.)- осталось.
Ответ: 5 корзин осталось.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Слайд 14-15
Учитель: Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о том, где находится замок Кощея Бессмертного, и где он прячет Елену Прекрасную. Подслушал чёрный ворон этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье. Замкнул его на шесть замков и посадил своего кота охранять Ивана.
Просит Иван кота помочь ему, открыть замки.
Слайд 16
А кот ему отвечает: «Реши, Иван, мою геометрическую задачу. Тогда отпущу тебя».
Геометрическая задача: (один ученик решает у доски, остальные по парам в тетрадях).
Длина прямоугольника 12 см, а ширина 6 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
Р = ( 12 + 6 ) . 2 = 36 (см)
S = 12 . 6 = 72 (см2 )
Ответ: 36 см, 72 см2. (Проверяется как в парах, так и с комментарием учителя)
Физкультминутка для глаз
Учитель: Молодцы! Помогли Ивану-царевичу. Открыл кот шесть замков и отпустил Ивана. И сам с ним пошёл.
Слайд 17
Говорит: «Надоело мне Кощею служить, возьми меня к себе жить!». Согласился Иван, обрадовался, и пошли они Елену спасать. А она была заперта в высокой башне, и чтобы двери в башню открылись, надо решить несколько примеров.
- Ребята, поможем ещё раз Ивану?
Примеры: (Учащиеся решают самостоятельно, используя знакомый алгоритм выполнения задания)
Слайд 18
32 . 3 = (96)
40 : 4 = (10)
80 : 20 = (4)
19 . 3 = (57)
23 . 4 = ( 92)
(24 + 36) : 6 = (10)
(20 + 25) : 5 = (9)
Учитель: Решил Иван с нашей помощью все примеры правильно.
Слайд 19-20
Открылись двери в башню, и выбежала навстречу Ивану-царевичу Елена Прекрасная. И в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной и котом, приехали домой и стали жить – поживать и добра наживать.
4 этап. Итог урока:
- Мы помогли Ивану - царевичу спасти Елену Прекрасную.
- Что для этого мы делали? Применили свои знания и умения в математике. Вопросы на рефлексию интерактивной работы :
- Что было хорошо нами сделано?
- Что не получилось?
- Что нового узнали для себя?
- Каких достигли результатов?
- Над чем предстоит работать?
Слайд 21
Домашнее задание: учебник № 12 с.23 , тетрадь № 36 с. 16.
Выставление оценок.
Заключительное слово учителя : Ребята , очень важно то, что мы с вами сегодня помогали героям сказки сделать доброе дело. Даже Баба Яга ,благодаря нашей помощи стала лучше. Значит наши знания и умения могут пригодиться в жизни и помогут вам стать лучше.