Модуль 1. Клеточный уровень жизни.
Особенности клеток эукариот и прокариот.
Методические рекомендации |
Учебный материал |
УЭ – 0. Проверь свои знания.
- На отдельном листочке напиши определение ткани.
- Перечисли все типы тканей в животном организме.
- Выполни задание №1.
На этом же листочке напиши ряд чисел от 1 до 9.
Прочитай утверждения в учебном материале.
Рядом с цифрой соответствующего утверждения поставь букву, которая подходит данному суждению:
Э – эпителиальная ткань
М – мышечная ткань
С – соединительная ткань
Н – нервная ткань
- Проведите взаимопроверку.
Ответы сверьте с эталоном.
Нет ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла
3-4 ошибки – 3 балла
5 и более ошибок – 2 балла
|
Цель: чтоб успешно освоить новый материал, проверь свои знания по предыдущей теме.
Задание №1.
- Состоит из одного слоя клеток.
- Выполняет регуляторную функцию.
- Образует железы секреции.
- Образует покровы тела.
- Выполняет двигательную функцию.
- К ней относится кровь.
- В её состав входят клетки-спутники.
- Бывает гладкой и поперечно-полосатой.
- Образует хрящи.
|
УЭ–1. Особенности клеток эукариот и прокариот.
- Запиши в тетради число и тему урока.
- Прочитай параграф 27 «Особенности клеток эукариот и прокариот».
- Отметь, какие организмы относят к прокариотам
- Зарисуй схему строения бактерии (рис 24, либо с таблицы на доске)
- Обозначь её части.
- Зарисуй любую эукариотическую клетку (рис.25)
- Обозначь в ней ядро.
- Составь в тетради таблицу, аналогичную таблице 2 на стр. 110, но в колонку «Признаки» включи следующие признаки:
- Размер клеток.
- Дыхание.
- Хромосомы.
- Внутриклеточное переваривание.
- Деление клеток.
- Синтез РНК и белка.
- Клеточная стенка.
- Органоиды.
- Пункты 1 – 6 заполните из таблицы учебника.
- Пункты 7 – 8 заполните из учебного материала.
|
Цель: изучить особенности клеток эукариот и прокариот
У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, тогда как у эукариот их много (митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды).
Немембранные органоиды у прокариот представлены рибосомами, которые по размерам меньше, чем у эукариот.
Клеточная стенка у прокариот содержит особое вещество – муреин, а у эукариот клеточная стенка состоит из полисахаридов. |
УЭ – 2. Отработка материала.
- Ответьте друг другу на вопросы.
За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.
- Подсчитай сумму баллов и запиши её на полях тетради.
- Запиши домашнее задание в дневник §27
- Сдай тетрадь учителю на проверку.
|
Цель: закрепить учебный материал
УЭ – 1.
- Характерно ли для эукариот анаэробное дыхание?
- Перечислите органоиды, имеющиеся у прокариот.
- Главное отличие прокариот от эукариот.
- Что такое нуклеоид?
- Доядерные и Ядерные организмы – это название царства, надцарства или подцарства?
- Отличается ли клеточная стенка прокариот от клеточной стенки эукариот?
- Где происходит синтез белка и РНК у прокариот?
- Каким способом размножаются эукариоты?
- Почему для прокариот не характерен митоз и мейоз?
- Какую форму имеет единственная хромосома у прокариот?
|
Модуль 2. Бактерии, их разнообразие и особенности.
Бактерии в организме человека. Роль бактерий в природе
Методические рекомендации |
Учебный материал |
УЭ – 0. Проверь свои знания.
Используя схему развития половых клеток, заполните следующую таблицу, перерисовав её на отдельный листок:
1 вариант:
Период |
Сперматогенез |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
2 вариант:
Период |
Оогенез |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Выполненную работу сдайте учителю. |
Цель: чтобы успешно усвоить новый материал, проверь свои знания по предыдущей теме. |
УЭ – 1. Бактерии, их разнообразие и особенности.
- Запишите в тетради число и тему урока.
- Прочитай в §33 пункт «Многообразие бактерий как представителей прокариот».
- Составьте таблицу, имеющую следующий вид:
(пример заполнения таблицы посмотрите в учебном материале)
Группы
бактерий |
Отличительные
особенности |
Число видов, примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Прочитайте пункт «Общая характеристика бактерий»
- Рассмотрите рисунок 35,
- пользуясь текстом в учебном материале, зарисуйте в тетради основные формы клеток бактерий
|
Цель: изучить многообразие бактерий как представителей прокариот, изучить характеристику бактерий.
| Группы бактерий |
Отличительные особенности |
Число видов,
примеры |
Архебактерии |
Самые древние прокариоты;
хемоавтотрофы;
образуют метан, серу, и др. |
200 видов
5групп |
Шаровидные – кокки (монококки – по 1, диплококки – по 2, тетракокки – по 3, стрептококки – в виде цепочки, стафилококки – бесформенное скопление шаровидных бактерий;
Палочковидные – бациллы
Изогнутые, как запятые – вибрионы
Похожие на спираль - спириллы |
УЭ – 2. Отработка материала.
- В тетради дайте определения:
Таксис –
Хемотаксис –
Аэротаксис –
Фототаксис –
- Назовите функции основных структур клетки бактерий:
Клеточная стенка –
Капсида –
Жгутики –
Фибриллы –
- Прочитайте дополнительный учебный материал, дайте определения:
Сапротрофы –
Паразиты –
- Какую роль играет образование спор у бактерий?
- Если Вы уверены, что усвоили материал УЭ – 2, переходите к
УЭ – 3.
- Если не уверены, что всё поняли, ещё раз внимательно не торопясь, прочтите §33.
|
Цель: закрепить учебный материал. |
УЭ – 3. Бактерии в организме человека.
- Прочитайте §34;
- Дайте определение науки микробиология.
- Какие бактерии называют нормальными сожителями, а какие болезнетворными?
- Из § 34, а также из дополнительного материала выпишите названия болезней, вызываемых бактериями и возбудителей этих болезней;
- Выпишите названия полезных бактерий.
- Ответьте на вопросы 1-3 стр. 137
- Если вы без затруднений ответили на вопросы, переходите к УЭ – 4, если вопросы вызывают у вас затруднения, прочитайте ещё раз §34.
|
Цель: выяснить каково значение бактерий для человека. |
УЭ – 4 Роль бактерий в природе.
- Прочитайте §35
- Выпишите в тетрадь понятие «штамм» и « клон».
- Составьте схему, иллюстрирующую роль бактерий в биосфере.
Для составления схемы используйте материал учебника и дополнительный материал из правой колонки.
Роль бактерий
1 2 3 4 5
|
Цель: охарактеризовать роль бактерий в биосфере. |
УЭ – 5 Закрепление полученных знаний
- Ответьте устно на вопросы ( эти же вопросы будут предложены на следующий урок в виде обобщающего теста).
- Какая группа бактерий является самой древней?
- Как называются бактерии, обитающие в бескислородной среде?
- Какая группа бактерий способна к фотосинтезу?
- Какие бактерии находятся в симбиозе с грибами в теле лишайника?
- Какая особенность отличает актиномицет от других бактерий?
- Как называются шарообразные бактерии? в форме запятой? палочковидные? в форме спирали?
- Какое вещество входит в состав клеточной стенки у бактерий?
- Какую функцию выполняет капсида?
- Какой органоид выполняет функцию передвижения у бактерий?
- Что такое таксис?
- Чем различаются фототаксис, хемотаксис и аэротаксис?
- Какую функцию у бактерий выполняет спора?
- Как называется наука, изучающая микроорганизмы?
- В чём проявляется уникальность бактерий по сравнению с другими живыми организмами?
- Как называется группа бактерий, которая вызывает заболевания человека?
- Какие бактерии являются возбудителем сифилиса?
- Какие бактерии являются полезными сожителями для человека?
- Каким способом размножаются бактерии?
- Какую группу бактерий называют сапротрофами?
- Как называется искусственно выведенная популяция бактерий?
- С корнями каких растений находятся в симбиозе азотофиксирующие бактерии?
- Какова роль клубеньковых бактерий?
- Какую роль могут выполнять в природе бактерии?
- Какую роль в биогеоценозе выполняют бактерии?
- Какая группа бактерий используется человеком для получения кефира, сметаны, простокваши?
- Какие органоиды отсутствуют у бактерий?
- Закройте учебники и тетради и выполните тест, предложенный учителем. Желаю успеха!
|
Цель: закрепить полученные знания, подготовиться к тестированию по теме «Бактерии». |
Тест по теме «Бактерии, их многообразие и роль в биосфере»
1 вариант
1.Какие бактерии являются возбудителем сифилиса?
а) кишечная палочка;
б) бледная спирохета;
в) холерный вибрион;
г) сальмонелла
2.Какие бактерии являются полезными сожителями для человека?
а) хламидии;
б) палочка Коха;
в) бифидобактерии;
г) микоплазма лёгочная.
3.Каким способом размножаются бактерии?
а) вегетативным;
б) спорами;
в) делением;
г) митозом.
4.Какую группу бактерий называют сапротрофами?
а) живущих в организме животных;
б) обитающих на растениях;
в) питающихся органическими веществами мёртвых тел;
г) питающихся живыми организмами.
5.Как называется искусственно выведенная популяция бактерий?
а) сорт;
б) порода;
в) штамм;
г) популяция.
6.С корнями каких растений находятся в симбиозе азотофиксирующие бактерии?
а) паслёновые;
б) бобовые;
в) злаковые;
г) лилейные.
7. Как называются бактерии, имеющие форму запятой?
а) тетракокки;
б) спириллы;
в) вибрионы;
г) бациллы.
8.Какова роль клубеньковых бактерий?
а) формируют клубни у корней;
б) преобразуют атмосферный азот;
в) разлагают корни у бобовых растений;
г) превращают неорганические вещества в органические.
9. Движение бактерий под воздействием химических веществ называется:
а) фототаксис;
б) термотаксис;
в) хемотаксис;
г) дитаксис.
2 вариант
1.Какую роль могут выполнять в природе бактерии?
а) преобразуют атмосферный азот;
б) синтезируют витамины и ферменты;
в) разрушают синтетические органические соединения;
г) всё перечисленное выше.
2.Какую роль в биогеоценозе выполняют бактерии?
а) консументы;
б) продуценты;
в) редуценты;
г) потребители.
3.Какая группа бактерий используется человеком для получения кефира, сметаны, простокваши?
а) молочно-кислые;
б) бактерии брожения;
в) бактерии гниения;
г) клубеньковые бактерии.
4.Какие органоиды отсутствуют у бактерий?
а) рибосомы;
б) митохондрии;
в) цитоплазма;
г) мембрана.
5. Спириллы имеют форму:
а) запятой;
б) шара;
в) палочковидную;
г) спирали.
6. Направленное движение бактерий под воздействием кислорода называется:
а) хемотаксисом;
б) аэротаксисом;
в) фототаксисом;
г) гидротаксисом.
7. Какая бактерия является возбудителем туберкулёза:
а) сальмонелла;
б) кишечная палочка;
в) палочка Коха;
г) бледная спирохета.
8. Термофильные бактерии обитают:
а) в растворах солей;
б) в нефтеносных породах;
в) в других бактериях;
г) в горячих источниках.
9. Запасными веществами бактерий являются:
а) полисахариды;
б) полифосфаты;
в) жир;
г) всё выше указанное.