Модули по темам "Особенности клеток эукариот и прокариот" и "Бактерии, их разнообразие, строение и роль в природе"

Разделы: Биология


Модуль 1. Клеточный уровень жизни.

Особенности клеток эукариот и прокариот.

Методические рекомендации

Учебный материал

УЭ – 0. Проверь свои знания.

  • На отдельном листочке напиши определение ткани.
  • Перечисли все типы тканей в животном организме.
  • Выполни задание №1.

На этом же листочке напиши ряд чисел от 1 до 9.

Прочитай утверждения в учебном материале.

Рядом с цифрой соответствующего утверждения поставь букву, которая подходит данному суждению:

Э – эпителиальная ткань
М – мышечная ткань
С – соединительная ткань
Н – нервная ткань

  • Проведите взаимопроверку.

Ответы сверьте с эталоном.

  • Поставь себе отметку.

Нет ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла
3-4 ошибки – 3 балла
5 и более ошибок – 2 балла

Цель: чтоб успешно освоить новый материал, проверь свои знания по предыдущей теме.

Задание №1.

  1. Состоит из одного слоя клеток.
  2. Выполняет регуляторную функцию.
  3. Образует железы секреции.
  4. Образует покровы тела.
  5. Выполняет двигательную функцию.
  6. К ней относится кровь.
  7. В её состав входят клетки-спутники.
  8. Бывает гладкой и поперечно-полосатой.
  9. Образует хрящи.

УЭ–1. Особенности клеток эукариот и прокариот.

  • Запиши в тетради число и тему урока.
  • Прочитай параграф 27 «Особенности клеток эукариот и прокариот».
  • Отметь, какие организмы относят к прокариотам
  • Зарисуй схему строения бактерии (рис 24, либо с таблицы на доске)
  • Обозначь её части.
  • Зарисуй любую эукариотическую клетку (рис.25)
  • Обозначь в ней ядро.
  • Составь в тетради таблицу, аналогичную таблице 2 на стр. 110, но в колонку «Признаки» включи следующие признаки:
  1. Размер клеток.
  2. Дыхание.
  3. Хромосомы.
  4. Внутриклеточное переваривание.
  5. Деление клеток.
  6. Синтез РНК и белка.
  7. Клеточная стенка.
  8. Органоиды.
  • Пункты 1 – 6 заполните из таблицы учебника.
  • Пункты 7 – 8 заполните из учебного материала.

Цель: изучить особенности клеток эукариот и прокариот

У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, тогда как у эукариот их много (митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды).

Немембранные органоиды у прокариот представлены рибосомами, которые по размерам меньше, чем у эукариот.

Клеточная стенка у прокариот содержит особое вещество – муреин, а у эукариот клеточная стенка состоит из полисахаридов.

УЭ – 2. Отработка материала.

  • Ответьте друг другу на вопросы.
    За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.
  • Подсчитай сумму баллов и запиши её на полях тетради.
  • Запиши домашнее задание в дневник §27
  • Сдай тетрадь учителю на проверку.

Цель: закрепить учебный материал
УЭ – 1.

  1. Характерно ли для эукариот анаэробное дыхание?
  2. Перечислите органоиды, имеющиеся у прокариот.
  3. Главное отличие прокариот от эукариот.
  4. Что такое нуклеоид?
  5. Доядерные и Ядерные организмы – это название царства, надцарства или подцарства?
  6. Отличается ли клеточная стенка прокариот от клеточной стенки эукариот?
  7. Где происходит синтез белка и РНК у прокариот?
  8. Каким способом размножаются эукариоты?
  9. Почему для прокариот не характерен митоз и мейоз?
  10. Какую форму имеет единственная хромосома у прокариот?

Модуль 2. Бактерии, их разнообразие и особенности.

Бактерии в организме человека. Роль бактерий в природе

Методические рекомендации

Учебный материал

УЭ – 0. Проверь свои знания.

Используя схему развития половых клеток, заполните следующую таблицу, перерисовав её на отдельный листок:

1 вариант:

Период

Сперматогенез

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

2 вариант:

Период

Оогенез

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

Выполненную работу сдайте учителю.

Цель: чтобы успешно усвоить новый материал, проверь свои знания по предыдущей теме.

УЭ – 1. Бактерии, их разнообразие и особенности.

  • Запишите в тетради число и тему урока.
  • Прочитай в §33 пункт «Многообразие бактерий как представителей прокариот».
  • Составьте таблицу, имеющую следующий вид:

(пример заполнения таблицы посмотрите в учебном материале)

Группы
бактерий

Отличительные
особенности

Число видов, примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Прочитайте пункт «Общая характеристика бактерий»
  • Рассмотрите рисунок 35,
  • пользуясь текстом в учебном материале, зарисуйте в тетради основные формы клеток бактерий

Цель: изучить многообразие бактерий как представителей прокариот, изучить характеристику бактерий.

Группы бактерий

Отличительные особенности

Число видов,
примеры

Архебактерии

Самые древние прокариоты;
хемоавтотрофы;
образуют метан, серу, и др.

200 видов
5групп

Шаровидные – кокки (монококки – по 1, диплококки – по 2, тетракокки – по 3, стрептококки – в виде цепочки, стафилококки – бесформенное скопление шаровидных бактерий;

Палочковидные – бациллы

Изогнутые, как запятые – вибрионы

Похожие на спираль - спириллы

УЭ – 2. Отработка материала.

  • В тетради дайте определения:

Таксис –
Хемотаксис –
Аэротаксис –
Фототаксис –

  • Назовите функции основных структур клетки бактерий:

Клеточная стенка –
Капсида
Жгутики –
Фибриллы –

  • Прочитайте дополнительный учебный материал, дайте определения:

Сапротрофы
Паразиты –

  • Какую роль играет образование спор у бактерий?
  • Если Вы уверены, что усвоили материал УЭ – 2, переходите к

УЭ – 3.

  • Если не уверены, что всё поняли, ещё раз внимательно не торопясь, прочтите §33.

Цель: закрепить учебный материал.

УЭ – 3. Бактерии в организме человека.

  • Прочитайте §34;
  • Дайте определение науки микробиология.
  • Какие бактерии называют нормальными сожителями, а какие болезнетворными?
  • Из § 34, а также из дополнительного материала выпишите названия болезней, вызываемых бактериями и возбудителей этих болезней;
  • Выпишите названия полезных бактерий.
  • Ответьте на вопросы 1-3 стр. 137
  • Если вы без затруднений ответили на вопросы, переходите к УЭ – 4, если вопросы вызывают у вас затруднения, прочитайте ещё раз §34.

Цель: выяснить каково значение бактерий для человека.

УЭ – 4 Роль бактерий в природе.
 

  • Прочитайте §35
  • Выпишите в тетрадь понятие «штамм» и « клон».
  • Составьте схему, иллюстрирующую роль бактерий в биосфере.

Для составления схемы используйте материал учебника и дополнительный материал из правой колонки.

Роль бактерий

1 2 3 4 5

 

Цель: охарактеризовать роль бактерий в биосфере.

УЭ – 5 Закрепление полученных знаний

  • Ответьте устно на вопросы ( эти же вопросы будут предложены на следующий урок в виде обобщающего теста).
  1. Какая группа бактерий является самой древней?
  2. Как называются бактерии, обитающие в бескислородной среде?
  3. Какая группа бактерий способна к фотосинтезу?
  4. Какие бактерии находятся в симбиозе с грибами в теле лишайника?
  5. Какая особенность отличает актиномицет от других бактерий?
  6. Как называются шарообразные бактерии? в форме запятой? палочковидные? в форме спирали?
  7. Какое вещество входит в состав клеточной стенки у бактерий?
  8. Какую функцию выполняет капсида?
  9. Какой органоид выполняет функцию передвижения у бактерий?
  10. Что такое таксис?
  11. Чем различаются фототаксис, хемотаксис и аэротаксис?
  12. Какую функцию у бактерий выполняет спора?
  13. Как называется наука, изучающая микроорганизмы?
  14. В чём проявляется уникальность бактерий по сравнению с другими живыми организмами?
  15. Как называется группа бактерий, которая вызывает заболевания человека?
  16. Какие бактерии являются возбудителем сифилиса?
  17. Какие бактерии являются полезными сожителями для человека?
  18. Каким способом размножаются бактерии?
  19. Какую группу бактерий называют сапротрофами?
  20. Как называется искусственно выведенная популяция бактерий?
  21. С корнями каких растений находятся в симбиозе азотофиксирующие бактерии?
  22. Какова роль клубеньковых бактерий?
  23. Какую роль могут выполнять в природе бактерии?
  24. Какую роль в биогеоценозе выполняют бактерии?
  25. Какая группа бактерий используется человеком для получения кефира, сметаны, простокваши?
  26. Какие органоиды отсутствуют у бактерий?
  • Закройте учебники и тетради и выполните тест, предложенный учителем. Желаю успеха!

Цель: закрепить полученные знания, подготовиться к тестированию по теме «Бактерии».

Тест по теме «Бактерии, их многообразие и роль в биосфере»

1 вариант

1.Какие бактерии являются возбудителем сифилиса?

а) кишечная палочка;
б) бледная спирохета;
в) холерный вибрион;
г) сальмонелла

2.Какие бактерии являются полезными сожителями для человека?

а) хламидии;
б) палочка Коха;
в) бифидобактерии;
г) микоплазма лёгочная.

3.Каким способом размножаются бактерии?

а) вегетативным;
б) спорами;
в) делением;
г) митозом.

4.Какую группу бактерий называют сапротрофами?

а) живущих в организме животных;
б) обитающих на растениях;
в) питающихся органическими веществами мёртвых тел;
г) питающихся живыми организмами.

5.Как называется искусственно выведенная популяция бактерий?

а) сорт;
б) порода;
в) штамм;
г) популяция.

6.С корнями каких растений находятся в симбиозе азотофиксирующие бактерии?

а) паслёновые;
б) бобовые;
в) злаковые;
г) лилейные.

7. Как называются бактерии, имеющие форму запятой?

а) тетракокки;
б) спириллы;
в) вибрионы;
г) бациллы.

8.Какова роль клубеньковых бактерий?

а) формируют клубни у корней;
б) преобразуют атмосферный азот;
в) разлагают корни у бобовых растений;
г) превращают неорганические вещества в органические.

9. Движение бактерий под воздействием химических веществ называется:

а) фототаксис;
б) термотаксис;
в) хемотаксис;
г) дитаксис.

2 вариант

1.Какую роль могут выполнять в природе бактерии?

а) преобразуют атмосферный азот;
б) синтезируют витамины и ферменты;
в) разрушают синтетические органические соединения;
г) всё перечисленное выше.

2.Какую роль в биогеоценозе выполняют бактерии?

а) консументы;
б) продуценты;
в) редуценты;
г) потребители.

3.Какая группа бактерий используется человеком для получения кефира, сметаны, простокваши?

а) молочно-кислые;
б) бактерии брожения;
в) бактерии гниения;
г) клубеньковые бактерии.

4.Какие органоиды отсутствуют у бактерий?

а) рибосомы;
б) митохондрии;
в) цитоплазма;
г) мембрана.

5. Спириллы имеют форму:

а) запятой;
б) шара;
в) палочковидную;
г) спирали.

6. Направленное движение бактерий под воздействием кислорода называется:

а) хемотаксисом;
б) аэротаксисом;
в) фототаксисом;
г) гидротаксисом.

7. Какая бактерия является возбудителем туберкулёза:

а) сальмонелла;
б) кишечная палочка;
в) палочка Коха;
г) бледная спирохета.

8. Термофильные бактерии обитают:

а) в растворах солей;
б) в нефтеносных породах;
в) в других бактериях;
г) в горячих источниках.

9. Запасными веществами бактерий являются:

а) полисахариды;
б) полифосфаты;
в) жир;
г) всё выше указанное.