Есть такое слово – дисциплина.
Без неё нельзя. Получится хаос.
Вот в чем искусство:
оставаться самим собой
и в то же время быть, как все...
Николай Тремасов
Цели и задачи:
- Профилактика правонарушений.
- Воспитывать законопослушного гражданина, способного отвечать за содеянное.
- Повышать правовую грамотность, развивать способность анализировать и оценивать свои поступки.
Предварительная работа:
Чтение и анализ произведений Н.Тремасова, Ф.К.Андрианова, Вл. Железникова, правовых документов (эксперты), вопросы для дискуссии:
- Каждый ли может оступиться?
- Что толкает на совершение нарушений?
- Легко ли нас уговорить?
- Умею ли я сказать себе и своим друзьям вовремя слово “нет” ?
- Что может нас удержать и остановить от нарушения норм и законов?
Оборудование: презентация, текст основных понятий (приложение №1), плакаты, видеоролик, книги, Кодексы РФ и др.
Учитель. (слайд № 1)
Ребята, сегодня мы проводим очередной классный час из цикла “Закон и мы”. Наше занятие пройдет в форме дисскусии по заранее данным вопросам, с анализом ситуаций из литературных произведений.
На нашем мероприятии присутствуют гости, представители правоохранительных органов..., которых мы приглашаем поучаствовать в нашей беседе в качестве консультантов.
На одном их классных часов вы отвечали на вопросы анкеты, один из которых заставил меня задуматься, а ваши ответы на него подтолкнули к проведению занятия на тему: “Подожди – не торопись, сделав шаг - остановись...”
Вопрос звучал так: “Что может нас удержать и остановить от нарушения норм и законов”? 55% ответили - сила воли.
Частично с вами соглашаюсь, но возникают и другие вопросы:
- Все ли обладают силой воли?
- Что толкает на нарушение норм?
- Легко ли нас уговорить?
- И где та грань, за которую нельзя заходить?
- Нужно ли знать Законы и наказания, которые последуют за их нарушение?
Думаю, что на некоторые вопросы мы сегодня сможем найти ответы в ходе нашего мероприятия.
Но прежде, чем мы перейдем к основной нашей работе, вспомним и прокомментируем основные понятия, изученные на предыдущем классном часе.
Ответьте, что общего и чем различаются такие понятия, как проступок, правонарушение, преступление? (Слайд №3)
(Ответы учащихся Приложение № 1).
Учитель.
Вы рассказали в чём отличие этих понятий, а что же между ними общего?
(Все они являются нарушениями норм и законов, в большей или меньшей степени).
Учитель.
Как правило, все начинается с малого, а как важно вовремя остановиться и хочется сказать: “Подожди, не торопись, остановись, подумай!”
Ребята, вы готовились к сегодняшнему занятию по - группно. Каждой группе было предложено прочитать и проанализировать произведение, ответить на один или несколько данных вопросов, рассказать какие нарушения совершают герои книги, а экспертам – дать правовую оценку этим деяниям.
Мы предоставляем слово первой группе, а остальных приглашаем присоединиться к ним в обсуждении ситуации, о которой ребята расскажут.
(Слайд № 4)
1 ученик.
Наша группа читала и анализировала книгу нашего земляка Федора Константиновича Андрианова “Вижу зеленый”. В ней писатель рассказывает о простой семье Коваленковых. Мама работает в поликлинике, отец, когда-то добрый и трудолюбивый человек, столкнувшись с жизненными трудностями, теряет любимую работу. Он устроился на новую, но не сумев устоять от соблазнов и уговоров товарище, начал пить, сильно изменился, устраивал дома пьяные скандалы, озлобился, и всю свою злость направил на семью, бил жену и издевался над ними. Их сын, Толик, молодой человек, ученик 9 класса, лучший вратарь юношеской команды города по футболу....
Учитель.
Какую ситуацию вы исследовали? На какой вопрос искали ответ?
2 ученик.
Мы рассматривали ситуацию, когда Толик после очередного ночного скандала дома приходит в школу, а друг предлагает ему выпить.( Зачитывается отрывок.)
Ученик. Легко ли его было уговорить и почему он на это соглашается?
Анализируя, мы пришли к выводу, что Толик легко соглашается на предложения друзей, ему даже нравятся ощущения, которые он получает.(Зачитывается отрывок)
Ученик.
Через несколько дней, он вновь оказывается в такой же ситуации (зачитывает отрывок).
Учитель.
Я обращаюсь к слушателям. Что совершает главный герой? Какое наказание он может получить?
Ответы уч-ся.
Правильно ли вы ответили, мы узнаем у наших экспертов.
Ученик-эксперт. (слайд № 5)
Верно ответили те, кто сказали, что Толик совершил правонарушение.
Это административное правонарушение предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации “Распитие алкогольной продукции в общественных местах”. Она гласит:
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до семисот рублей.
Статья 20.21 предусматривает
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.
Учитель.
А наши консультанты согласны с мнением экспертов и ребят? Правы они?
(Комментарии от представителей правоохранительных органов)
А мы передаем слово ребятам из второй группы.
Ученик 1. (Слайд №6)
Мы читали и анализировали повесть Николая Тремасова “Нежности волчицы”.
Главной героиней является учащаяся 10 класса Оля, которую прозвали волчицей, за злобный и мстительный характер.
Ученик 2.
Героиня нашей книги совершает много необдуманных деяний. Она считала, что “ против всех обид наилучшим средством является сила. Грубая сила – есть зло и ответом на неё будет тоже зло”. Но она сильная личность, умеющая анализировать свои поступки. В конечном итоге она поняла, что “чем больше она старалась быть сильной, тем больше зла получала в ответ, тем злее становилась сама”. Получался замкнутый круг, из которого она хотела выйти, но не получалось.
Учитель.
Но что толкало её на эти поступки?
Ученик.
Социальная среда , в которой она вынуждена была находиться, обстановка дома. Её мать пила беспробудно, опустилась сильно, все над ней смеялись. А обида за мать, за себя росла и превратилась в месть.
Ученик.
А еще круг её общения. Они обворовывали дачи, кричали на детской площадке и пили пиво, ввязывались в драку. Она конфликтовала с одноклассниками, учителями, со всеми кто ей делал замечания.
Учитель.
К чему в конечном итоге приводит такая вольная жизнь?
Ответы.
- Совершает избиение друга в его же квартире, когда тот отказывается дать ей денег.
- Сговариваются ограбить человека, она должна его заманить в темное место, но увидев нож у друзей, уводит мужчину в сторону.
- Она жестоко избивает свою мать на глазах у всей школы.
Учитель.
Ребята, что совершает Оля?
Ответ преступление.
Эксперты. Она совершает несколько преступлений. (Слайд № 7)
1. Избиение.
Наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей ,либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
2. Статья 163. Вымогательство
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 163]
1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей
3. Статья 161. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -
наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Грабеж, совершенный:
а) группой лиц по предварительному сговору;
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей .
(Комментарии и примеры из настоящей жизни местных ребят приводят представители правоохранительных органов.)
Учитель.
Спасибо. А мы передаем слово третьей группе.
Ученик. (Слайд № 8)
Мы читали книгу Владимира Железникова “Чучело 2”.В ней рассказ идет от имени одной из главных героинь Зои Смирновой, которая рассказывает о своем детстве. Несколько девочек, объединившись в группу, объявляют себя фанатами молодого талантливого музыканта под псевдонимом Самурай...
Они носили особую одежду, как у него, встречали и провожали до школы, присутствовали на всех концертах, дрались с теми, кто не с ними. Ему это льстило.
Ученик.
Однажды, чтобы произвести на них впечатление, покрасоваться перед ними, он по их предложению угоняет автомобиль, они вместе катаются по улицам,(с.32) . Они трусливо убегают с места преступления, не оказав им помощи. Затем врут и изворачиваются, выгораживая друг друга, но в итоге главный герой получат свое наказание, долго мучается угрызениями совести, страдает морально.
К ребятам - как вы думаете, что его толкнуло на это преступление?
Ответы. Хотел похвалиться, показать, что он крутой и все может.
Учитель.
Слово экспертам. (Слайд № 9-10, 11)
Эксперты.
Их действия подпадают под статью 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору; наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей , либо лишением свободы на срок до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Учитель.
А что стало с вашими героями? Смогли ли они измениться? Кто-то помог им?
Ответы.
1. Оле помог тот прохожий, которого они хотели ограбить. Она смогла рассказать ему о своей жизни, а он ей дал совет: “Определи себе цель. Без неё человек, как без опоры и жизнь без цели похожа на мышиную возню. ”
2. А директор школы, когда она уходила в другую, сказал: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Каждый имеет свои обязанности перед ним и права, естественно, тоже. А когда каждый будет сам по себе, что получится? Анархия!” И Оля соглашается с ним: “Да, всем нужен порядок и дисциплина”.
3. А нашего героя Толика останавливает разговор с мамой о слабоволии. (стр. 62 или 369) Зачитывает.
4. Наш герой понес свое наказание, он отсидел год и вернулся, но вернулся подавленным и даже забросил музыку. Но семья и героиня, от имени которой идет рассказ, её любовь, возвращают его в будничную жизнь на воле.
Учитель.
Мне кажется, мы сегодня рассмотрели важные вопросы. Получили сведения экспертов о наказаниях и законах. Мне хотелось, чтобы вы прежде чем что-то совершить, думали о последствиях, учились бы вовремя говорить себе и друзьям “нет”, чтобы берегли себя и своих близких. А знания законов полезно, ведь если ты предупрежден, значит вооружен.
Подведем итоги. И предоставим слово нашему гостю....
Просматривается видеоролик “За здоровый образ жизни”
Диалог между ребятами и гостями.
Спасибо за напутствие. А в заключение хочется привести несколько цитат из книг, которые вы прочитали. (Слайд № 12-13)
“В каждом есть что-то хорошее. Хорошим живет человек, а не плохим. Плохое убивает в человеке Человека...”
“Жизнь без ошибок не бывает, надо их вовремя исправлять”
А лучше “Подождать, не торопится, а, сделав шаг – остановиться и подумать...”
Спасибо всем за участие в дискуссии.