Класс: 3
УМК: “Школа России”
Автор учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки.
Задачи урока:
Оборудование:Рабочая тетрадь, ноутбуки, индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд, сигнальные круги.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку
Сигнальные круги (напомнить значение цвета)
- жёлтый – справились с заданием легко и быстро,
- зелёный – немного затруднялись, но выполнили задание правильно,
- красный – с заданием не справились, нужна помощь
2. Минутка чистописания
Петля вверх, петля вниз, три е
3. Актуализация знаний.
- Вспомните части речи и заполните таблицу.
Карточки со словами у команд:
- побежал дорожка весенняя онпод и
- прилетели солнце синяя тыза а
- запели лес снежная она отесли
- зашумели подружка нежная мы надили
- проскакал птицы главная яперед да
Части речи
Самостоятельные |
Служебные | |||
имя существительное | имя прилагательное | глагол | местоимение | предлоги |
союзы | ||||
? |
- Расставьте части речи по своим местам (работают в группах, выбирают названную часть речи и закрепляют карточку на доску)
- Служебные части речи “обслуживают” самостоятельные части речи.
- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.
Проверка с помощью сигнальных кругов
4. Словарная работа
- Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной служебной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.
Кроссворд “Про школу”
1) Учащийся в школе. (Ученик)
2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)
3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)
4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)
5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)
6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)
7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)
- Какое слово получилось по вертикали? (частица)
5. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами в этих пословицах.
- Возьмите карточки и подчеркните глаголы. (Приложение 2.)
- Какая частица стоит перед каждым глаголом?
- Частица НЕ.
Вывешивается на доску тема урока: Частица НЕ с глаголами
- Запишите глаголы, которые вы подчеркнули, вместе с частицей не.
Детям раздаются карточки (Приложение 3)
- К концу урока вам нужно будет заполнить эту таблицу. Познакомьтесь с ней. Если можете, то уже сейчас отметьте то, что вам известно.
6. Работа по теме.
А) К какой части речи относится частица?
- Подумайте, к какой группе частей речи отнесём частицу. Почему?
В таблицу в колонку “служебные” закрепляется слово “частица”
- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи).
- Правильно, это служебная часть речи - частица.
Б) Правило написания глаголов с частицей не
- Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?
Дети высказывают своё мнение.
- Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его?
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
В.Агафонов
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
- Как пишется не с глаголами? (Отдельно).
- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не.
В) Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей не и без нее.
- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.
- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?
- ждут – не ждут
- машут –не машут
- идут – не идут
- поют – не поют
- летят – не летят
- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?
- Действительно, частица не выражает отрицание.
- Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу – Петру Вяземскому и написал в детском альбоме его сына стихи. В них содержался очень важный совет.
- Прочтите эти строки:
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то...
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!
- Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай)
- Что обозначает частица не? (запрет на действие).
ФИЗМИНУТКА. Артистическая мастерская
- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.
Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?
- Буду – не буду!
- Могу – не могу!
- Хочу – не хочу!
- Стану – не стану!
- Кричу – не кричу!
Г) Глаголы-исключения
На доске закреплены глаголы-исключения
- Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают. Соедините стрелками слово и его лексическое значение.
- Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
- Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
- Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
- Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
- Недомогать – это значит злиться, беситься.
- Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.
- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕ не употребляются.)
- В этих словах НЕ – это приставка.
- Эти слова пишутся сне слитно.
- ненавидеть
- негодовать
- неволить
- недоумевать
7. Закрепление изученного.
- Прочтите предложения
- Здоровье за деньги купишь.
- Кашу маслом испортишь.
- Ложь человека красит.
- Согласны вы с этими высказываниями?
- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).
- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).
- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).
- А смысл пословиц?
8. Развитие речи. Дополнительное задание (если дети в группах справляются с заданиями быстро, можно предложить им дополнительное задание)
Творческая работа в группах.
- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
- Где уместно разместить такой текст?
- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).
- Предлагаю вам выполнить творческое задание.
- Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
(группам раздать картинки)
Тексты посвящены разным темам:
- 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
- 2 группа - о правилах поведения в столовой.
- 3 группа - о правилах пользования книгой.
- 4 группа – о правилах поведения на уроках
- 5 группа – об отношении к малышам
Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами.
9. Закрепление
Самостоятельная работа с мультимедийным тренажёром
(Презентация – тренажёр)
10. Обобщение пройденного
- Заполните таблицу (задание группе)
Что такое не? | Частица |
К какой части речи относится это слово? | Служебная |
Когда оно употребляется в речи? | Отрицание Запрет |
Как пишется не с глаголами? | Раздельно |
Исключения | Слитно
|
11. Выходной контроль.
- Закончите предложения
- Сегодня на уроке я узнал ...
- Я научился ...
- Я понял, что ...
- Было интересно ...