Цель: Формирование умения обосновывать написание слов, распознавать
орфограммы. Развивать умение проверять слова с безударными гласными. Продолжать
работу по правописанию парных согласных.
Прививать любовь к природе, интерес к чтению.
Оборудование: Снежинки, сигнальные карточки.
План:
Актуализация опорных знаний.
Сядем все красиво, прямо.
Если друг твой
Рядом пишет.
Он тебя не должен слышать.
Ответить хочешь не шуми, а
только руку подними.
– Какое сейчас время года?
Вот север, тучи нагоняя,…
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
– Да, зима наступила по календарю.
– Но, какая, же зима без снега?
А его все нет!
Но к нам на урок прилетели, послушайте
“Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла, и пропала”.
(Снежинки – снег.)
– Правильно это волшебные снежинки. Каждая нам принесла задание. Если мы будем невнимательны они растают.
А в конце урока мы узнаем секрет снежинок.
Седьмое декабря орфограмма.
Классная работа объяснение.
II. Формирование умений и навыков.
Задание 1 снежинки.
а) Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Как понимаете пословицу? (Календарь природы – чтение.)
б) Минутка красивого письма.
а о е и я.
Сегодня мы продолжим разговор о безударных гласных в корне.
Правило: Если буква гласная вызвала сомнение, то ее немедленно ставь под ударение.
Задание 2 снежинки.
Она принесла нам загадки.
Поможем разгадать.
– Кто деревья красит белым
И всю землю кроет снегом
Кто стелит белые перины
Разукрасил все витрины
Это ведь она сама наша – (зима).
Пишем зима (зимний).
– Как проверить безударную гласную в корне?
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая букваЗдесь поможет нам наука
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья.Безударный гласный! – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.
Слушаем 2-ую снежинку.
Каждый молод
В зимний (холод – холодный).
Какое слово является по составу проверочным?
3-я снежинка.
– Какой это мастер на стекла нанес.
И листья и травы и заросли роз.
Мороз – непроверяемая безударная гласная, словарное слово.
Словарная работа.
Мороз
Молоко Правило оло – оро
Молоток
Снежинка благодарит вас, не дали ей растаять.
К нам лежит 3-я снежинка (картинка).
Устный диктант.
(сосна – сосны, гряда – гряды, сова – совы, вода – воды, трава – травы, стрела – стрелы).
Летит 4-я снежинка.
Она такая веселая, загадочная. Посмотрите на доску, она заморозила буквы и они стали маленькими снежинками.
Нам надо расколдовать их.
Тогда они растают и станут безударными гласными.
Зрительный диктант.
Зима сп*шит (спешка).
Хл*почет (хлопоты)
Укутала в сн*га (снег)
Все кочки о п*нечки (пень)
Скамейки и ст*га (стог)
(О. Высотская).
Стог – правило.
Если слышишь парный звук
Будь внимательный мой друг
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй.зуб – на зубы, лед – на льды
Будешь грамотным и тыЗвук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй!
Грядка Нет чего?– нет грядок
А тетрадка?– нет тетрадок
5-я снежинка.
Напоминает о себе.
Устный диктант. (Карточки.)
(снег-снега, дуб-дубы, гриб-грибы,
зуб-зубы, мороз-морозы, сад-сады)
6-я снежинка.
Вернемся к стихотворению.
Какими словами автор передает действие зимы. (Спешит, хлопочет, укутала.)
Много действий делает зима
и она действительно наверное
скоро к нам придет со снегом,
метелью, своими прелестями.
Минута отдыха.
7-я снежинка.
Природа тоже ждет зиму.
Дети читают стихи о зиме.
Задание. Составить предложение о зиме.
Разобрать по членам и частям речи.
Идет суровая зима.
Самостоятельная работа. Упражнение 215
III. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Как проверить безударную гласную?