Замечательным средством сохранения здоровья педагогов является Арт-терапия или излечение искусством. Приемы арт-терапии позволяют:
- Уменьшать психоэмоциональное напряжение и раздражительность, проводить профилактику подобных нарушений и повышать жизненный тонус.
- Помогают выразить агрессивные чувства в социально-приемлемой форме.
- Облегчают выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов.
- Способствует установлению позитивных отношений педагогов друг с другом
- Позволяет сублимировать негативную энергию в творчество
Цель: сохранение психологического здоровья педагогов средствами музыкотерапии и танцетерапии.
Педагог-психолог: “Сегодня, я предлагаю вам зарядиться радостью, поучаствовав в работе одной из наших арт-терапевтических мастерских “Жизнь как ритм и движение”
Я рада, что мы смогли встретиться. Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить друг другу радость встречи”.
Упражнение “Подарок”.
Приготовить картонные заготовки в форме сердца, по 2 на каждого участника, ручки.
Участники получают по 2 сердечка, на каждом из которых они должны написать по одному из своих лучших качеств. Все картонные заготовки складываются в мешок и перемешиваются. Мешок убирается в сторону.
Упражнение “Давайте поздороваемся”.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руку;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
(Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.)
Упражнение “Говорящие очки”.
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: “Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?” Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
Упражнение “Танец отдельных частей тела”.
Цель: “разогрев” участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, “танец головы”, “танец плеч”, “танец кистей рук”, “танец живота”, “танец ног” и т. д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Мини-лекция “Основы музыкотерапии”.
Педагог-психолог: “Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия делится на активную и пассивную.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание различных музыкальных произведений, которые соответствуют психическому и психологическому состоянию здоровья пациента.
При активной музыкотерапии пациенты сами “творят”: поют песни и танцуют.
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области.
В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов! Так, например, московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.
В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека?
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма.
Врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности. Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим. Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе – это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь – один из главных инструментов лечебного воздействия.
Сейчас, мы прослушаем "Аве Мария" Шуберта(5 минут), которая нас успокоит, уменьшит чувство тревоги и неуверенности”.
Рефлексия: обсуждение по кругу, что чувствовали педагоги во время прослушивания.
Педагог-психолог: “Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм – составляющая любой музыки. Как известно, ритмом обладает и наше тело. А биологические ритмы определяются мозговыми зонами. Соответственно, музыкальные ритмы могут легко воздействовать на эти области мозга. В зависимости от частоты, ритмы нас либо синхронизируют, либо активизируют. Недаром энергичная музыка заставляет нас активно двигаться, об этом прекрасно знают тренеры в фитнес-клубах и спортзалах. Вот распорядителям художественной выставки, где посетители не торопясь рассматривают картины, выбирают плавную расслабляющую музыку. Каждый орган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце – яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание"”.
Упражнение “Ритмические хлопки”.
Цель: снятие усталости, беспокойства, напряжения.
Педагог-психолог. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: “Стоп!”
Педагог-психолог: “Музыка оказывает положительный эффект не только когда ее слушают, но и когда напевают – любимые песни или просто понравившиеся мелодии. Можно напевать даже отдельные звуки, которые обладают большой целительной силой.
Каждый звук, как известно, имеет свою частоту. Наши внутренние органы и системы также функционируют в заданном природой диапазоне частот. Болезни и стрессы меняют характеристики этих частот. Но поскольку частоты, на которых "работают" сердце или печень человека, совпадают со звуковыми вибрациями, значит, можно корректировать состояние этих и всех остальных органов произнесением самим пациентом соответствующих звуков. Этим принципом пользовались еще древние врачеватели. И в наши дни, например, китайцы для оздоровления различных органов используют специальную звуковую гимнастику, а йоги применяют мантры – особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту, и силу звука. Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим”.
Педагог-психолог: То, о чем мы говорили сейчас, еще раз подтверждает: все, что нас окружает, подчиняется особым законам природной гармонии. И мы должны стремиться поддерживать ее и вокруг, и внутри себя. Впрочем, совсем необязательно так мудрить, иногда бывает достаточно пропеть несколько строк из последнего хита, неважно в чьем исполнении – чтобы отвлечься от дурных мыслей, выплеснуть накопившуюся энергию и вернуть себе хорошее настроение. Так что не стесняйтесь мурлыкать себе под нос или подпевать любимому певцу, слушая его песни по радио.
А теперь, перейдем к танцетерапии.
Все вы знаете, что стрессы приводят к мышечным зажимам. Одним из лучших и непринужденных средств, снимающих мышечное напряжение, является танец.
Расслабляется тело – расслабляется и психика, освобождаются подавляемые эмоции, свободно течет энергия по каналам тела, улучшается здоровье.
Танцевальная импровизация – это способы спонтанного движения, где человек выражает себя и свои чувства. “Вытанцевать” настроение, конфликт, чувство, ощущение, означает пройти половину пути к выздоровлению.
В целительном танце неважно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь и выражаешь своим танцем. Танцевать нужно всем телом, даже глазами.
Танцевальная импровизация помогает:
- Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
- Выразить чувства, для которых нет слов.
- Освободить свое тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
- Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.
Как начать? Стоя ощутить свое тело как единое целое, „войти в состояние“. Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела. Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое. Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело. Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается. Не надо руководить этим процессом”.
Динамическая медитация “Музыка завтрашнего дня”.
Педагог-психолог: “Суть медитации такова: любой день имеет свой ритм, и если сегодня как-то все не задалось, значит, и ритм этого дня, то есть ваш день, не самый удачный. Не важно, гармонично или нет, Вы звучите. Важно то, что сегодня вы звучите в унисон, выбиваясь из общего ритма Вселенной. Чтобы создать лучшее завтра, то есть, такой день, который будет заведомо лучше сегодняшнего, нам нужен другой ритм. Какой? Каждый из вас его создаст сам.
Я настрою проигрыватель так, чтобы он воспроизвел три трека один за другим.
Но перед этим настройте себя так, как будто внутри вас – пусто и тихо. Никого нет дома.
А теперь самое главное, отпустите свое тело и наблюдайте, как оно сливается с музыкой. Ну, например, представьте, что вы вышли погулять с ребенком. Он бегает, играет, а вы просто смотрите за ним. Так и с телом – музыка играет, гремит (чем громче, тем лучше), а вы наблюдаете, как музыка проникает в тело и где-то внутри, в пустоте, зарождается ритм внутренней музыки. И он становится все отчетливее, все ритмичнее, все необычнее и тело начинает ему отвечать, а вы просто наблюдаете.
Если сказать совсем уж просто, вам нужно станцевать три танца под скачанные треки, но, нельзя делать заученные танцевальные движения и стараться быть красивыми. Нам не нужен танец самолюбования. Нам нужен необычный, рваный, непривычный танец, поэтому, танцуя, наблюдайте за собой и, как только замечаете, что начинаете выполнять какие-то повторяющиеся, свойственные вам движения, сразу же начинайте делать что-то другое. Через некоторое время вы почувствуете, что тело танцует само по себе, без всяких указок с вашей стороны, дергаясь, извиваясь так, как ему хочется.
Как только этот момент наступил, сливайтесь с этим танцем, то есть, прекращайте наблюдать и отдайтесь движениям и ритмам. Станьте безумными – не надо умничать и стараться быть красивыми, как я уже сказала. Просто двигайтесь, пресекая все привычные манеры и уводя себя в сторону необычного. Это-то ум и выключает.
Возможно, у вас возникнут какие-то видения, образы воображении. Отлично! Наблюдайте их. Возможно, развернется какая-то история. А вполне возможно, никаких образов и не будет, и вы просто потанцуете, получив приятные эмоции и внутренне успокоившись. Тоже хороший результат.
Что происходит и зачем это нужно? О…!!! Хороший вопрос. Эта медитация сбивает вас с привычного ритма, который задает неудачный день. Каким будет новый ритм. Кто знает? Но явно не хуже того, что был. Почему? Потому что в самом начале упражнения вы создаете в себе намерение.
И еще, если тело танцевать никак не хочет, стоит и ждет чего-то, волевым усилием его в танец запустите. Раскачайте. Оживите его. А потом отпустите. Договорились? Ну и отлично. Приступаем…..
Упражнение “Дрожащее желе”.
Цель: снятие мышечного напряжения.
Педагог-психолог: “Подойдите ко мне и встаньте напротив. Плотно прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как надо раскачиваться, следите за моими руками...
В течение одной минуты психолог показывает, как держит в руках огромное блюдо и встряхивает его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко останавливается – дрожащее желе успокоится не сразу.
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять. Опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны”.
Педагог-психолог: “Хорошо известно, что приятные уху звуки обладают уникальным эффектом расслаблять и успокаивать. В наши дни, когда человек постоянно подвержен большому количеству стрессовых ситуаций, а количество психологических заболеваний неуклонно растет, на помощь может прийти музыка здоровья.
Я предлагаю вам сейчас провести сеанс релаксации с голосом ведущего Рушеля Блаво, специализирующегося в области музыкотерапии. Его Музыка здоровья предназначена для психического расслабления, для повышения энергетического уровня, отдыха, сна, снятия стресса и нормализации нервной системы. Для повышения противовирусного иммунитета, для нормализации систем микроциркуляции крови. (11 мин. 50 сек.). А теперь приготовились слушать музыку здоровья (далее следует рефлексия, кто как себя чувствовал)
Заключительная часть:
Педагог-психолог предлагает участникам тренинга достать из мешка по 2 сердца и подарить тем из коллег, кто, по их мнению, обладает указанными на них качествами.