Урок музыки по теме "О Росси петь, что стремиться в храм. Древнейшая песнь материнства" по УМК "Музыка" 1–4, под ред. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цели и задачи:

  • расширить представление обучающихся о значимости материнства для человечества через синтез разных искусств (живопись, поэзия, музыка);
  • через зрительный ряд икон, картин, посвященный Богоматери, обратить внимание к поэтизации ее образа(“Нечаянная радость”, “Всех скорбящих радость”, “Неувядаемый цвет”, “Утоли моя печали”, “Милостивая”);
  • через музыку, посвященную Богоматери, поэтические тексты закрепить значимость образа материнства;
  • сформировать восприятие образа Богоматери во всех видах искусства как древнейшую песнь материнства.

Оформление зала: компьютер, проектор, синтезатор, медиатека, репродукции картин Рафаэля и В. Васнецова, иконы с образом Богоматери, карточки для групповой работы, карточки с текстом тропаря

Ход урока

I. Инициация. Звучит “Ave, Мария” Ф.Шуберта в оркестровом исполнении (см. слайд 1. Приложение). Дети под музыку входят, садятся на свои места.

II. Погружение в тему. Беседа по услышанной музыке:

  • какая по характеру прозвучала музыка? (Душевная, спокойная, мягкая)
  • какое настроение вызвала эта музыка? (И грустное и светлое)
  • какой тембр. (Мягкий, не резкий)

III. Формирование ожиданий учащихся.

Учитель: Молодцы, вы так хорошо о ней рассказали, а написал её немецкий композитор Ф.Шуберт и посвятил её главной маме Деве Марии-Мадонне, а называется это произведение “Ave, Мария!”, в переводе – “Радуйся, Мария!” Как вы думаете, о ком у нас сегодня на уроке пойдёт речь? (о женщине, о маме)

Исполнение песни “Мамочка, моя” (напев взят с любительской магнитофонной записи 80-х гг., г. Москва. Одного из женских монастырей) Приложение 3

IV. Интерактивная лекция

Выступление учеников, которые заранее подготовили материал по работе Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.

Первый выступающий: Образ святой девы Марии воспевали и художники. Перед вами картина великого итальянского художника эпохи возражения Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. Излюбленной темой мастера была тема Мадонны. Он показал её в многочисленных картинах.

Второй выступающий: К числу великих творений мирового искусства принадлежит “Сикстинская Мадонна” (для монастыря св. Сикста в г. Пьяченце – отсюда его название). У Рафаэля тема Мадонны – эта тема идеального существа, лишает картину конкретной , земной обстановки.

Учитель дополняет выступление учеников: раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем , спускающееся с небес на землю. Святой Сикст и святая Варвара встречают её. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.

Вся глубина содержания заключена в образе Мадонны, поэтому художник делает её композиционным центром произведения, выделяя выразительным, величественным , совершенным по красоте и обобщенности силуэтом. Внимание зрителя приковывается к Марии движениями остальных действующих лиц: жест руки и взгляд Сикста направляют взгляд к Мадонне, линия покрывала Мадонны и взгляд Варвары возвращают его вниз, к двум ангелам, а их взгляды снова направляют к Мадонне, завершая движение. В образе Мадонны много сложных чувств: лицо овеяно грустью, но остается ясным. Спокойным. В печальном взгляде широко раскрытых глаз, в грустном выражении лица чувствуется ее предвидение страданий сына, и в тоже время ее облик передает решимость человека, способного на величайшую жертву. Огромная внутренняя сила и величие Мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой. Именно гармония внешней красоты и духовного величия воплотилась мечта людей о прекрасном совершенном человеке.

Вопросы:

  • откуда явилась Дева Мария? (С небес)
  • куда направляет свои стопы? (Вниз на землю)
  • куда устремляет свой взгляд? (К народу)
  • каких красок, какого тона больше. На фоне какого цвета происходит действие? (Светлых, голубых)
  • есть ли разница между небом и землей? (А земли и нет)
  • где происходит действие? (На небесах)
  • перед кем стоит Дева Мария? (Перед ангелами, святым Сикстом и святой Варварой)
  • а какое настроение вызывает эта картина? (И грусть, и спокойствие, бережное отношение, ласку, нежность, теплоту)

Учитель: понравилась Вам эта картина? По вашим ответам я поняла, что эта картина понравилась вам. А теперь давайте сравним эту картину с картиной русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Богоматерь с младенцем”

Первый выступающий: современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны". Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Первая икона Божией Матери, несущей впереди себя Младенца Христа, была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней и которую можно именовать "васнецовской". Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.

Второй выступающий: иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Предварительный эскиз "Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов" художник подписал так: "Quasiunafantasia" ("Как будто одна фантазия").

Учитель дополняет: Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук – естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен.Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу. В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, "сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного"

Что общего в этих двух картинах?

1) Образ (Мария с младенцем).

2) Откуда сходят (с небес) – вызывают грусть, печаль.

А что их отличает друг от друга?

1) У С. Рафаэля преобладают яркие, светлые, мягкие краски.

2) У В. Васнецова – коричневые, пастельные, больше темных красок.

Учитель: Лицо у Мадонны – светлая грусть, мягкость во взгляде, лицо у Богоматери- строгое, над головой нимб- признак святости (чего нет у Девы Марии). Картина больше похожа на икону (преобладание ярко-желтого цвета, позолоты).

Выполнение задания по карточкам (на карточках написаны С. Рафаэль и В. Васнецов)

Нужно соотнести данные карточки с предложенными ниже репродукциями:


? Рафаэль – картина

 ? В. Васнецов – икона

Учитель: К образу Девы Марии обращаются не только художники, но и поэты. Русский поэт А. Фет одно из своих стихотворений так и назвал “Ave, Maria”.

Слушаем стихотворение (выходит ученик и читает стихотворение А. Фета)

“Ave, Maria – лампада тиха
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
В душу проникла твоя благодать
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave, Maria, лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха…”

Учитель: А сейчас прозвучат два стихотворения: одно – итальянского поэта Дантэ, а другое А.С. Пушкина, а вы , ребята, должны определить какое стихотворение перекликается с картинами Рафаэля и В, Васнецова. (Ответы учеников)

Первый ученик читает Данте:

“Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя...”

Второй ученик читает А. С. Пушкина:

“Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…”

Учитель: правильно, а какие строчки вам помогли сделать правильный выбор?

(“Как бы небесное виденье Собою на земле являя …” у Данте)
(“Пречистая и нам Божественный спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…” у А. Пушкина).

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительными названиями: “Утоли мои печали”, “Неувядаемый цвет”, “Нечаянная радость”, “Милостивая”, “Всех скорбящих радость”.

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая Святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы (см. слайд 3 в сопровождении фрагмента стихотворения).

Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке…
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. Волошин

Звучит концерт Архангельского “К Богородице прилежно…” в исполнении певчих Христо-Рождественского собора). Приложение 4

В православных храмах в честь святых и праздников звучит особое песнопение и называется- тропарь( слушаем тропарь Владимирской иконе Божией Матери в исполнении певчих Христо-Рождественского собора).

Учитель: Какая мелодия тропаря плавная или есть скачки? (Мелодия плавная, звуки рядом, почти на одном месте.)

Вокально-хоровая работа: По карточкам , на которых написан текст, читаем по фразам, затем в ритме, в котором будем петь, проговариваем этот текст. А теперь в полголоса спокойно, плавно, умиленно исполняем мелодию.

Учитель: А какую мелодию, какого автора мы слушали в начале урока? Ф. Шуберта, давайте еще раз послушаем эту чудесную музыку в исполнении знаменитого итальянского певца Р. Лоретти и проникнимся душой и сердцем к этой удивительной женщине Богоматери с младенцем на руках (см. слайд 4).

Учитель: Русские композиторы, подобно зарубежным, посвящали свои произведения образу Богоматери. Давайте послушаем произведение русского композитора С. Рахманинова “Богородице Дево, радуйся” (см. слайд 5).

  • Какое настроение произведения? (Светлая грусть.)
  • Какие чувства вызывает эта музыка? (Не земные, возвышенные, больше светлых.)
  • На что похожа эта музыка? (На молитву!)

Да, действительно, на одну из молитв написан концерт С. Рахманинова. Ребята, а вы обратили внимание на то, что на картине и иконе женщина с младенцем без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ее “Царицей небесной”, почему?

Ответы детей: Мы ее не видим, ее нет среди нас, мы не можем с ней говорить, но мысленно к ней, на иконе, можно обращаться, потому что она наша утешительница, надежда, опора.

V. Проработка содержания темы

Творческая работа по группам (на столе лежат карточки с разными словами), нужно найти слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери.

Cинквейн подберите 2 прилагательных, которые соответствуют нашей теме урока, 3 глагола, характеризующие вашу работу на уроке, составим фразу из 4 слов, в которой будет написана тема нашего урока.

VI. Подведение итогов урока: С каким образом мы сегодня впервые познакомились на уроке? (С образом Богоматери.)

В каких видах искусства этот образ мы видели сегодня на уроке? (Живописи, поэзии, музыки.)

VII. Домашнее задание:

  • Картины каких художников вы еще знаете, посвященные маме?
  • Вспомните песни, посвященные маме.

Приложение 1,
Приложение 2
Презентация